26.04.2011 | В ходе заседания «Правовой статус инклюзивного образования в РФ», организованного Социально-консервативным клубом «Гражданская платформа», директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец отметила, что в России насчитывается 545 тыс. детей-инвалидов, из них около 140 тыс. учатся в общеобразовательных школах, 40 тыс. – на дому, 70 тыс. – в системе специального (коррекционного) образования. Таким образом, почти 300 тыс. детей-инвалидов не получают никакого образования. Как отметила Т. Волосовец, часть детей по-прежнему фактически исключена из системы образования, поскольку им отказывают в приеме в специальные (коррекционные) школы из-за невозможности освоения школьной программы. Около 29 тыс. детей-инвалидов с нарушением умственного развития (1/3 этой категории детей) фактически изолированы от общества в детских домах-интернатах системы социальной защиты, где в большинстве случаев не получают образования. Особую тревогу вызывает положение детей, которые считаются «необучаемыми» и лишены даже воспитания из-за отсутствия соответствующих ставок воспитателей. Кроме того, дети-инвалиды, проживающие в семьях, не могут получить образование в специальных учреждениях по месту жительства в связи с тем, что количество специальных (коррекционных) образовательных учреждений составляет чуть менее 4% от количества общеобразовательных учреждений, а обучение и воспитание происходит в условиях интернатного проживания, что не устраивает родителей. В общеобразовательной школе дети-инвалиды учиться не могут из-за отсутствия условий для обучения и воспитания. По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 – 2009 годах модель инклюзивного образования внедрялась в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в Москве, Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях. В столице в 2010 году был принят закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве», который, несмотря на отсутствие аналогичного федерального закона, дал толчок развитию инклюзивного образования. Т. Волосовец рассказала, что действующее федеральное законодательство предусматривает возможность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по специальным образовательным программам в условиях специальных коррекционных (образовательных) учреждений. Однако ни в действующем законе, ни в законопроекте, вынесенном на обсуждение, целостного правового регулирования образования инвалидов нет. Эксперты предлагают внести в законопроект понятие «инклюзивное образование (воспитание) лиц с ограниченными возможностями здоровья» и предоставить право выбора, в том числе родителям детей-инвалидов, образовательного учреждения и формы получения образования. В законопроект предусматривается включить статью об использовании федеральных государственных образовательных стандартов в целях обеспечения образования детей-инвалидов. Кроме того, в документе расшифровывается понятие «специальные условия обучения», которое включает: В документ внесена статья о Психолого-медико-педагогической комиссии, которая осуществляет комплексное обследование детей-инвалидов с целью определения их потребности в специальных условиях для обучения и (или) воспитания. При этом заключение психолого-медико-педагогической комиссии, содержащее рекомендации по созданию специальных условий для обучения и (или) воспитания, обязательно для исполнения, в том числе для образовательных учреждений. Предложения планируется передать в Комитет по образованию Госдумы РФ, который внесет их в качестве поправок в ходе чтений законопроекта «Об образовании в РФ». |
©
Современные образовательные технологии, 2009-2021 |
телефон (996) 743-19-34 e-mail: edutech@mail.ru |