Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




20.06.2011 Москва. Воспитанники учреждений системы соцзащиты имеют право на образование


Почему нарушается право умственно отсталых детей на образование: причины и возможные пути их преодоления

По данным руководителя общественной организации инвалидов «Общество «Даун Синдром» Сергея Колоскова, в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей (ДДИ) проживают около 23 тысяч россиян.

По закону туда помещаются лица, неспособные к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном присмотре. Это малыши, которым поставлен диагноз, связанный с умственной отсталостью (ДЦП, синдром Дауна), и от которых отказались родители, а также дети дошкольного и школьного возраста с выраженной умственной отсталостью.

Родители вынуждены отдавать своих детей в спецучреждение, так как их не принимают ни в обычный, ни в коррекционный детский сад или школу, и большинство не может позволить себе сидеть дома с ребенком, не работая.

Есть и третья категория – дети из неблагополучных семей, которые попадают в спецучреждения из-за педагогической запущенности и проблем с поведением.

Четвертая – дети-сироты, имеющие серьезные физические нарушения (например, ДЦП) и задержку психического развития, но с сохранным интеллектом.

По словам С. Колоскова, численность «домашних» детей и сирот в таких учреждениях приблизительно одинаковая. Причём сироты проходят путь от дома ребенка, школы-интерната VIII вида, после которого попадают в ДДИ на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Фактически такое заключение получают несовершеннолетние, которые не прижились в системе образования (ДДИ относится к системе социальной защиты) из-за плохой успеваемости, поведения или ...инвалидности, не связанной с умственной отсталостью, поскольку в школах-интернатах системы образования нет необходимой инфраструктуры и обслуживающего персонала. И хотя решения ПМПК носят рекомендательный характер – родители и опекуны могут с ним не согласиться – неприспособленные к обучению и проживанию инвалидов интернатные учреждения избавляются от сложного контингента.

По словам Колоскова, в учреждениях для детей с умственной отсталостью нарушения прав человека носят массовый характер. Здесь они не получают даже специального образования. Воспитанников спецучреждений, поступивших из социально неблагополучных семей, используют как бесплатную рабочую силу для уборки, ухода за лежачими детьми, переноски тяжелых грузов и пр. Совершеннолетние воспитанники ДДИ попадают в психоневрологические интернаты для взрослых, где существует аналогичная схема.

По мнению специалистов, дети с выраженными нарушениями интеллекта способны освоить специальные адаптированные программы. Такой опыт есть в западных странах. Таких учреждений, как детские дома для детей с умственной отсталостью, в цивилизованных странах не существует, отметил Колосков.


Отсутствие доступа к образованию инвалидов – прямое нарушение Конституции РФ и действующего законодательства.

По международному законодательству, помещение ребенка-инвалида в учреждения, где он не имеет возможности обучаться и развиваться в силу своих возможностей, недопустимо.


В России же вопрос о закрытии подобных учреждений на повестке дня не стоит.

По мнению руководителя РОО «Право ребенка» Бориса Альтшулера , причина «долгожительства» подобных учреждений связана с тем, что в эту систему вкладываются большие средства.





© Современные образовательные технологии, 2009-2021
телефон (996) 743-19-34
e-mail: edutech@mail.ru