Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




28.04.2011


Ханты-Мансийск. Межрегиональная научно-практическая конференция

Издательство приняло участие в конференции «Организация методического и педагогического сопровождения введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

Ковешникова Любовь Николаевна, первый заместитель директора Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, говоря об обеспечении введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, отметила, что обучение по новому стандарту начнут более 22 000 югорчан.

Ефремов Анатолий Владимирович, ректор АУ ДПО Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования», говоря об опыте решения стратегической задачи обновления содержания и технологий повышения профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающей готовность к внедрению ФГОС, отметил, что определены модели внеурочной деятельности (многоуровневая и сетевая), разработано нормативно-правовое обеспечение ФГОС НО. Подводя итоги этапа пилотной апробации, А.В. Ефремов отметил, что методическое и педагогическое сопровождение различных категорий педагогов должно быть постоянным. Для обеспечения решения этой задачи применяются разнообразные модели повышения квалификации:

  • каскадная,
  • корпоративная,
  • вебинары,
  • привлечение авторов УМК, методических служб издательств,
  • сетевое взаимодействие по обмену опытом (мастер – классы, творческие мастерские).

Специалисты ИРО рассматривают пилотные школы как площадки работы с родителями, общественностью.

Анализ работы позволяет определить задачи на ближайшую перспективу:

  • разработка модели психолого-педагогического внедрения ФГОС;
  • разработка модели сетевого взаимодействия школ с учреждениями дополнительного образования.

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКТОРА

Стратегия, определённая институтом, соответствует пониманию методического сопровождения введения ФГОС его разработчиками. В интервью журналу «Инновационные технологии в воспитании и образовании «Русобр» заместитель директора ИСИО РАО, к.пед.наук, координатор разработки и апробации Федеральных государственных образовательных стандартов Логвинова Ирина Михайловна отметила:

Методическая работа должна перестать быть кампанией, отдельными мероприятиями, акциями по обобщению опыта отдельных педагогов. Методическая работа должна превратиться в сопровождение профессионального развития педагогов. И самую главную роль в этом процессе будут играть методические объединения учителей, постоянная педагогическая рефлексия в кругу своих коллег и единомышленников.


Иванов Станислав Викторович, руководитель группы разработчиков примерной образовательной программы по русскому языку в начальной школе, рассматривая современные требования к изучению курса «Русский язык» в условиях перехода на ФГОС, отметил, что далеко не все учителя изучили материалы стандарта, у многих отсутствует мотивация к изменению своей работы, что препятствует внедрению стандарта.

Говоря о смысле изменений, предусмотренных ФГОС, С.В. Иванов подчеркнул, что поскольку задачи изменения содержания образования не ставилась и не решалась; практически все учителя владеют предметными методиками; обилие УМК и предметных линий в федеральном перечне обеспечивает право учителя выбрать удобный для него путь изучения предмета, работа по реализации стандарта заключается не в том, чтобы научить предмету. Это уже делается: как показывает анализ мониторинговых исследований знаний выпускников 4-х классов, на протяжении последних тридцати лет результаты практически не меняются. Потребность в изменениях, которые призван обеспечить стандарт, продиктована тем, что предметные знания – не самоцель, а лишь база, основа. Например, грамотность – элемент общей культуры.

Идеология ФГОС – научить учиться, сформировать учебную деятельность (в др. терминологии – общеучебные умения, компетентности, метапредметные универсальные учебные действия).

Это диктует новые требования, во-первых, к организации деятельности школьников.

Таким образом, организуя работу по предмету, учитель должен отбирать такие методы, которые обеспечивают это требование. Это не означает полного отказа от репродуктивных форм организации деятельности детей, обеспечивающих передачу знаний и опыта, культуросообразность образования. Но не менее 60% учебного времени необходимо отводить на индивидуальную, парную, групповую работу.

Второй аспект готовности к работе по ФГОС – работа учителя с учебником и заданиями в нём. Говоря о готовности учителей к работе по новому стандарту, С.В. Иванов отметил, что современные учителя «разучились» читать задания учебника, не видят заложенную в них работу по формированию УУД. Следствием этого является то, что только 5% учеников выполняют задания в полном объёме – вслед за учителем они не доверяют учебнику как средству обучения, возможности методического аппарата не используются. Необходимо выделять в каждом задании, помимо предметных умений, УУД.

В связи с этим возникают новые требования к работе завучей как организаторов внедрения ФГОС: в ходе контроля необходимо отслеживать, какие цели помимо предметных ставятся учителями и как они достигаются.

Новые требования к результатам образования изменяют подходы к контролю и оценке: предметные знания и умения проверяются только на основе сформированных метапредметных.


КОММЕНТАРИЙ РЕДАКТОРА

Учителям и завучам, работавшим с детьми с ограниченными возможностями здоровья, новые «ФГОСовские» подходы к организации деятельности и детей, и педагогов, хорошо знакомы и понятны.

Школьники с ОВЗ не могут осваивать программный материал в традиционной форме, им необходимы обходные пути образования, что предполагает отвлечение от предметных результатов и анализ того, какие базовые (в терминологии ФГОС – метапредметные) умения необходимы для освоения материала, выполнения заданий. Организация коррекционно-развивающей работы с этой категорией учащихся предполагает не механическое снижение требований, упрощение заданий, усечение материала, а выделение базовых умений, возрастных новообразований и целенаправленную работу по их формированию и развитию.


Это позволяет предположить, что правильная организация образовательного процесса в идеологии ФГОС позволит создать условия для обучения детей с разным уровнем развития, различными образовательными потребностями. Таким образом, перспективы интегрированного обучения детей с ОВЗ по новому стандарту достаточно оптимистичны.


Представители образовательных систем проиллюстрировали механизмы реализации ФГОС НОО на примере своих УМК (Березина Э. В., методист ФНМЦ им. Л.В.Занкова; Рогатова М. В., методист Института системно-деятельностной педагогики, АПК и ППРО РФ в образовательной системе Л.Г. Петерсон; Кремлева И. И., автор учебников и методических пособий ОС «Школа 2100»). При этом основным посылом выступлений было доказательство того, что УМК соответствует требованиям ФГОС, что было актуально ранее, но сегодня сам факт нахождения этих систем учебников в Федеральном перечне учебников, допущенных (рекомендованных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе общеобразовательных учреждений, на 2011/2012 учебный год снимает эту задачу. Вопросы к представителям УМК касались практической реализации требований ФГОС и механизмов, их обеспечивающих.

Пачина Анжела Геннадьевна, руководитель центра развивающего обучения Института развития образования Омской области, говоря об управлении развитием оценочной деятельности педагога в условиях введения ФГОС НОО, отметила, что именно от готовности учителя к активности детей, самообразованию и профессиональному росту зависит успешность внедрения стандарта. Системно-деятельностный подход как методология ФГОС диктует новое понимание оценочной деятельности учителя, исключает формализм. В новых условиях оценка является ориентиром развития личности школьника в учебной деятельности.

А.Г. Пачина отметила сложность изменения реализуемой сегодня оценочной практики: до сих пор не в полной мере реализуется письмо МО от 19 ноября 1998 г. №1561/14-15 Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе – учителя боятся до конца передать оценочную деятельность ученикам. Если бы учителя изменили акценты и оценивали не только то, что оценивают традиционно, но и то, что и как оценивают ученики, это позволило бы строить образовательный процесс по-новому.

Рассуждая о том, насколько система повышения квалификации готова к методическому и педагогическому сопровождении. изменения системы оценивания и оценочной деятельности, А.Г. Пачина отметила, что институтом развития образования Омской области разработана модель управления развитием оценочной деятельности в системе повышения квалификации, описаны организационно-педагогические условия её введения.

Баранова Юлия Юрьевна, руководитель Регионального центра научно-методического сопровождения ФГОС НОО на территории Челябинской области рассказала об опыте и приоритетных направлениях научно-методического обеспечения введения ФГОС на региональном уровне.

Стрельцова Тамара Яковлевна, директор Департамента образования администрации г. Сургута, отметила низкий уровень готовности кадров к работе по программам духовно-нравственного воспитания в контексте федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и опыте решения проблемы на муниципальном уровне.

Затем в рамках секций и мастер – классов были рассмотрены практические аспекты внедрения ФГОС.

На секции «Образовательная программа школы как ресурс развития ребенка и условие готовности к реализации ФГОС НОО» редактором издательства представлен алгоритм разработки программы коррекционной работы в основной образовательной программе (ООП) школы

Жабина Ольга Вячеславовна, заместитель директора МООШ №31, г. Нижневартовск рассказала о подходах к проектированию образовательной программы начального общего образования.


КОММЕНТАРИЙ РЕДАКТОРА

Особого внимания заслуживает выбор принципов проектирования и содержания программы коррекционной работы, типичный для многих на этапе поиска и апробации: в представленной модели этот раздел направлен на профилактику возможных трудностей первого года обучения у всех школьников.

В материалах стандарта и примерных основных образовательных программах, разработанных авторскими коллективами систем учебников, этот раздел наименее методически и дидактически обеспечен. Тем не менее, в приказе от 26 ноября 2010 г. №1241 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом МОиН РФ от 6 октября 2009 г. № 373 определено, что «данная программа разрабатывается при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья», т.о. расширение целевой аудитории программы чревато тем, что именно адресат – дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательной программы – останется без помощи. Дети с ограниченными возможностями здоровья выделены в законе «Об образовании» потому, что для этих восьми категорий (с нарушениями зрения, слуха, работы опорно-двигательного аппарата, умственно отсталые, имеющие задержку психического развития, нарушения речи) образование невозможно без создания специальных условий.

Именно эта категория, нуждается в создании специальных условий при получении образования, что и обеспечивается разделом ООП «Программа коррекционной работы».


Профилактика школьных трудностей в обязательном порядке обеспечивается всей возрастосообразной организацией образовательного процесса, его коррекцией по результатам мониторинга.


Завьялова Валентина Викторовна, заместитель директора по УР МОУ «НОШ №11» г. Нягань поделилась опытом создания сетевой модели организации внеурочной деятельности образовательного учреждения».

Треногина Лариса Ивановна, заместитель директора МОСШ №10, г. Нижневартовск отметила, что изменение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования влечёт изменение всей системы работы.

Сенькив Людмила Юрьевна, заместитель директора МОУ гимназия №10, г. Нижневартовск рассказала об опыте работы по формированию и оценке универсальных учебных действий





© Современные образовательные технологии, 2009-2021
телефон (996) 743-19-34
e-mail: edutech@mail.ru