15.08.2011 |
Для ратификации подписанной 3 года назад Конвенции о правах инвалидов Минздравсоцразвития РФ разработало проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов».
Основная часть поправок касается предметной проработки в законодательстве вопросов обеспечения детям-инвалидам возможности получения дошкольного воспитания и образования в общеобразовательных и детских дошкольных учреждениях общего типа, приспособленных для посещения этими детьми, соблюдение принципов инклюзивного образования; обеспечения условий для доступа инвалидов к объектам инфраструктуры, транспорту, средствам связи и информации: при этом создание безбарьерной среды предполагает и
предоставление информации в доступной форме (субтитрирование, дублирование голосовой информации – текстовой, надписями или световыми сигналами, оснащение знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля). Комментарий руководителя юридической группы Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Максима Ларионова. Самые существенные поправки содержатся в ст. 4, которой вносятся изменения в Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Законопроект предлагает установить порядок обмена информацией о социальной защите инвалидов и оказании им социальной поддержки между органами государственной власти. Это поможет облегчить инвалидам муки хождения по инстанциям (поликлиника – бюро медико-социальной экспертизы – Управление социальной защиты – Центр социального обслуживания – Пенсионный фонд и т.п.) и освободит от обязанности представления сведений и документов, необходимых для получения государственных услуг. Предполагается, что государственные услуги будут предоставляться по принципу «одного окна». Тогда для их получения, допустим, в Центре социального обслуживания человеку с инвалидностью не надо будет бегать за справкой в бюро МСЭ. Законопроектом предлагается объединить ст. 18 и 19 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в одну, где будут закреплены все гарантии детей-инвалидов на образование.
В ст. 8 вводится норма об оснащении федеральных учреждений медико-социальной экспертизы диагностическим оборудованием в соответствии с нормативами, утверждаемыми Минздравсоцразвития. По-хорошему, надо было сделать это лет 10 назад – местные бюро медико-социальной экспертизы современным оборудованием до сих пор не оснащены. Как можно говорить о качестве диагностики обследования, полноте разработки индивидуальной программы реабилитации без современного оборудования? Остается надеяться, что введение данной нормы изменит ситуацию в лучшую сторону. Важно внедрение в ст. 11 механизма контроля за исполнением индивидуальной программы реабилитации.
Законопроектом в ст.9 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» вводится термин «абилитация». Он означает систему и процесс формирования способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Термин встречается в Конвенции о правах инвалидов Если под реабилитацией понимается восстановление, компенсация утраченных способностей, то под абилитацией – процесс формирования способностей у людей, изначально их не имевших. В соответствии с нормами Конвенции в ст. 14 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предлагается ввести понятие «жестовый язык как язык общения».
Вводится и такое понятие, как «тифлосурдоперевод» (перевод для слепоглухих с синдромом Ушера – наследственным заболеванием, которое характеризуется потерей слуха и зрения). Благодаря введению соответствующей нормы подготовку преподавателей и переводчиков жестового языка будут вести за счет федеральных средств. Поправки в ст. 20 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» посвящены вопросам стимулирования работодателей для приема инвалидов на работу. В законопроекте предполагается внести норму о порядке взаимодействия органов власти федерального и регионального уровней по вопросам их трудоустройства. Этот порядок будет определяться Правительством РФ. В ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» законопроектом расширен перечень объектов социальной инфраструктуры, имеющих приоритетное значение для использования инвалидами объектов транспортной инфраструктуры, расширена норма об обеспечении беспрепятственного пользования транспортом как во внутреннем, так и в международном сообщении. В ст. 15 планируется подробно расписать все условия, которыми должны быть обеспечены люди с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха, незрячие и т.д. Кроме того, для обеспечения безбарьерного доступа к информации предлагается внести изменения в Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии РФ» . Благодаря этому субтитрирование национальных фильмов станет одним из условий предоставления государственной поддержки. Поправками в Кодекс об административных правонарушениях предлагается повысить в пять раз размеры административных штрафов для должностных и юридических лиц, если они не выполнили требования по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур. Максимальный размер штрафа для юридических лиц достигнет 200 тыс. рублей, что позволит обеспечить реальное исполнение всех нововведений. К сожалению, законопроект учитывает не все аспекты социальной защиты инвалидов. В отношении людей с психическими и интеллектуальными нарушениями не прописаны механизмы реализации их права на поддерживаемое трудоустройство и самостоятельное (поддерживаемое) проживание. Хотя НКО уже давно говорят о необходимости введения этих видов государственной поддержки.
|
©
Современные образовательные технологии, 2009-2021 |
телефон (996) 743-19-34 e-mail: edutech@mail.ru |