Республика Удмуртия. Ижевск. Круглый стол по проблемам образования детей – инвалидов
Круглый стол «Реализация конституционного права детей-инвалидов на общедоступное дошкольное и школьное образование, в том числе инклюзивное» под председательством заместителя Главы Администрации г. Ижевска по социальной политике
Цель конференции – обмен опытом инклюзивного образования, обсуждение методологических ориентиров, принципов и ограничений, которыми следует руководствоваться в развитии практики и технологии обеспечения инклюзивного образования в России.
Участники круглого стола обсудили вопросы реализации конституционного права детей-инвалидов на общедоступное дошкольное и школьное образование, в том числе инклюзивное; создания коррекционных групп в детских садах и коррекционных классов в образовательных учреждениях Ижевска.
В круглом столе приняли участие представители общественной организации «Объединение детей-инвалидов, инвалидов детства, их родителей и опекунов города Ижевска», Администрации Ижевска, Общественной палаты г. Ижевска, ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Удмуртской Республике», Уполномоченный по правам ребенка в УР Ольга Авдеева, председатель Общественной палаты г. Ижевска Лиана Димитрошкина и другие официальные лица, родители детей-инвалидов.
На круглом столе приведены следующие официальные данные:
из 60250 обучающихся в школах Ижевска 794 – это дети-инвалиды;
357 (45 %) из них обучаются в массовых школах, в том числе 300 – в классах со здоровыми детьми, 437 человек – в коррекционных школах;
сегодня в системе образования города действуют 11 образовательных учреждений I – VIII видов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 52 специальных (коррекционных) класса для детей с задержкой психического развития, 17 классов охраны зрения, 58 классов компенсирующего обучения;
в муниципальных образовательных учреждениях предлагаются различные варианты обучения: на дому, дистанционно, в общеобразовательных, коррекционных классах, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, школах-интернатах;
образовательные учреждения города имеют возможность организовать образовательный процесс для детей - инвалидов с детским церебральным параличом и умственной отсталостью: с патологией опорно-двигательного аппарата (с сохранным интеллектом – МСКОУ № 101), с умственной отсталостью (ОУ № 4,75,79,92), с задержкой психического развития (ОУ № 47, 23,39);
классы для детей с глубокой умственной отсталостью, для детей со сложной структурой дефекта работают в С(К)ОУ VIII вида школах №79, 92, школах-интернатах № 4, 75.
Представители общественной организации родителей детей – инвалидов «Объединение детей-инвалидов, инвалидов детства, их родителей и опекунов города Ижевска» рассказали о проблемах, препятствующих реализации конституционного права на образование детей.
Комментарий редактора
Удивительно взвешенное, аргументированное выступление: не претензии и дай – дай, а варианты решения с положительными примерами из практики Ижевска и Москвы. Удивительно то, что родители (они же – социальные заказчики образования) рассказывают специалистам ПМПК и образования об их должностных обязанностях.
Во время круглого стола родителями обучающихся интегрировано детей с ОВЗ (ДЦП) был поднят вопрос об индивидуальной помощи учителя при отставании по предметам. Родители отмечают, что детей выжимают из школы – для перехода на домашнее дистанционное обучение.
Ответ (поражает лёгкость, с которой представители образования тут же открещиваются от проблемы, её даже не воспринимают как свою или хотя бы общую) :
при интегрированном обучении школа ВАШИ проблемы не решит. Это вопрос оплаты: никто не будет работать бесплатно. Возможно, вам следует обучаться в рамках Федеральной программы дистанционного обучения (т.е. надомно!).
очень жаль, когда возможность обсуждения проблемной ситуации сводится к отчетному собранию с приведением цифр и статистики, а не анализу ситуации, с возможными путями ее изменения в лучшую сторону;
даже в этой ситуации, когда по данным Минздрава в Ижевске общее количество детей-инвалидов составляет более 1700, в Ижевске обучается всего 794 ребенка в школе и 252 ребенка в Дошкольном образовательных учреждениях, а где же остальные 650 детей-инвалидов, никто сказать не может...
официально утверждается, что в ряде специализированных дошкольных учреждений организованы группы кратковременного пребывания, но то, что это что это 15 минут общения со специалистом, а не с ребятами - сверстниками, никто не говорит.
Из комментариев родителей к прошедшему круглому столу:
«К сожалению, круглый стол превратился в отчетную конференцию, где были представлены все возможности образования детей-инвалидов в лучшем виде и только Родители к их стыду, не знают о том, СКОЛЬКО делает Администрация города для наших детей.........»
Действительно, на какой конференции не звучали такие благополучные слова?
«Уникальное выступление, когда педагог (по образованию) только недавно узнает о том что любые дети-инвалиды способны к обучению, нонсенс, это наш Уполномоченный по правам ребенка. Непонятно ее поведение, когда Ольга Леонидовна сказала на камеры, что нам есть о чем пообщаться и она с нами побеседует после круглого стола. Как только круглый стол завершился - ее и след простыл.....интересно где и когда мы будем взаимодейтсвовать и как ????»
Участниками круглого стола отмечено:
наличие нормативной базы, не обеспеченной соответствующим финансированием; по мнению участников один из выходов – разработка муниципальной программы, а до того – создание рабочей группы по обеспечению первоочередных мер;
незаконность выжимания детей – инвалидов школами в систему дистанционного образования;
отсутствие условий для инклюзии – она не обеспечивается пандусами (которых так же не хватает), важно кадровое обеспечение, профессиональная компетентность и психологическая готовность педагогов;
важность информирования родителей о предоставляемых услугах в соответствии с потребностями – и как средство социализации детей, и как средство временной разгрузки родителей.