20.01.2014 | Сформированы методические рекомендации по итогам исследований читательской грамотности в начальной школе Международные сравнительные исследования читательской грамотности в начальной школе (PIRLS) и качество математического и естественнонаучного образования (TIMSS) проходили в 2011 году. Методические рекомендации по использованию полученных результатов подготовлены Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования в рамках Федеральной целевой программы "Развитие образования" на 2011-2015 годы подготовлены методические рекомендации. Анализ выполнения отдельных заданий международного теста выявил трудности, с которыми столкнулись российские учащиеся.
Если вопрос требует развернутого ответа, российские школьники (до 40%) испытывают трудности, связанные с самим процессом письменного выражения мыслей. Российские выпускники начальной школы, хорошо понимающие прочитанное, достаточно часто затрудняются в изложении собственных мыслей. При этом в исследовании зафиксировано уменьшение количества времени, которые тратят на собственное чтение родители. В России только 16% учащихся, принимавших участие в исследовании, относятся к группе учащихся с высоким уровнем ресурса семьи для поддержания образования, который определяется пятью показателями: Одной из особенностей России является тот факт, что. Как и в предыдущих циклах проведения исследования, основным средством в обучении чтению являются учебники: практически все российские учителя (обучающие 95% учащихся) ответили, что как основной материал на уроке они используют учебник, при этом средний международный процент равен 72. Это предъявляет очень высокие требования к качеству учебников.
Анализ распространенности отдельных учебников выявил 3 лидера – учебники по русскому языку Зелениной Л. М. и Хохловой Т. Е., Рамзаевой Т. Г. и Климановой Л. Ф. и Горецкого В. Г. по литературному чтению, известные учительству еще с советских времен, – относительно равномерно представлены в каждой возрастной категории. С фактами все понятно. Возможно, необходимость модернизации наиболее популярных изданий должна быть сформулирована как государственный заказ соответствующим издательствам и авторским коллективам, а не проводиться – или не проводиться – по их доброй воле. И на том спасибо! Однако, учитывая результаты анализа более чем 10-летней истории распространения и продвижения на рынке новых учебников, необходимо понимать, что успешность этой работы, во-первых, сопряжена с более значительными усилиями, нежели работа по модернизации «учебников-фаворитов» и потребует существенно больше времени, а также, во-вторых, потребует глубокой перестройки системы подготовки кадров (работающих учителей и будущих учителей). Убийственная логика:
В исследовании PIRLS детально разработаны качественные характеристики уровней понимания текста младшими школьниками. Эти характеристики показывают, как понимают текст читатели, достигшие определенного уровня читательской грамотности, что они научились делать для того, чтобы понимать прочитанное. Эти качественные характеристики применены ко всем типам используемых текстов (с. 9-10) |
©
Современные образовательные технологии, 2009-2021 |
телефон (996) 743-19-34 e-mail: edutech@mail.ru |