Когда рождаются утопии, откуда вырос миф о прекрасном советском образовании, и есть ли в нём истина
Монография «Острова утопии: Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940-1980-е)» несостоятельность мифов о замечательном советском образовании подтверждает документально
Мало кто помнит, что старшая ступень школы до 1956 была платной, и прямым образом сказывалось на качестве абитуриентов: 58 процентов - дети служащих, 28 - рабочих, 12 - колхозников.
Чтобы восстановить дисциплину в школах, Наркомат просвещения в 1943—1944 годах вводит раздельное обучение и закрепляет требование беспрекословного подчинения учителю в «Правилах для учащихся». Когда эти меры не повышают успеваемость, педагогам предлагают использовать «индивидуальный подход» в классах по 40-50 человек, с минимальным набором необходимых средств и учебников.
В 1945 году чуть ли не 50 процентов советских выпускников не смогли получить аттестаты