Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




20.01.2014

Сформированы методические рекомендации по итогам исследований читательской грамотности в начальной школе


Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направил в органы управления в сфере образованияи субъектов Российской Федерации, методические рекомендации по итогам исследованиях читательской грамотности в начальной школе (PIRLS) и качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS).

Международные сравнительные исследования читательской грамотности в начальной школе (PIRLS) и качество математического и естественнонаучного образования (TIMSS) проходили в 2011 году. Методические рекомендации по использованию полученных результатов подготовлены Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования в рамках Федеральной целевой программы "Развитие образования" на 2011-2015 годы подготовлены методические рекомендации.



Анализ выполнения отдельных заданий международного теста выявил трудности, с которыми столкнулись российские учащиеся.

В частности, он показал, что отсутствие привычки обращаться к тексту всякий раз, когда надо уточнить какую-либо информацию, приводит к двум типичным проблемам: во-первых, учащиеся плохо различают информацию, сообщенную в тексте, и информацию, которой владеют на основе своего личного опыта (около 30%), а во-вторых, они ограничиваются приблизительным, неточным вычитыванием информации из текста (около 20%).


Если вопрос требует развернутого ответа, российские школьники (до 40%) испытывают трудности, связанные с самим процессом письменного выражения мыслей. Российские выпускники начальной школы, хорошо понимающие прочитанное, достаточно часто затрудняются в изложении собственных мыслей.

Методические рекомендации по результатам международного исследования читательской грамотности



При этом в исследовании зафиксировано уменьшение количества времени, которые тратят на собственное чтение родители.

Родители только лишь 23% российских учащихся, принимавших участие в исследовании, на основании собственных ответов об отношении к чтению попали в группу «любящих читать», это меньше международного среднего (32%).

Зная, какое значение для воспитания хорошего читателя имеет модель поведения родителей, стоит ожидать ухудшения ситуации с уровнем читательской грамотности в дальнейшем, если ситуация с родительским чтением не изменится



В России только 16% учащихся, принимавших участие в исследовании, относятся к группе учащихся с высоким уровнем ресурса семьи для поддержания образования, который определяется пятью показателями:

1) образование родителей

2) профессиональная занятость родителей

3) общее количество книг в доме

4) количество детских книг, 5) доступ в Интернет и наличие собственной комнаты.



Одной из особенностей России является тот факт, что.
уровень читательской грамотности учащихся, которые учатся в школах, в которых нет доступа к компьютеру, выше, чем в школах, где много компьютеров,

уровень грамотности учащихся, учителя которых используют на уроках чтения компьютеры, равен уровню грамотности учащихся, учителя которых не используют на уроках чтения компьютеры.

Это еще раз доказывает, что сам факт наличия компьютеров и их использования еще не повышает качество обучения, очень важна методика использования компьютеров как в целом в обучении, так и в обучении чтению.

Как и в предыдущих циклах проведения исследования, основным средством в обучении чтению являются учебники: практически все российские учителя (обучающие 95% учащихся) ответили, что как основной материал на уроке они используют учебник, при этом средний международный процент равен 72. Это предъявляет очень высокие требования к качеству учебников.

Учителя, обучающие 22% учащихся, используют в качестве основного материала также и рабочие тетради, качеству которых также стоит уделять самое серьезное внимание.
Для сравнения: средний международный процент учащихся, чьи учителя активно используют рабочие тетради, равен 40%.



Анализ распространенности отдельных учебников выявил 3 лидера – учебники по русскому языку Зелениной Л. М. и Хохловой Т. Е., Рамзаевой Т. Г. и Климановой Л. Ф. и Горецкого В. Г. по литературному чтению, известные учительству еще с советских времен, – относительно равномерно представлены в каждой возрастной категории.

Видимо, причинами этого явления является определенная инерционность системы подготовки учительских кадров, а также отсутствие устойчивых предпочтений у молодых специалистов или же отсутствие возможности проявить эти предпочтения.

Скорее всего, реальный выбор учебников осуществляется не столько учителем, сколько школой, а молодой учитель вынужден принять этот выбор.

Сравнительно же «новые» учебники (хотя их история может насчитывать уже, как минимум, десятилетие) обнаруживают тенденцию к зависимости частоты использования от возраста учителя.



С фактами все понятно.

А вот выводы - как только только переходим от международных стандартов к российским- удивительны и замечательны

Возможно, необходимость модернизации наиболее популярных изданий должна быть сформулирована как государственный заказ соответствующим издательствам и авторским коллективам, а не проводиться – или не проводиться – по их доброй воле.

Сказанное не означает, что не надо работать над альтернативными вариантами, лучше отвечающими требованиям ФГОС.

И на том спасибо!

Однако, учитывая результаты анализа более чем 10-летней истории распространения и продвижения на рынке новых учебников, необходимо понимать, что успешность этой работы, во-первых, сопряжена с более значительными усилиями, нежели работа по модернизации «учебников-фаворитов» и потребует существенно больше времени, а также, во-вторых, потребует глубокой перестройки системы подготовки кадров (работающих учителей и будущих учителей).

Убийственная логика:

есть современные учебники, более соответствующие требованиям ФГОС;

есть сложившаяся консервативная практика подготовки кадров к работе по старым учебникам;

есть нарушения права выбора учебника учителем;

всё это менять долго и накладно

Поэтому предлагается вложить государственные средства (госзадание) в заведомо устаревшие учебники, потому что так проще

Интересно, что об этом думает антимонопольная служба?




В исследовании PIRLS детально разработаны качественные характеристики уровней понимания текста младшими школьниками. Эти характеристики показывают, как понимают текст читатели, достигшие определенного уровня читательской грамотности, что они научились делать для того, чтобы понимать прочитанное. Эти качественные характеристики применены ко всем типам используемых текстов (с. 9-10)



© Современные образовательные технологии, 2009-2021
телефон (996) 743-19-34
e-mail: edutech@mail.ru