Вебинар для родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и детей-инвалидов
Очень много вопросов от работников образования. Но родители показали более высокий уровень информированности и компетентности.
Спикеры из министерства не боятся говорить об инклюзии, возможности - при создании требуемых условий - совместного обучения учеников с разными образовательными потребностями, призывают педагогов учиться и сотрудничать с родителями.
Замминистра В. Ш. Каганов обозначил зоны ответственности разных сторон.
Министерство для реализации права каждого на образование
- подготовило огромное количество нормативных актов. Их надо изучать. Начиная с ФЗ - 273.
- всё ещё обещает обеспечить доступ к новым учебникам. Всё ещё только обещает.
- будет проводить мониторинг ситуации.
При этом замминистра отметил, что образование школьников с особыми потребностями и инвалидностью - зона компетентности и ответственности субъектов Федерации. Они обеспечивают финансирование, нормативную, законодательную, методическую базу, подготовку кадров.
Школы также имеют широкие полномочия в выборе средств и путей, обеспечивающих ученикам достижение образовательных результатов. И для этого недостаточно просто только адаптированной программы, школа должна научиться работать с родителями, включать их в процесс образования.
Очень по делу выступил директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки РФ Евгений Александрович Сильянов.
Объяснил, в чём отличие статусов «ученик с ОВЗ» и «ученик с инвалидностью», какими документами это регулируется, как обеспечивается реабилитация школьников с инвалидностью, не нуждающихся в создании особых условий для образования, которые зафиксированы в статье 79 ФЗ - 273 и определяются ПМПК.
И отдельно отметил, что если из всего списка в школе создана только доступность, то это - профанация.
А ещё - что «необучаемых» больше нет. И поэтому ответственность ПМПК, определяющей программу и условия, образовательной организации, обеспечивающей эти условия, разрабатывающей адаптированную программу и определяющей образовательный маршрут - очень высоки.
Но не меньшая ответственность - на родителях.
Если ребёнок не учится, то это вина родителей. Они обязаны с наступлением школьного возраста обратиться в органы образования, где им предоставят информацию о возможных вариантах и формах получения образования.
И ещё очень важное уточнение - про обучение на дому.
Обучение на дому организуется в соответствии с ФГОС, ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС О у/о и СанПиН. Т.о. обеспечивается предусмотренное ФГОС количество часов.
Учебный план составляется в соответствии с медицинскими рекомендациями и СОГЛАСУЕТСЯ с РОДИТЕЛЯМИ.
При этом надо понимать, что для достижения результатов необходимо использовать все доступные ресурсы: сетевые формы, дистанционное образование, посещение части занятий в школе.
При всей содержательности (на основании чего в штатное расписание ОО вводятся специалисты - дефектологи, тьюторы, на какое количество учеников с ОВЗ, наполняемость классов) выступление заместителя директора департамента И. О. Терёхиной было обращено всё же не к родителям - оно было на другом, чиновничьем, языке.
Озвученные вопросы от родителей касались проблем обучения новых категорий - с ТМНР, РАС.
Говорили об отсутствии новых и нехватке старых учебников.
Министерство пообещало... к сентябрю 2017-го... букварь для незрячих умственно отсталых.
Потребность просчитать сложно, но порядок цифр можно представить - в этом учебном году во всех классах СКОУ обучалось 375 незрячих умственно отсталых. Первоклассников - всего, с сохранным и нарушенным интеллектом - в СКОУ было 242. Незрячих первоклассников (состояние интеллекта неизвестно) в коррекционных классах было четверо (4), в обычных - 10.
Логичнее было бы начать с методики, а потом определить потребность в специализированных дидактических средствах.
На фоне потребностей для не обучавшихся ранее категорий и наиболее многочисленных (и они же - наиболее включаемые в общее образование), а так же при вымывании из общего образования маломобильных категорий с сохранным интеллектом всё же странная избирательность
На вопрос о возможности обучения умственно отсталых инклюзивно было отмечено, что такой опыт есть. (В 2015/2016 году 17 % умственно отсталых обучалось в общеобразовательных классах).
При этом обращено внимание на отличие учебного плана ФГОС О у/о от ФГОС ОО, что повлечёт максимальную индивидуализацию обучения.
Справедливо отмечалось, что приоритеты образования учеников с интеллектуальными нарушениями - социальная адаптация (в первую очередь) и профессионально-трудовая подготовка к дальнейшей жизни.
Поэтому при определении формы обучения опять-таки важен диалог с родителями, предоставление им всей полноты информации и возможных траекториях обучения.
Создалось ощущение, что представители министерства сомневаются, что общеобразовательная школа сможет обеспечить планируемые результаты. Они как будто в этот момент забыли, что школа с таким учеником работает по адаптированной программе, а не пристраивает его в массовую. (Или что-то знают, но не озвучивают)
Конечно, утверждение о том, что в вебинаре приняли участие более 5 тысяч человек, как и то, что вебинар провёл заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов, скорее, фигуры речи. Точнее - зарегистрировались, имели возможность задать вопросы и посмотреть. И хорошо, что замминистра дал возможность высказаться разным специалистам министерства, причастным к образованию учеников с особыми потребностями.
В официальной информации отмечается, что
«Вебинар показал высокий уровень информированности и компетентности родителей в вопросах образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в вопросах нормативно-правового регулирования образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
В записи есть и другая информация, вызвавшая очень понятную эмоциональную реакцию директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки РФ Е. А. Сильянова: уровень вопросов учителей, завучей, специалистов органов управлений образования свидетельствует не только об их абсолютной нормативно-правовой безграмотности - незнании базовых положений ФЗ - 273, но и том, что люди, задающие вопросы не слушали выступающих на вебинаре.
Такое вот потребительское отношение: мы тут зарегистрировались, а вы нам быстренько ответьте на главное:
- при каких условиях можно отказать в приёме ребёнку с ОВЗ или инвалидностью?
- может ли инвалид посещать общеобразовательную организацию?
- чем учащийся с ОВЗ отличается от ребёнка - инвалида?
Конечно, это больше, чем просто печально. Но и понятно, что такое отношение не вдруг возникло. Существующая система ПК, где чаще всего вот так быстренько об актуальненьком, и бесчисленные конференции с километровыми списками выступающих за полтора часа, а на самом деле - внесённых в перечень для получения «фантика» - сертификата участника /слушателя практически убили мотивацию познания, профессиональный интерес. Да и умение профессионально общаться: формулировать вопросы, анализировать проблемы, рассматривать варианты - сегодня не особо востребовано. То ли дело отчитаться.
Ужасно, что люди с 2012 года не ощутили потребности в знакомстве с главным для них Федеральным законом.
Ужасно, что вот это массовое профессиональное выгорание (не хочется думать о деградации) достигло своего апогея именно в период перехода на новые стандарты образования детей с особыми потребностями.
Но вот - а вдруг! - очнутся от гонки, пристыженные искренней реакцией большого чиновника. Лето опять же - решатся ликвидировать пробелы. И ознакомиться с нормативной базой полностью.
Что они получат? Километры плохо структурированной, небрежно отформатированной сырой информации организационного характера. При полном отсутствии внятного методического сопровождения.
И вот как-то проникаешься логикой: всё равно же как-то оно начнётся, кто-то что-то организует, и большая часть этого бумажного вала после 5.09.2016 заменится другим...
Это не в оправдание педагогической безответственности, но - вопрос к региональным структурам ПК и методического сопровождения: почему ну никакой работы по подготовке не проделано. Риторический вопрос...