Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




12.03.2011


Санкт-Петербург. Проект «Действуем вместе в интересах детей»


10-12 марта редактор издательства приняла участие в первой встрече в рамках проекта, цель которого – оказание поддержки региональным органам власти, государственным и негосударственным организациям в планировании и внедрении программ защиты детства, профилактики социального сиротства, включая детей раннего возраста и детей с инвалидностью.

Редактор издательства Е.Ю. Головинская в качестве эксперта приняла участие в первой региональной встрече по проекту «Действуем вместе в интересах детей»

Уполномоченный по правам ребенка Санкт-Петербурга Светлана Агапитова, открывшая встречу, обратила внимание на необходимость учёта специфики каждой адресной категории детей, в частности, детей с умственной отсталостью (опыт сотрудничества Василеостровского Дома милосердия и АППО).

Представитель ЕС, генеральный консул Великобритании в России, Гарет Ворд, говоря, что права и интересы ребёнка являются отправной точкой политики в социальной сфере, подчеркнул, что составной частью этой политики является также и осуществление контроля в интересах ребёнка и принятие оперативных решений по его результатам. Отметив большую гибкость НКО в этом направлении, Г. Ворд акцентировал внимание на важности налаживания эффективного взаимодействия НКО и государственных структур в решении общих задач. Основываясь на личном опыте, представитель ЕС подчеркнул необходимость непрерывного повышения квалификации специалистов, работающих со сложными случаями.

Координатор программы «Защита детей» О. Ременец (представительство ЮНИСЕФ в РФ) отметила, что международные конвенции определяют идеологию и направления развития национального законодательства и стандартов, рассказала о проблемах ратификации конвенции о правах детей-инвалидов в России.

Джоанна Роджерс (Великобритания), председатель попечительского совета АНО «Партнерство каждому ребенку» представила цели, задачи, планируемые результаты проекта «Действуем вместе в интересах детей». Говоря о накопленном в разных регионах опыте и сложностях его диссиминации, Джо подчеркнула актуальность создания сетей для профессионального общения и продвижения в регионах стандартов социальных услуг, разрабатываемых в рамках проекта. Особое внимание в выступлении было уделено опыту работы с социальным заказом в Великобритании – обеспечению участия детей и родителей в разработке социальной политики (слайд №3) – их запросы являются индикаторами и для тех, кто разрабатывает стандарты и инструменты их реализации, и для тех, кто ими пользуется. Компетентностно ориентированный подход, очень осторожно внедряемый в последние десятилетия в России, также предполагает учёт внешнего заказа. Роджерс отметила, что сегодня в РФ нет чётких и прозрачных индикаторов эффективности политики защиты детства, поэтому достаточно часто на региональном уровне за основу берутся формальные показатели и становятся самоцелью, вытесняя интересы ребёнка. При этом сами по себе показатели без политики не имеют значения: показатели являются отражением системы ценностей. На последних слайдах демонстрируется положение о том, что в разных системах ценностей и целеполагания рейтинг одних и тех же стран и картина мира в целом могут выглядеть по-разному. Именно поэтому в рамках проекта особое внимание уделяется определению показателей, индикаторов, инструментов для выстраивания и отслеживания политики; приглашаются эксперты, адаптирующие и унифицирующие региональный и международный опыт.

Манфред Претис (Австрия) рассказал об опыте работы Европейской Ассоциации раннего вмешательства (презентация на английском, но с учётом комментариев вполне понятна):

  • ежегодные встречи представителей Ассоциации (40 человек) по обмену опытом: Ассоциация – социальная сеть, основанная на личных контактах (в том числе – личном общении, общих интересах, не только профессиональных) и готовности учиться друг у друга;
  • важный компонент Ассоциации – представительство родителей (без них раннего вмешательства нет);
  • разные службы, модели и ведомства в разных частях Европы (слайд 9), распространённость услуг на дому, но при этом задачи социализации не решаются (при таких моделях возрастает важность создания социальных сетей для родителей).

Манфред назвал базовые компоненты раннего вмешательства, зафиксированные в соответствующих документах (слайды 7 – 8 , 11 – 14):

  • философия компетентного ребёнка;
  • работа непосредственно с родителями (информирование, сопровождение, направление);
  • междисциплинарность при наличии ключевого специалиста-координатора.

Ассоциация существует, в первую очередь, на средства грантов, но при этом Манфред отметил, что привлечение средств для осуществления раннего вмешательства родителями более эффективно, чем самими организациями.

По убеждению представителя европейской ассоциации, родители должны принимать непосредственное участие в разработке и оценке стандартов (правил качества), что придаст процессу динамику и сделает стандарты прозрачными (если они непонятны родителям, их необходимо доработать, дополнить необходимыми документами). При этом выступающий выделил 2 уровня стандарта: максимальный и базовый, минимальный, без соблюдения требований которого нет смысла говорить о раннем вмешательстве (например, работа в команде не менее двух специалистов, постоянно обсуждающих динамику развития ребёнка; ведение документации, понятной родителям).

Манфред отметил изменение целевой аудитории раннего вмешательства: если изначально это были преимущественно дети с сенсорными и двигательными нарушениями, то в последние годы до 50% – дети социального риска, дети с низкой массой тела.

Особо рассмотрен вопрос подготовки специалистов для системы раннего вмешательства:

  • необходимость развития магистерских программ по раннему вмешательству для бакалавров (социальных педагогов, воспитателей, специалистов);
  • изучение образовательных потребностей работающих (по результатам опросов Ассоциации, наиболее востребованы обучение работе в партнёрстве с семьями, оценка риска социального неблагополучия).

Хеллен ван Рейн (Ellen van Rijn, ведущий специалист PACTUM youth care, Нидерланды) поделилась положительным и отрицательным опытом Pactum как участника сети организаций, использующих единые стандарты оказания услуг в сфере защиты детства.

Хеллен отметила, что систему качества необходимо рассматривать как процесс (применение – работа – оценка). При этом необходимо различать 2 аспекта: процесс – важен для менеджеров, и процедуры – значимы для работающих (слайд 5). В центре системы качества располагается первичный процесс, вокруг – стратегия, система ценностей, документация (описание процедур), материалы исследований и работники, осуществляющие этот процесс. Реализация всех компонентов системы качества (слайды 6 – 7) делает её не стратегической, а динамической.

Говоря о системе единых стандартов социальных услуг Голландии, Хеллен подчеркнула, что в их разработке обязательно принимают участие дети старше 12 лет. Обязательный учёт пожеланий и затем оценка удовлетворённости проводятся Советом клиентов и доверенными лицами. Возможность реализации этих требований обеспечивается соблюдением условий разработки плана помощи: его обсуждения со всеми клиентами и постановкой цели самим клиентом (зная, к чему стремимся, реально оценить, обеспечено ли это).

Партнеры проекта обсудили возможность адаптации для использования организациями, работающими в сфере защиты детей в Российской федерации, детьми и родителями в качестве инструментов общественного контроля системы социальной защиты детей в России международных инструментов – «Пособия по измерению индикаторов, характеризующих положение детей под официальной опекой» и «Руководство ООН по альтернативным формам устройства».

В рамках проекта обсуждены подходы к созданию трех профильных общероссийских сетей, объединяющих организации и специалистов, работающих в сфере защиты прав детей, предоставления профессиональных услуг семьям и детям.

Редактор издательства Е.Ю. Головинская в рамках встречи провела рабочую группу по разработке профессиональных стандартов в сфере профилактики социального сиротства и семейного устройства детей в качестве фасилитатора.

Участники проекта: Санкт-Петербургский Общественный Благотворительный Фонд «Родительский Мост», АНО «Центр развития инновационных социальных услуг «Партнерство каждому ребенку», НОУ ДПО Санкт-Петербургский «Институт раннего вмешательства», Филиал благотворительной компании «Эвричайлд» (Великобритания) в РФ.

В работе встречи приняли участие специалисты в области защиты прав детей из 15 регионов России, представители международных организаций, специализирующихся на профилактике социального сиротства, раннем вмешательстве и устройстве детей-инвалидов в семью EURLYAID, PACTUM, EveryChild.





© Современные образовательные технологии, 2009-2021
телефон (996) 743-19-34
e-mail: edutech@mail.ru