27.10.2011 |
По данным Росстата на 2009 год, в 148 интернатах для детей-инвалидов проживали 22,3 тысячи несовершеннолетних. В детские дома-интернаты для инвалидов (ДДИ), находящиеся в ведении органов соцзащиты населения субъектов РФ, попадают несовершеннолетние, которым ставят умеренную, тяжелую или глубокую степени умственной отсталости, а также легкую умственную отсталость в сочетании с нарушениями опорно-двигательного аппарата или поведения (детей с указанными выше диагнозами помещают только в ДДИ).
Нередко туда переводят сирот из коррекционных интернатов Минобрнауки РФ, если они не осваивают образовательную программу или... за плохое поведение. До 25% воспитанников ДДИ относятся к последней категории. Сюда помещаются как сироты (почти у всех есть родители, лишенные родительских прав), так и «домашние» дети. Родители отдают последних из-за невозможности работать – они буквально «прикованы» к детям. Ведь их не принимают в детский сад и школу, в том числе коррекционные. Кроме того, родители не в состоянии ежедневно доставлять ребенка в коррекционное образовательное учреждение, которое может быть расположено далеко от их места жительства, в том числе в другом городе или поселке. Нарушения прав несовершеннолетних в детских домах-интернатах для инвалидов носят массовый характер. В большинстве случаев их помещение в ДДИ приводит к пожизненной изоляции от общества. По наступлении 18 лет без судебного решения молодых людей переводят в ПНИ (психо-неврологические интернаты для взрослых), где они остаются до конца жизни. Распространены случаи, когда воспитанники ДДИ подвергаются психиатрическому лечению в дисциплинарных целях – в качестве наказания. В то же время есть дети, которым психиатрическое лечение необходимо. Большинство находящихся в этих учреждениях несовершеннолетних в нарушение ст. 43 Конституции РФ не получают образования. Более подробную информацию об этих и других нарушениях можно найти в специальном докладе Уполномоченного по правам человека в РФ «О соблюдении прав детей-инвалидов в РФ» (2005), докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2010 год, выступлениях детского федерального омбудсмена, Рекомендациях Комитета ООН по правам ребенка РФ (1999 год) в связи с рассмотрением II Периодического доклада РФ о соблюдении Конвенции о правах ребенка, специальном докладе уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «О соблюдении прав граждан, страдающих психическими расстройствами» (1999), докладах международных правозащитных организаций Human Rights Watch и Amnesty International. Общество «Даун Синдром», Центр лечебной педагогики, Региональная общественная организация «Право ребенка» и др. с начала 90-х годов XX века проводили кампании в защиту прав воспитанников ДДИ. В результате в 2003 году были отменены нормативные акты, действовавшие еще в СССР и касающиеся ограничений на воспитание и обучение так называемых «необучаемых» детей. В них речь шла о том, что детям, которые были признаны необучаемыми, воспитатели не полагаются – только санитарки. В 2007 году вышло совместное письмо Минздравсоцразвития и Минобрнауки, регламентирующее порядок получения образования воспитанниками домов-интернатов для детей-инвалидов. Субъектам Федерации были разъяснены положения закона «Об образовании в РФ» и Конституции РФ: все дети школьного возраста, проживающие в ДДИ, должны быть зачислены в коррекционные школы.
В 2011 году Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов предложил сократить численность воспитанников детских домов-интернатов до 15 – 20 человек, что должно существенно улучшить условия их жизни. Сейчас она варьируется от 150 до 500 человек. В таких условиях дети не получают не только образования, но и адекватного ухода. Как правило, ДДИ закрыты для общественного контроля. Общественные организации также испытывают трудности в работе с их администрацией. Основная задача НКО сводится к непосредственной работе с детьми (уход, обучающие занятия, прогулки). Часто нужен элементарный уход за ребенком (помыть, одеть, накормить), так как персонала не достаточно. Особенно важно, что волонтеры дают детям душевное тепло и внимание – это необходимо для развития личности. По международным рекомендациям, для развития детей в интернатных учреждениях должно постоянно присутствовать два воспитателя на пять воспитанников. В российских ДДИ сегодня иная картина: один воспитатель на 10 – 18 детей. Когда волонтеры начинают заниматься еще и общественным контролем, их пребывание в ДДИ может быть прекращено по требованию администрации учреждения. Позитивное решение данной проблемы с воспитанником Павловского интерната – пример эффективной работы НКО. Общественный резонанс и кадровые перестановки в интернате – заслуга, прежде всего, «Перспективы» и «Подорожника». Они были поддержаны Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка Павлом Астаховым, Уполномоченным по правам человека в РФ Владимиром Лукиным, членом Общественной палаты РФ Борисом Альтшулером. Пребывание волонтеров в таких учреждениях необходимо для контроля за соблюдением прав детей-инвалидов. Добросовестная администрация заинтересована в присутствии волонтеров: их работа с детьми расширяет сильно ограниченный социальный опыт детей, способствует решению задач, которые учреждение, как правило, не может решить самостоятельно (уход за детьми, развивающие занятия и др.). Случайные люди в такие организации не идут. А их руководство ответственно относится к отбору и обучению волонтеров. Одно из основных универсальных требований – отсутствие сведений в органах внутренних дел о правонарушениях среди волонтеров. Однако НКО могут устанавливать свои критерии отбора. Критерии отбора общественных контролеров содержатся в проекте ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав детей, находящихся в стационарных учреждениях», разработанном в 2010 году при участии Общественной палаты РФ и аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ. В частности, предлагается, чтобы их кандидатуры выдвигались НКО и утверждались Общественной палатой РФ. Но закон пока не внесен в Госдуму РФ. Детские дома-интернаты для детей с умственной отсталостью – устаревшая форма устройства детей-инвалидов с ментальными нарушениями, не соответствующая международной практике и Конвенции ООН о правах инвалидов.
Дети должны получить возможность вернуться в семьи (если они есть) либо быть устроены в приемные семьи. Для этого государство должно создать такие условия для родителей (опекунов и др.), при которых они могли бы вести максимально обычный – как родители здоровых детей – образ жизни. В частности, иметь реальный доступ в детские сады и школы. Необходимо ввести услугу социального такси или школьного автобуса для транспортировки ребенка до места учебы. Также важен «отпуск для родителей»: когда они отдают ребенка на несколько дней, неделю в другую семью, пребывание в которой оплачивается государством, а сами отдыхают. При отсутствии возможности устройства ребенка с умственной отсталостью в семью необходимо направлять его в ДДИ семейного типа. Однако все это требует изменения законодательства (Семейный и Гражданский кодексы РФ, законы «Об опеке и попечительстве», «Об образовании в РФ», «О социальном обслуживании пожилых граждан и инвалидов», «Об основах социального обслуживания», «Об основных гарантиях прав ребенка» и др.). |
©
Современные образовательные технологии, 2009-2021 |
телефон (996) 743-19-34 e-mail: edutech@mail.ru |