Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




26.04.2011


Москва. Эксперты предлагают включить в законопроект «Об образовании в РФ» главу об инклюзивном образовании


Соответствующая глава разработана Рабочей подгруппой по внесению изменений в законопроект в части образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, возглавляемой депутатами Госдумы РФ Михаилом Терентьевым и Олегом Смолиным.

В ходе заседания «Правовой статус инклюзивного образования в РФ», организованного Социально-консервативным клубом «Гражданская платформа», директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец отметила, что в России насчитывается

545 тыс. детей-инвалидов, из них

около 140 тыс. учатся в общеобразовательных школах,

40 тыс. – на дому,

70 тыс. – в системе специального (коррекционного) образования.

Таким образом, почти 300 тыс. детей-инвалидов не получают никакого образования.

Как отметила Т. Волосовец, часть детей по-прежнему фактически исключена из системы образования, поскольку им отказывают в приеме в специальные (коррекционные) школы из-за невозможности освоения школьной программы.

Около 29 тыс. детей-инвалидов с нарушением умственного развития (1/3 этой категории детей) фактически изолированы от общества в детских домах-интернатах системы социальной защиты, где в большинстве случаев не получают образования.

Особую тревогу вызывает положение детей, которые считаются «необучаемыми» и лишены даже воспитания из-за отсутствия соответствующих ставок воспитателей.

Кроме того, дети-инвалиды, проживающие в семьях, не могут получить образование в специальных учреждениях по месту жительства в связи с тем, что количество специальных (коррекционных) образовательных учреждений составляет чуть менее 4% от количества общеобразовательных учреждений, а обучение и воспитание происходит в условиях интернатного проживания, что не устраивает родителей. В общеобразовательной школе дети-инвалиды учиться не могут из-за отсутствия условий для обучения и воспитания.

По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 – 2009 годах модель инклюзивного образования внедрялась в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в Москве, Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях. В столице в 2010 году был принят закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве», который, несмотря на отсутствие аналогичного федерального закона, дал толчок развитию инклюзивного образования.

Т. Волосовец рассказала, что действующее федеральное законодательство предусматривает возможность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по специальным образовательным программам в условиях специальных коррекционных (образовательных) учреждений. Однако ни в действующем законе, ни в законопроекте, вынесенном на обсуждение, целостного правового регулирования образования инвалидов нет.

Эксперты предлагают внести в законопроект понятие «инклюзивное образование (воспитание) лиц с ограниченными возможностями здоровья» и предоставить право выбора, в том числе родителям детей-инвалидов, образовательного учреждения и формы получения образования. В законопроект предусматривается включить статью об использовании федеральных государственных образовательных стандартов в целях обеспечения образования детей-инвалидов.

Кроме того, в документе расшифровывается понятие «специальные условия обучения», которое включает:

  • специальные методы обучения и (или) воспитания;
  • дополнительные и специальные штатные единицы педагогических работников;
  • психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников;
  • социально-правовое сопровождение обучающихся, воспитанников;
  • индивидуальные и коллективные технические средства обучения,
  • технические средства реабилитации;
  • адаптированные устройства электронного обучения;
  • изданные специальными шрифтами и в специальных форматах учебники, учебные пособия и др.

В документ внесена статья о Психолого-медико-педагогической комиссии, которая осуществляет комплексное обследование детей-инвалидов с целью определения их потребности в специальных условиях для обучения и (или) воспитания. При этом заключение психолого-медико-педагогической комиссии, содержащее рекомендации по созданию специальных условий для обучения и (или) воспитания, обязательно для исполнения, в том числе для образовательных учреждений.

Предложения планируется передать в Комитет по образованию Госдумы РФ, который внесет их в качестве поправок в ходе чтений законопроекта «Об образовании в РФ».





© Современные образовательные технологии, 2009-2021
телефон (996) 743-19-34
e-mail: edutech@mail.ru