Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




08.01.2015



10 педагогических принципов, которые окажут влияние на образование в ближайшие годы


В Открытом университете Великобритании каждый год выпускают доклад об инновациях в педагогике. В этом году британские эксперты выделили десять уже существующих нововведений, которые в ближайшие годы окажут самое значительное влияние на образование в мире.

МАССОВОЕ ОТКРЫТОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Это продолжение истории с массовыми открытыми онлайн-курсами (MOOC), но теперь акцент переносится с видеолекций и транслирования знаний огромному количеству людей, на то, как в процессе прохождения MOOC образовывать сообщества, чтобы организовать сетевое коллегиальное обучение. Ведь общение — неотъемлемая часть любого обучения.

РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК НА ОСНОВЕ АНАЛИТИКИ ДАННЫХ

Как говорят в Knewton «сейчас мы можем с лёгкостью собирать всю информацию о том, как проходит обучение». Так зачем же опираться на интуиции? В Открытом университете ожидают, что всё больше инструментов для точного отслеживания успеваемости будут внедряться в повседневное образование. И это избавит как учителей, так и учеников от многих неудач.

ПЕРЕВЁРНУТЫЙ КЛАСС

Так называют метод обучения, при котором вся теоретическая и лекционная программа изучается дома, а в классе с учителем подробно разбираются задания и упражнения по теме. То есть всё в этом классе наоборот: лекции — дома, а домашка — в классе.

BYOD

Bring your own devices — это принцип, при котором для занятий активно используются смартфоны, ноутбуки, планшеты и всё что угодно. Но устройства эти не предоставлены государством или бизнесом. Речь идёт о самых разных телефонах и компьютерах, которые уже есть у самих учеников. Так почему же их не использовать?

МЕТАУЧЁБА

Метаязык — это система, использующаяся для описания системы (например, лингвистика). А метаучёба — это процесс получения знаний, при котором само обучение подвергается рефлексии. То есть ученики всё чаще задумываются о том, как они учатся, как следует учиться лучше и что для этого надо делать. Всяческие онлайн-инструменты вроде Quora им в этом помогают. И это не может не влиять на образование.

ДИНАМИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

Оценки при таком подходе ставятся не за единичные задания, а на прогресс в изучении предмета в целом. Ученика судят не относительно класса, а относительно его самого. И это мотивирует.

СОБЫТИЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

С наибольшим рвением учатся не во время ежедневных и рутинных походов в школу, а во время образовательных фестивалей и праздников вроде Hour of Code. Другими словами, надо устраивать такие мероприятия, чтобы все сами прибежали на них учиться.

ПОРОГОВЫЕ ЗНАНИЯ

Концепция Threshold knowledge подразумевает, что преподавание должно основываться не на многочисленных примерах и заданиях, а на контринтуитивных концептах. И педагог, в первую очередь, должен не объяснять, как правильно, а разрушать предрассудки, препятствующие познанию. Например, изучающим компьютерные науки студентам сложно понять, что такое рекурсия ведь в материальном мире невозможно себе представить, чтобы объект был частью самого себя. Но точкой входа для понимания этого понятия может быть аналогия с матрёшкой.

УЧЁБА, ПОЗВОЛЯЮЩАЯ ПО-НОВОМУ ВЗГЛЯНУТЬ НА СВОЮ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ

Чтобы заразить интересом ученков, их надо удивить. Самый эффективный способ — показать, как, к примеру, физические или химические процессы проявляются каждый день у нас на кухне.

БРИКОЛАЖ

Последний и, пожалуй, самый любопытный принцип. Бриколаж в образовании — это использование для учёбы всего, что угодно, кроме специально созданных инструментов вроде учебников.

По прогнозу европейских экспертов, в образовании всё больше будут использовать социальные сети, планшеты и облачные сервисы, что изменит роль учителя, а также решит проблему цифровой безграмотности молодёжи.

Следующим шагом должно стать широкое внедрение открытых образовательных ресурсов (OER) и геймификации, параллельно с чем произойдёт постепенное смешение формального и неформального образования.

В наиболее далёкой перспективе в школах придут к персонализированному обучению и оцениванию при помощи инструментов Big Data.

А среди перемен, которые «пока не подвластны осмыслению», названо формирование образовательных практик силами самих школьников.

Доклад Европейской коммисии о технологиях в образовании представлен в виде рекомендаций по улучшению образовательной политике и сопровождается статистикой и пояснениями.

Вот три самых важных тезиса.

СМАРТФОН В РУКЕ С РОЖДЕНИЯ ЕЩЁ НЕ ОЗНАЧАЕТ НАЛИЧИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Ни для кого пребывание в цифровой среде не является настолько удобным и органичным, как для современных школьников (не зря их поколение то и дело называют «digital natives»). Но это не означает, что все они по умолчанию умеют грамотно пользоваться хотя бы поиском в интернете или критически воспринимать информацию из сомнительных источников. Поэтому цифровой и информационной грамотности нужно обучать даже тех, кто себя и компьютер воспринимает как одно целое.

СКЕПТИКИ МЕШАЮТ ОБНОВЛЕНИЮ И УЛУЧШЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ

Об инновациях повсеместно говорят, но они всё никак не станут мейнстримом. А всё потому, что предрассудки о вреде и бесполезности технологий зачастую звучат громче статистики и исследований об их эффективности. В общем, необходимо при любой возможности рассказывать об удачных примерах. Мы так и знали!

ТЕХНОЛОГИИ ДОЛЖНЫ СТАТЬ ЧАСТЬЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

То, что молодой учитель сидит в соцсетях и играет во все новинки по ночам, ещё не означает, что он умеет применять всё это на уроках. Некоторые новички в силу неуверенности могут быть даже большими консерваторами, чем учителя с внушительным стажем. Именно поэтому использование новых технологий должно стать частью педагогического образования. Мало у кого хватит мотивации разобраться самостоятельно.



© Современные образовательные технологии, 2009-2016
443079, г. Самара, а/я 1425
тел./факс (846) 270-57-93
e-mail: edutech@mail.ru