Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




15.08.2011


Москва. Разработаны поправки к действующему федеральному законодательству о социальной защите инвалидов


24 сентября 2008 г. Россия подписала Конвенцию «О правах инвалидов». Поскольку ее предметом являются основные права и свободы человека, она подлежит ратификации. За 3 года с момента подписания Конвенция не ратифицирована, т.к. действующее законодательство не соответствует её требованиям.

Для ратификации подписанной 3 года назад Конвенции о правах инвалидов Минздравсоцразвития РФ разработало проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов».

Основная часть поправок касается

  • совершенствования системы учета инвалидов;
  • предметной проработки в законодательстве вопросов обеспечения детям-инвалидам возможности получения дошкольного воспитания и образования в общеобразовательных и детских дошкольных учреждениях общего типа, приспособленных для посещения этими детьми, соблюдение принципов инклюзивного образования;

  • оснащения учреждений медико-социальной экспертизы (МСЭ) современным оборудованием;
  • обеспечения условий для доступа инвалидов к объектам инфраструктуры, транспорту, средствам связи и информации: при этом создание безбарьерной среды предполагает и предоставление информации в доступной форме (субтитрирование, дублирование голосовой информации – текстовой, надписями или световыми сигналами, оснащение знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля).


Комментарий руководителя юридической группы Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Максима Ларионова.

Самые существенные поправки содержатся в ст. 4, которой вносятся изменения в Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

В нашей стране нет точных данных о численности инвалидов, в том числе трудоспособных, об их возрасте, потребностях и других важных социальных показателях. Поэтому так важно введение в п. 11.2 ст. 4 норм, касающихся Федерального реестра инвалидов, в том числе детей, организации статистического наблюдения за их социально-экономическим положением и демографическим составом. Данные нормы позволят систематизировать сбор данных и сделать эффективным планирование государственных расходов, а также наблюдать за динамикой мер, принимаемых государством.


Законопроект предлагает установить порядок обмена информацией о социальной защите инвалидов и оказании им социальной поддержки между органами государственной власти.

Это поможет облегчить инвалидам муки хождения по инстанциям (поликлиника – бюро медико-социальной экспертизы – Управление социальной защиты – Центр социального обслуживания – Пенсионный фонд и т.п.) и освободит от обязанности представления сведений и документов, необходимых для получения государственных услуг. Предполагается, что государственные услуги будут предоставляться по принципу «одного окна». Тогда для их получения, допустим, в Центре социального обслуживания человеку с инвалидностью не надо будет бегать за справкой в бюро МСЭ.


Законопроектом предлагается объединить ст. 18 и 19 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в одну, где будут закреплены все гарантии детей-инвалидов на образование.

Несмотря на то, что принципы и механизмы создания условий в образовательных учреждениях общего типа детально прописаны, существенным недостатком законопроекта считаю отсутствие термина «инклюзивное образование». Ведь инклюзивное образование внедряется во многих регионах, и его нормативно-правовое регулирование необходимо, как воздух! Пока соответствующего регулирования в этой сфере нет, семьи с детьми-инвалидами сталкиваются с серьезными проблемами, устраивая детей в школу рядом с домом.


В ст. 8 вводится норма об оснащении федеральных учреждений медико-социальной экспертизы диагностическим оборудованием в соответствии с нормативами, утверждаемыми Минздравсоцразвития.

По-хорошему, надо было сделать это лет 10 назад – местные бюро медико-социальной экспертизы современным оборудованием до сих пор не оснащены. Как можно говорить о качестве диагностики обследования, полноте разработки индивидуальной программы реабилитации без современного оборудования? Остается надеяться, что введение данной нормы изменит ситуацию в лучшую сторону.

Важно внедрение в ст. 11 механизма контроля за исполнением индивидуальной программы реабилитации.

В настоящее время соответствующие полномочия, обязанности и механизмы законом не установлены. Регулирование требований к техническим средствам реабилитации, средствам связи и информатики, обеспечивающих доступность для инвалидов среды жизнедеятельности, а также установление стандартов на осуществление реабилитационных мероприятий и услуг предлагается отнести к ведению федеральных властей.

Однако в документе не указано, что требования к техническим средствам реабилитации и стандарты реабилитационных мероприятий и услуг должны быть в обязательном порядке согласованы с общественными объединениями инвалидов.


Законопроектом в ст.9 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» вводится термин «абилитация». Он означает систему и процесс формирования способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Термин встречается в Конвенции о правах инвалидов

Если под реабилитацией понимается восстановление, компенсация утраченных способностей, то под абилитацией – процесс формирования способностей у людей, изначально их не имевших.

В соответствии с нормами Конвенции в ст. 14 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предлагается ввести понятие «жестовый язык как язык общения».

В отличие от средства межличностного общения, как сейчас жестовый язык определен в Законе «О социальной защите инвалидов в РФ», статус языка общения позволит рассчитывать на государственную поддержку на его изучение и развитие.

Вводится и такое понятие, как «тифлосурдоперевод» (перевод для слепоглухих с синдромом Ушера – наследственным заболеванием, которое характеризуется потерей слуха и зрения). Благодаря введению соответствующей нормы подготовку преподавателей и переводчиков жестового языка будут вести за счет федеральных средств.


Поправки в ст. 20 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» посвящены вопросам стимулирования работодателей для приема инвалидов на работу. В законопроекте предполагается внести норму о порядке взаимодействия органов власти федерального и регионального уровней по вопросам их трудоустройства. Этот порядок будет определяться Правительством РФ.


В ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» законопроектом расширен перечень объектов социальной инфраструктуры, имеющих приоритетное значение для использования инвалидами объектов транспортной инфраструктуры, расширена норма об обеспечении беспрепятственного пользования транспортом как во внутреннем, так и в международном сообщении. В ст. 15 планируется подробно расписать все условия, которыми должны быть обеспечены люди с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха, незрячие и т.д.

Кроме того, для обеспечения безбарьерного доступа к информации предлагается внести изменения в Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии РФ» . Благодаря этому субтитрирование национальных фильмов станет одним из условий предоставления государственной поддержки.


Поправками в Кодекс об административных правонарушениях предлагается повысить в пять раз размеры административных штрафов для должностных и юридических лиц, если они не выполнили требования по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур. Максимальный размер штрафа для юридических лиц достигнет 200 тыс. рублей, что позволит обеспечить реальное исполнение всех нововведений.


К сожалению, законопроект учитывает не все аспекты социальной защиты инвалидов. В отношении людей с психическими и интеллектуальными нарушениями не прописаны механизмы реализации их права на поддерживаемое трудоустройство и самостоятельное (поддерживаемое) проживание. Хотя НКО уже давно говорят о необходимости введения этих видов государственной поддержки.

Центр лечебной педагогики (ЦЛП) разработал проект поправок в Гражданский кодекс РФ в области дееспособности людей с нарушениями психического здоровья.



Перспективы реального воплощения норм Конвенции в России напрямую зависят от создания эффективно работающего механизма их реализации, ужесточения персональной ответственности должностных лиц. К примеру, нормы о доступности объектов социальной инфраструктуры были введены в 1995 году, но за этот период практически ничего не было сделано. Очень важно создать механизм контроля за исполнением норм законодательства в сфере обеспечения прав и интересов инвалидов с участием НКО и иных институтов гражданского общества.



Сравнительный анализ проекта федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подготовленный ОД «Образование – для всех», с действующим законодательством (Концепция)

Комментарий: стенограмма круглого стола «Социальная защита и реабилитация инвалидов: российское и зарубежное законодательство» в Государственной Думе РФ 08.06.2011





© Современные образовательные технологии, 2009-2021
телефон (996) 743-19-34
e-mail: edutech@mail.ru