18.02.2014 |
Круглый стол «Перспективы развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для получения качественного образования в образовательных организациях» в МОиН РФ
18 февраля 2014 года в Минобрнауки России под руководством заместителя министра образования и науки Российской Федерации В.Ш. Каганова состоялся круглый стол «Перспективы развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для получения качественного образования в образовательных организациях».
Директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Е.А. Сильянов:
Ещё раз: к 2016-му - 20%!!!
Лишь директор Института проблем интегративного (инклюзивного) образования (ИПИО МГППУ), при котором работает городская (московская) инновационная площадка, базовые понятия дифференцирует. Но это исключение из общей практики.
И - увы! - не редкость, а скорее закономерность механическое перенесение представлений о задачах специального образования, решаемых в прошлом веке, в новые условия, что является обычной подменой понятий, забалтыванием проблемы.
Например, вот свежий анонс статьи «Сопровождение педагогов в процессе инклюзивного образования», опубликованной в журнале «Справочник педагога-психолога. Школа» №3, 2014 г., из которой мы сначала узнаём об истоках инклюзии:
«Идея инклюзивного обучения как педагогической системы... принадлежит Л.С. Выготскому».
При этом ни одного из многочисленных авторов ни минуты не смущает взаимоисключающий характер понятий «инклюзия» и «социальный вывих».
Л.С. Выготский столько сделал для развития образования, что нет ну никакой необходимости приписывать ему то, чего он не делал!
Но это мелочь в сравнении со следующей фразой:
«...необходимость такого подхода для успешной практики социальной КОМПЕНСАЦИИ имеющегося у ребенка физического ДЕФЕКТА».
Инклюзия не включает понятия «компенсация», «дефект»!!!
Речь идёт об особенностях развития, которые являются ресурсом для развития всех, и об универсальном образовательном дизайне, который полезен всем, делает удобной жизнь самых разных категорий пользователей.
Вот ведь слушаем мы с удовольствием аудиокниги и ставим телефон на виброрежим, не задумываясь о том, что это было сделано в рамках «компенсации дефекта глухих», пользуемся скошенными бордюрами, эскалаторами и пандусами - благодаря маломобильным гражданам...
И это только начало, верхушка айсберга. Обидно, что практические психологи и научные руководители этой разницы не хотят увидеть, а крупный образовательный портал, адресованный руководителям образовательных организаций, это спокойно публикует и анонсирует без оговорок, исключительно за использование актуального термина.
|