Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




08.02.2015



Известный лингвист Наоми Бэрон о том, как и почему электронные книги отучают нас критически мыслить


Книга «Words Onscreen» о будущем чтения в цифровом мире

За несколько лет Бэрон с коллегами в рамках социологического проекта опросила более трехсот студентов высших учебных заведений в США, Японии, Германии и Словакии, пытаясь понять, меняется ли вместе с формой (от бумажной к электронной) чтения качественное содержание этого процесса. Меняется, и довольно сильно.

Самое интересное в исследовании Бэрон – это анализ результатов опросов, который сделали нейробиологи и социальные психологи. Ученые из разных областей неожиданно пришли к близким выводам.

У людей, приученных читать большие электронные тексты, и приверженцев традиционного бумажного чтения память работает по-разному.

Специалисты, изучающие специфику работы мозга во время чтения, сравнив приведенные данные с собственными выкладками, пришли к выводу, что электронные тексты воспринимаются человеком более контекстуально: если в обычной книге человек видит монолит, упакованную информацию, которая не выходит за границу, обозначенную авторами, то на экране любая информация (даже когда она без гиперссылок) перерабатывается мозгом как часть некоего мегатекста, выходящего за рамки конкретного произведения.

В результате чтения электронных текстов запоминается больше общей поверхностной информации, при чтении бумажных книг – больше узкой.

Первые лучше погружаются в контекст, вторые лучше вникают в конкретный сюжет.

На практическом уровне это означает, что читать специализированную и сложную научную литературу лучше в бумажном виде, а, например, научно-популярный нон-фикшен в электронном.

«Бумага» не умирает: например, в 2014 году 65% американских детей в возрасте от 7 до 17 лет сказали, что хотели бы всегда читать бумажные книги наряду с электронными (еще два года назад этот показатель составлял 60%), – значит, потребитель будет до последнего тянуться к традиционным форматам.

Но есть процессы, которые уже не остановить: цифровые тексты точно станут стандартом для системы образования.

Обама пообещал, что американские школы полностью перейдут на электронные учебники уже к 2017 году.

А Россия - уже перешла.



© Современные образовательные технологии, 2009-2016
443079, г. Самара, а/я 1425
тел./факс (846) 270-57-93
e-mail: edutech@mail.ru