02.03.2011 |
В ближайшие годы российские управленцы будут пытаться сравняться по этому показателю с развитыми странами (на Западе процент трудоустроенных инвалидов приближается к 70-ти). Г. Лекарев рассказал о концепции совершенствования медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов (МСЭиРИ). Ее цели – повысить качество, объективность и эффективность медико-социальных, экспертных и реабилитационных услуг населению. Для более эффективного функционирования системы МСЭиРИ чиновники разработают кодификатор социально значимых категорий инвалидности в зависимости от вида и тяжести ограничения жизнедеятельности, с учетом оказания необходимого конкретному гражданину вида помощи. Лекарев привел примеры таких категорий инвалидности: «слабослышащие и глухие», «маломобильные», «нуждающиеся в сопровождении» и др. По словам чиновника, пытаясь решить насущные проблемы, инвалиды вынуждены неоднократно обращаться во множество инстанций: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд РФ, протезно-ортопедические предприятия и др. Концепция МСЭиРИ предусматривает «свести это хождение до минимума». Поскольку любые изменения в сфере решения проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья «очень остро воспринимаются общественностью», совершенствование МСЭиРИ будет проходить в два этапа. На первом (2011-2012 годы) завершится разработка основных законодательных актов, методических, информационных, учебных материалов и др. Параллельно будет реализовываться пилотный проект по «отработке на местности» процедуры медико-социальной экспертизы (в республиках Хакасия и Удмуртия, Тюменской области). В течение второго этапа (2013-2015 годы) завершится окончательный переход к функционированию системы МСЭиРИ во всех регионах РФ. В частности, полномочия по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалидов перейдут к регионам. Минобрнауки России разработаны «Рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации» (письмо №АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г) . Документом устанавливается ответственность субъектов РФ за «обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование, которое рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации». В письме особое внимание рекомендуется уделять воспитанию детей, имеющих сложное нарушение умственного и физического развития, включая детей, находящихся в домах-интернатах системы социальной защиты населения. В специальной педагогике идет активный поиск оптимальных форм организации образовательной среды для этой категории детей. Необходимость обеспечения социальной защищенности инвалидов, вовлечения в труд, оптимизирующий их самостоятельность в социальной жизни, определение сфер применения неквалифицированного труда в современной социально-экономической ситуации обусловили необходимость разработки авторской образовательной программы допрофессиональной подготовки «Подготовка младшего обслуживающего персонала» и учебника, обеспечивающего подготовку по этой программе. Цель курса допрофессионального обучения «Подготовка младшего обслуживающего персонала» – формирование умений и компетенций для практической работы по группе занятий «неквалифицированные рабочие»; создание базы для социализации, трудоустройства и социальной адаптации учащихся с выраженными нарушениями интеллекта. Учебник "Подготовка младшего обслуживающего персонала" обеспечивает освоение оптимального объема знаний и навыков, необходимых для работы в группе родственных профессий младшего обслуживающего персонала (домашняя прислуга, уборщики квартир, помощник в ведении домашнего хозяйства, прачки и гладильщицы вручную, мойщики окон, полотеры, уборщики служебных и производственных помещений, лестничных площадок и др.). Содержание программы допрофессионального образования направлено на обеспечение возможности трудоустройства инвалидов в современных условиях. В посткризисном обществе неквалифицированный труд осуществляется и людьми со средним и высшим специальным образованием. Для определения ниши, доступной инвалидам с тяжёлыми нарушениями, был изучен социальный заказ – спрос на услуги неквалифицированного персонала в различных территориях страны. Анализ спроса определил темы, подлежащие изучению. Содержание программы определено требованиями Общероссийского классификатора занятий ОК 010-93 (ОКЗ) (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. N 298). Классификационной единицей ОКЗ является вид трудовой деятельности (занятие) – любой вид деятельности, в том числе, не требующий специальной подготовки, приносящий заработок или доход (в отличие от профессии, подразумевающей обязательную профессиональную подготовку). Вместо традиционной ориентации на получение одной профессии, обучение направлено на знакомство и освоение практических навыков определенного ряда профессий, знание которых дает более широкие возможности трудоустройства (освоение разнообразных практических навыков происходит в соответствии с индивидуальными особенностями подростка). Использование в качестве классификационной единицы укрупненных групп трудовой деятельности обеспечивает ориентировочный характер содержания программы и её модульную структуру. Преподаватель может внести необходимые изменения с учётом особенностей региона, специфики развития каждого ребёнка, расставить акценты при изучении тех или иных тем в соответствии с типологическими особенностями развития детей с разной степенью интеллектуального недоразвития. |
©
Современные образовательные технологии, 2009-2021 |
телефон (996) 743-19-34 e-mail: edutech@mail.ru |