Вообще известные художники, писатели и поэты не считали начальное обучение делом, недостойным таланта, и с удовольствием создавали первые книги для обучения чтению.
Рассматривание Азбук не только вызывает ностальгию по «счастливой невозвратимой поре детства», но и добавляет пищи для размышлений о насущных проблемах учебников. Например, об одном из актуальнейших вопросов года: направленности учебников, отражении в них идеологии, да просто своего времени.
Частушки к советской - политической - азбуке В. Маяковского, адресованной взрослым людям, открывает вовсе не аист. И при полной устарелости реалий содержание с первого двустишия сегодня актуально. Все же о толерантности проще говорить, вырастить её в себе гораздо сложнее.
Но похоже именно Маяковский создал традицию азбуки как сборника частушек - коротких, запоминающихся рифмовок, обыгрывающих определённую букву.
В досоветскую эпоху азбука была прежде всего книгой, в которой системообразующим было не знакомство с буквами, а упорядочение картины мира и определении места чтения в этом мире
Лев Толстой, создавая Азбуку для своей Яснополянской школы, мечтал «спасти тех тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых», которые «кишат в каждой школе». С «Азбукой» он связывал самые «гордые мечты», создал практически энциклопедию, объясняющую устройство окружающего мира, надеясь, что несколько поколений русских детей, от мужицких до царских, будут учиться по ней и получат из неё первые поэтические впечатления.
И ведь его рассказы к Азбуке читают детям до сих пор. Те, кто ещё читает.
В новое - советское - время Азбуки сохраняют прежнее стремление авторов открыть мир, в котором действуют общие нравственные законы, желание «заразить» интересом, перспективами, которые открывают познание, чтение, действие.
Герои Азбуки Елены Благининой получают удовольствие от активного познания мира, который открыт и доброжелателен к детям.
У С. Маршака азбука стремительная, действующая, глагольная. В его «Живых буквах» - история молодой страны и программа обучения - все дороги открыты, выбирай дело по душе.
Эту же традицию продолжает Букваринск И. Токмаковой - практически уже перестроечный, но закрепляющей уважение к человеку работающему, создающему.
Потому вполне логичным было завершение единственного тогда школьного букваря: «Как хорошо уметь читать!» Чтение - универсальное средство познания, действия, самостоятельности. И непременные атрибуты самостоятельности - ответственность и независимость. И это в то время, когда ни про ФГОС, ни про УУД никто и не думал!
О чём современные азбуки?
Обо всём понемногу.
Динозавров сменили - в духе новейших котоманских страстей - мимимишные. Но как и динозавры, не способствующие созданию картины реального мира.
Есть отдельные азбуки для мальчиков и для девочек. Летом на полном серьёзе обсуждался вопрос о том, чтобы наличие отдельных заданий для мальчиков и для девочек сделать критерием оценки учебников. Всех. Как это могло бы выглядеть, например, в учебнике по химии или геометрии - страшно подумать.
А ещё - нравственности, которая почему-то отождествляется с элементарными культурно-гигиеническими навыками.
Основное впечатление от огромного количества современных азбук - разрозненность и несогласованность. И удивление: почему нравственности, безопасности, патриотизму надо учить как-то отдельно. Раньше ведь получалось всё комплексно. Что разладилось? Неужели - сама жизнь?
И конечно же - электронные азбуки!
С такими убийственными рисунками - будто и не было более чем вековой культурной традиции Азбук в нашей стране - что никакой дивайс не спасёт.
Хотя и не рисунки главное.
Какие правила жизни усвоит первоклассник, какая картина мира сложится у него во многом определяется не едиными учебниками в основной школе, а первой книгой: «С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре».
В одном букваре букваре дети вот уже полвека вручную косят, в другом - нового поколения! - так же вручную пилят дрова.
И вот уже оптимистичного В Берестова сменяет стихотворение, в котором сообщается, что «тому пути открыты, кто ПОДРУЖИТ с алфавитом».
И вот это чудесное стихотворение, в котором «фанту пробует фламинго», а «хор не плох, есть СЛУХ у хора, Царь зверей - его опора! Чтим его - рычит он чисто! шесть заменит он солистов!», предлагается развернуть в творческий проект, привлечь к этому родителей
А по этой Азбуке учится более половины всех первоклассников. Каждый год.
Так и поверишь в необходимость закона о защите детей.
В общем - ждём результатов новой экспертизы учебников. Этот год заканчивается в неизвестности. Но в предвкушении.