Итоги 2013
Старый Новый год
И всё равно мы дети. Нам так страшно
На ёлку опоздать из-за метели,
Из-за трамвая или гололёда
На этот праздник детский опоздать.
Мы женимся, разводимся, простите,
Но всё равно мы дети — мы на ёлку!
И мы летим за праздничной добавкой —
Добавьте нам хоть старый Новый год!
Итоги года 2013: в книгах и журнальных обложках, лекциях и интервью, науке и технологиях, нон-фикшн литературе, мобильных технологиях, фотографиях и репортажах, людях и мемах
Ну вот, окончательное прощание с 2013-м, утверждение дополненного и согласованного списка желаний и надежд - 2014.
Практически все они родом из 2013-го, который многое озвучил, начал изменять, кое-что покрушил, что-то пообещал.
Итоги от эвриканцев: Год прошёл рутинно
Но с надеждой всё же: Тенденция вмешательства
Самая яркая характеристика года 2013-го – всплеск интереса к образованию. Пока больше эмоциональный. С преобладанием яростных претензий и смутной неудовлетворённости. И уверенности, что всё нужно и - можно!!! (???) - повернуть вспять.
Именно министр образования стал самым часто упоминаемым в СМИ
Практически его назначили всероссийским Дедом Морозом - с мешком подарков, про которые точно известно, что будут, но, как часто бывает с новогодними подарками - не вполне оправдывающими ожидания
Поздравление Министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Ливанова
Пока всё же больше - только ожидания. Но в силу внешних для образования обстоятельств те, кого принято называть «простые люди», вынуждены становиться более активными
2013-й закончился, а 2014-й начинается с жизнеутверждающего «общественным экспертом школьных учебников может стать каждый». И это действительно внушает надежды.
Если не считать всерьёз синонимами слова «СТАТЬ» и «БЫТЬ». Первое означает возможность при определённых условиях (например, подготовке), второе - безусловную возможность.
В России образование всегда декларировалось как общее дело. Новый год обещает эту декларацию привести в соответствие с действительностью.
Для этого нужно только желание развиваться и учиться.
Поэтому напутствие человека, изменившего мир, вполне актуально в качестве староновогоднего пожелания:
«Ваше время ограничено. Поэтому не теряйте его, живя чужой жизнью.
Не попадайте в ловушку догмы.
Не позволяйте шуму чужих мнений перебить ваш внутренний голос.
И самое важное, имейте мужество следовать своему сердцу и интуиции. Они точно знают, кем вы хотите стать на самом деле. Все остальное – вторично».
Стив Джобс
Чтобы каждый участник образовательного процесса - родитель, учитель массового или специального образования, руководитель - мог найти интересное и актуальное для себя, мы размещаем информацию о событиях нашего издательства и развитии совместного с издательством «Русское слово» проекта по инклюзивному образованию
Однако даже самого подробного внимания к состоянию исключительно образования детей с ограниченными возможностями здоровья недостаточно - в современном мире всё тесно взаимосвязано.
Мы обеспечиваем широкий контекст, освещая события в области образования, рассказывая о его развитии не только в России (не «за границей», потому что современное образование как раз границы и стирает.
Этот контекст предполагает знание и понимание законодательства, которое в 2013-м кардинально изменилось и продолжает обновляться.
Мы разместили вебинары по сопровождению реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и предлагаем каждому стать участником создания (экспертом) принципиально новых документов, предусмотренных дорожной картой специального и инклюзивного образования.
Законодательство, регулируя инклюзивное и специальное образование как часть общего образования, обеспечивает их ОТКРЫТОСТЬ (которая уже названа в прогнозах – 2014 ведущим трендом).
Воспитатели, узкие специалисты, учителя, образовательные организации сегодня уже не исключительные носители знаний и источники получения образования.
Поэтому наш образовательный контент расширяется за счет широкого культурного и медийного пространства.
Тренды – 2014 в сфере культуры: 2014 год в России объявлен Годом культуры. Вы знаете?
Основная проблема XXI века – это выпадание учителя из общего потока развития культуры и тех изменений, которые происходят в жизни людей
Мы мало экспериментируем, ищем новые способы работы.
Нам нужно посмотреть на тех ребят, которые хоть и лучшие, но не шли в школы в последние годы. В какие же гуманитарные практики они шли?
Когда мы смотрим на эти самые разные гуманитарные практики,мы видим подчас неожиданно, но весьма эффективно возникающее образование и в сфере культуры - в музеях, библиотеках, рекреационном секторе за счет разных программ отдыха, туризма и сервиса, системы консалтинга и подготовки кадров.
Проект концепции Федеральных Государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья в качестве общего результата образования рассматривает введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства. Это можно сделать только сообща, объединив усилия специалистов и родителей, массовой школы и организаций культуры, спорта, досуга.
В период развития принципиально новой образовательной парадигмы мнения экспертов могут принципиально различаться. Для нас важно представить разные точки зрения.
2013-й – год рейтингов, сравнений, опросов.
Учителю, родителю, автору учебника важна эта информация. Однако надо понимать, что у разных рейтингов - разные цели, инструментарий, а выводы из них - это не только о чём рассказывают цифры, но и как эти цифры понимают люди.
Согласно исследованию специалистов ВШЭ, большинство рейтингов, используемых сейчас в России, созданы непрофессионально, «кустарно» и задают ложные приоритеты для развития.
Поэтому мы стараемся размещать на сайте не только рейтинги и результаты опросов (которые безусловно важны для понимания контекста), но и результаты серьёзных научных исследований, которые могут послужить основанием для обоснованного выбора - методов, стратегий, технологий.
Или для сознательного отказа от них.
Материалы сайта обеспечивают разные форматы повышения квалификации и включают как материалы для осмысления, так и семинары и вебинары для дистанционной формы.
Мы стараемся дать разнообразную информацию - о новых материалах, исследованиях, разработках, курсах, не ограничиваясь предметными рамками. Инновационность ФГОС заключается в новом понимании результатов образования - они включают надпредметные умения и общепрофессиональные компетентности. И тот широкий культурный, образовательный и научный контекст, который обеспечивается на сайте, помогает в их формировании.
В специальном разделе организовано методическое сопровождение завершённой в 2013-м году предметной линии учебников «Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала» для учащихся с разной степенью умственной отсталости.
Кроме внутренних, мы используем и внешние ресурсы. Например, завоевавшую в 2013-м мир платформу Coursera, крупнейший в мире международный образовательный веб-сайт, предлагающий онлайн-курсы
Помимо содержательных и организационных вопросов, в центре нашего внимания - возможности, преимущества и риски электронных средств обучения.
И да будет всем нам счастье. Для этого надо совсем немного - знать точно, что надо делать и хотеть это сделать, и любить своё дело.
И - улыбаться!
Судьбоносные двенадцать часов ночи случаются раз в год (в России, правда, есть вариант «доигрывания»).
Пусть у каждого из нас хотя бы раз в неделю случается «шесть дня» - время свободы, когда ежедневный подвиг ещё впереди, и можно всё взвесить и сделать свой собственный выбор.
И пусть у нас всех будет как можно больше красных дней календаря. А чёрные - не как маркер новых потерь, а как напоминание о чьём-то опыте, который не стоит повторять.
И ещё надо помнить слова смешного героя Астрид Линдгрен: «Расцвет сил бывает в любом возрасте!» - ему можно верить, ведь он умел летать.
Пессимисты говорят, что 2014 год будет хуже 2013-го. А оптимисты – что он будет лучше 2015-го.
Мы - реалисты: 2014-й уже есть, и мы живём в нём. Значит, он будет таким, каким мы захотим - ну, хотя бы в ближайшем контексте.