Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




07.06.2011


Самара. IX Международная научно-практическая конференция «Здоровое поколение – международные ориентиры XXI века»


Издательство приняло участие в работе секции «Обучение и сопровождение детей с ограниченными возможностями в условиях образовательного учреждения»

В работе самой многочисленной секции конференции приняли участие специалисты системы повышения квалификации работников образования г. Москва, г.о. Самара, руководители СКОУ г.о. Самара, Тольятти, Чапаевск, с. Старый Буян Самарской области; г. Вологда; руководители ТАСО Северного и Поволжского образовательных округов Самарской области; заместители заведующих, педагоги-психологи, логопеды и воспитатели МДОУ комбинированного вида г.о. Тольятти, Сызрань, Кинель; Клявлинского, Исаклинского, Большечерниговского районов Самарской области.

Редактор издательства «Современные образовательные технологии» рассмотрела проблемы учебного книгообеспечения образования детей с ограниченными возможностями здоровья, методической поддержки работающих с ними педагогов и сопровождения семей детей, имеющих особые образовательные потребности.

На секции были представлены ресурсы сайта и пособий издательства, обеспечивающие повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, основные подходы к подготовке учебников и учебно-методических пособий издательства «Современные образовательные технологии» для детей с ОВЗ, общий обзор серий издательства, а также учебник нового поколения «Подготовка младшего обслуживающего персонала», обеспечивающий достижение целей в соответствии с новым пониманием результатов специального образования.

Возможности дистанционного участия, обеспеченные центром дистанционного образования детей-инвалидов СИПКРО, расширили аудиторию конференции и возможности многостороннего рассмотрения обсуждаемых проблем. В центре внимания педагогов были различные аспекты интеграции: обучения детей с различными образовательными потребностями в общеобразовательных учреждениях; создания условий для адаптации и развития школьников с тяжёлыми и сложными нарушениями, ещё недавно считавшихся «необучаемыми», в специальных учреждениях; проблемы программно-методического и дидактического обеспечения.

Александр Рувимович Маллер , к.п.н., доцент кафедры коррекционной педагогики АПКиППРО (г. Москва), один из авторитетнейших отечественных специалистов по работе с детьми с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями, в своём выступлении отметил комплексность и межведомственность как необходимые условия решения проблемы; обозначил основные методические подходы к созданию системы, обеспечивающей развитие и социальную адаптацию этой категории школьников.

Тематика выступлений отражает современное состояние системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • рассмотрение проблемы начинается и активно ведётся на этапе дошкольного образования (70% участников) – опыт предоставления ранней помощи ребёнку и его семье представлен не был, несмотря на достаточно длительную историю, наличие специальных структур в системе дополнительного профессионального образования и методического сопровождения Самарской области;
  • именно на этапе дошкольного образования активно осваиваются технологии взаимодействия участников коррекционно-развивающего образовательного процесса и педагогические технологии, обеспечивающие развитие воспитанников с ОВЗ, которые рассматриваются участниками как обязательное условие здоровьесбережения;
  • в то время как значительное количество специалистов ограничивается использованием традиционных подходов в работе с детьми с ОВЗ (в перечислении локальных направлений по-прежнему преобладает рассмотрение форм работы по развитию мелкой моторики пальцев рук), педагогические коллективы СКОУ и ДОУ, работающие в режиме регионального эксперимента, представляют опыт разработки, апробации и внедрения современных технологий.

В рамках работы секции были представлены:

  • пособие и система работы по формированию основных мыслительных операций у детей с нарушением интеллекта (Галкина О.В., директор Г(С)КОУ школы-интерната с. Старый Буян);
  • программа обучения детей с умеренными и тяжёлыми интеллектуальными нарушениями (Малер А.Р., к.п.н., доцент кафедры коррекционной педагогики АПКиППРО г. Москва; Корытцева Н.Б., директор СКОУ г. Вологда);
  • комплексные технологии сопровождения детей с тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью в дошкольных учреждениях (Жигляева М.М., Галлямова Н.Л., МДОУ комбинированного вида №139 «Облачко» г.о. Тольятти; Закладная М.А., Кривошеева Е.Ю., Садчикова И.Г., Держаева Е.А., МДОУ комбинированного вида № 163 «Непоседа», г.о. Тольятти);
  • программно-целевой подход к здоровьесбережению в условиях детского сада для детей с нарушениями слуха (Заварнахина Т.В., заведующая МДОУ №5 г.о. Самара);
  • программы и УМК педагогов г.г. Екатеринбург, Москва, Пермь, Самара:

«Путешествие в сказку» О.С. Соколовой (по сказкам В.Г. Сутеева)

«Путешествие по сказкам» Белоусовой Е.Г., Бугровой Л.М., Хаминовой И.А.

«Хочу говорить!» Г.Н. Пироговой

«На пороге школы» УМК, обеспечивающий профилактику школьной дезадаптации, выравнивание стартовых возможностей на основе формирования гражданской идентичности

Серия рабочих тетрадей «Управление по результатам. Я расту»

Пособия, позволяющие определить потребности педагогов, осуществляющих сопровождение детей с ОВЗ, и организовать повышение профессиональной компетентности


Однако приходится констатировать, что широкий круг проблем и вариантов их решения стал достоянием только специалистов, работающих в образовательных учреждениях, вид которых и предполагает работу с детьми с ОВЗ.


Ни педагоги и руководители учреждений общего и дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений, активно осваивающих рынок коррекционных образовательных услуг; ни специалисты системы социальной защиты, о катастрофическом положении которой недавно говорил в статье «Фабрики детского несчастья» (Известия от 15.04.2011) П. Астахов; ни представители министерств образования и науки и здравоохранения и соцзащиты в работе секции участия не принимали.

Возможно ли решить глобальную проблему локально, внутри сложившейся уже системы, покажет время. Пока же налицо «движение снизу» - педагоги, не дождавшись программ, технологий, УМК, отвечающих современным потребностям и запросам, разрабатывают их самостоятельно.





© Современные образовательные технологии, 2009-2021
телефон (996) 743-19-34
e-mail: edutech@mail.ru