28 марта 1592 года в Моравии родился Ян Амос Коменский, великий славянский педагог, учитель, священник, философ, писатель, автор первого учебника с картинками
Педагогика знала множество самых различных учебников. Их история пока еще не написана. Разработка теории их создания остается и сегодня одной из наиболее актуальных педагогических задач. Большая часть этих учебников сходила с педагогической сцены, едва только взошедши на неё. Некоторые из них сопутствовали жизни одного-двух поколений. Немногим суждено было прожить долее. И из этих немногих лишь единицы обрели право прожить века, и прожить не только в национальном, но и в общечеловеческом сознании.
Такими были учебники Коменского, который открыл человечеству, стоящему на пороге нового времени и объединённому общностью ренессансных целей, помимо педагогической теории реализации этих целей педагогические средства - бесценные и бессмертные учебники: «Открытая дверь языков» («Jania linguarum et scientiarum omnium reserata»), «Мир чувственных вещей в картинках» («Orbis sensualium pictus») и др.
Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни
Это не просто первый иллюстрированный учебник.
Это учебник «Окружающий мир» XVII века!
А также - обучения грамоте, математики, основ религиозных культур и светской этики, технологии... На основе комплексных текстов.
Этот учебник выдержал множество переизданий и использовался при обучении вплоть до конца XIX века.
Три века!
А круг тем, который рассматривается там, значительно шире, чем тот, что мы можем позволить сегодня - «в рамках» модернизаций и ФГОС.
То ли мир был шире...
Бим-Бад Б. М., Мельников Г. П. Педагогическая система Яна Амоса Коменского
О роли истории в человеке. И о человеке в истории. И в современности. И об учебниках. И о «методичках»
Бим-Бад Б. М. Мы и Ян Амос Коменский
Не противопоставляя, не отвергая, а изучая внимательно и ответственно: без предвзятостей и «злобы дня»
Книги Я.А. Коменского
Великая дидактика Избранные главы
Материнская школа ИЛИ О ЗАБОТЛИВОМ ВОСПИТАНИИ ЮНОШЕСТВА В ПЕРВЫЕ ШЕСТЬ ЛЕТ
И тем, кому захочется разобраться в происходящем в образовании - т.е. с каждым из нас - на основе первоисточников и со специалистами
Дьюи Д. Психология и педагогика мышления
Боуэн Д. История западного образования. Западная Европа эпохи модерна и Новый Свет
Бим-Бад Б. Педагогическая антропология
Гуркина Н. История образования в России (Х-ХХ века)
Джуринский А. История зарубежной педагогики