12.01.2014 |
12 января 1746 года в Цюрихе в семье врача родился Иоганн Генрих Песталоцци, один из наиболее глубоких и содержательных педагогов всех времён и народов
Из своих многочисленных начинаний Песталоцци не извлек никакой выгоды. На гонорары от издания книг он строил школы для бедняков. У него не было ничего. Кроме всемирной славы.
Разработанная Иоганном Генрихом Песталоцци теория элементарного природосообразного воспитания и обучения ценна не только исторически, она по-прежнему актуальна. На памятнике Песталоцци нет указаний на его заслуги как отца современной педагогики, но справедливо отмечены его заслуги в качестве «спасителя бедных», «отца сирот», «основателя народной школы» и «воспитателя человечества». Песталоцци ассоциируется с борьбой против господствовавшей до него (в значительной мере продолжающей господствовать и доселе) школьной рутины и как автор идеи важности домашнего образования:
«Всё для других, ничего для себя»
В истории человечества найдется немного людей, у которых дело в такой мере согласовалось бы со словом, жизнь - с убеждениями.
Именно И. Г. Песталоцци сформулировал главный принцип, «скрепу», говоря сегодняшним языком, первоначального обучения детей — обучения родному языку, письму, счёту, рисованию, гимнастике, а также в нравственного воспитания здоровой личности - принцип природосообразности.
Одна комиссия изучала его методику и в отчете написала: «Тайна успеха заключается в том, что тут стараются только помочь природе, и она является настоящею учительницей. При этом способе учитель как бы скрывается за ученьем...».
Именно Песталоцци одним из первых указал на значимость развивающего обучения, базирующегося не на мёртвых азбучных истинах, а на непосредственном наблюдении и размышлении ребёнка под руководством учителя.
Чтение «Эмиля» Руссо оказало на Песталоцци, готовившегося к государственной или духовной картере, особое влияние.
Обладая мягким характером, чувствительный и отзывчивый к людскому горю, Песталоцци эмоционально воспринимал окружающий мир. (Чем не стандарт педагога?)
Песталоцци решает отдать свои силы и остатки средств воспитанию детей бедняков. Он берёт займ на создание школы и организует в своём имении «Учреждение для бедных», в котором пытается впервые претворить в жизнь свой идеал трудовой школы. Он собирает около 50 детей, которых он обучает летом полевым работам, а зимой — ремеслу, сам занимается с детьми устным счётом, чтением, письмом, вёл беседы о природе и жизни людей.
Песталоцци не обучал своих детей ни морали, ни религии – самым лучшим обучением для них был пример самого Песталоцци.
Поскольку Песталоцци отказыыается от эксплуатации детского труда, существовавшей в так называемых «индустриальных школах» того времени; школа разоряется, Песталоцци вынужден её закрыть.
Буржуазная революция в Швейцарии и её последствия востребуют талант Песталоцци и, когда в кантоне после подавления восстания горцев остаётся множество осиротевших безнадзорных детей, его приглашают для организации приюта. Швейцарское правительство предоставляет Песталоцци полуразрушенные войной здания монастыря урсулинок.
Не имея помощников, учителей и учебных пособий, Песталоцци сам справлялся почти с сотней не самых примерных детей. Он был начальником учебного заведения, учителем, казначеем, дворником и даже сиделкой в одном лице. Преодолеть все трудности ему помогли сердечность и душевная отзывчивость — Иоганну Генриху удалось в предельно короткий срок сплотить своих воспитанников в одну громадную семью, в которой он выполнял роль любящего и заботливого отца. Старшие дети вскоре стали помощниками Песталоцци.
Педагогическая деятельность Песталоцци была неожиданно прервана: наполеоновским войскам монастырские помещения понадобились под госпиталь, и Песталоцци вынужден был закрыть школу.
Но вся Швейцария пришла в негодование. Многие города предлагали институту помощь. Песталоцци выбрал город Ивердон на берегу Невштальского озера, где под институт отвели просторный замок. Институт в Ивердоне просуществовал с 1805 по 1825 и приобрел международную известность. В 1809 году в Ивердоне был также создан женский институт. Кроме воспитанников, здесь постоянно функционировал учительский семинар, обучались преподаватели, которые затем внедряли идеи института в своих учебных заведениях.
Русский царь Александр I наградил его Орденом Владимира и пожаловал 5 тысяч рублей на издание первого многотомника его сочинений.
Однако Песталоцци не мог получить полного удовлетворения от работы в Ивердонском институте из-за социального состава воспитанников — выходцев из семей власть имущих, определяющего весь характер этого учреждения. Несколько раз Песталоцци обращается к правительствам различных швейцарских кантонов с предложениями создать новое «Учреждения для бедных», однако безуспешно. Лишь в 1818 году ему удаётся открыть в Клинди близ Ивердона школу для бедных на средства, полученные от издания собрания его сочинений. Однако в это время он уже много болеет и не может отдавать школе много сил...
Основной метод обучения у Песталоцци — извлечение детьми познаний из повседневных наблюдений, в ходе их анализа и привлечения материала для разрешения удивлений-недоумений.
Обучение и воспитание опираются на опыт учащихся. Они просто невозможны без этой опоры.
И. Г. Песталоцци показал, что даже обездоленные в культурном отношении дети быстро продвигаются в развитии, если их поощряют к анализу и обобщению повседневных восприятий жизни и труда.
В ходе осмысления жизненных наблюдений учитель вводит научные понятия, заменяя ими житейские и/или приводя их в систему.
Плюс ко всему - постоянная апелляция учителя к действительности учит реализму в восприятии мира.
В этом смысле его идеи положены в основу проекта концепции государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ - особенно там, где о жизненной компетенции говорится.
|