Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




22.08.2018



Как открыли региональный ресурсный центр по сопровождению детей с РАС


Ресурсный центр на базе школы № 115 Самары. Той самой

22.08.2018 прошёл семинар для родителей детей с РАС «Некоторые аспекты воспитания и обучения детей с РАС»

Мероприятие анонсировано как презентация созданного на базе ГБОУ СО «Школы – интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.о. Самара» Ресурсного центра по сопровождению детей с аутизмом и их родителей для родителей целевой группы.

Актовый зал школы был полон - в рабочее время в рабочий день, что наглядно продемонстрировало важность проблемы для родителей.


Ресурсный центр (resource center) –
центральное учреждение, в котором имеется информация, оборудование, можно получить рекомендации и пройти обучение представителям той или иной клиентской группы. Ресурсные центры являются специализированными – например, БИБЛИОТЕКИ ИГРУШЕК, центры обслуживания инвалидов, учителей.
Словарь-справочник по социальной работе. — СПб.: Питер. М. А. Гулина. 2008.



ЧТО ВЫЗВАЛО ИНТЕРЕС И ВОПРОСЫ собравшихся к спикерам по содержанию их выступлений

1. Рассказ – рефлексия учителя начальных классов школы Горлачёвой Н. П. об опыте работы с детьми с РАС и применяемых методиках (АВА – анализ). Поскольку примеры работы были убедительными, именно АВА – анализу и выразили готовность обучиться родители.

А ресурсный центр оказался не готов к вытекающим из выступления вопросам: где? каким образом? Директор школы вдруг задала уточняющий вопрос: а ваши дети у нас учатся? Что возможно на родительком собрании, но совершенно недопустимо в рамках ресурсного центра.

2. Краткое, исключительно по сути выступление специалиста ГКУ СО «Центр диагностики и консультирования СО» – областной ПМПК. Формат выбран очень удачно: поскольку каждый из присутствующих имеет опыт взаимодействия с этой структурой, спикер обозначила задачи, приоритеты и в живом общении обсудила имеющиеся проблемы. Собственно, так эта организация и работает – чётко, профессионально, в интересах детей с инвалидностью и их семей. Поэтому её специалисты понимают, какая информация нужна родителям, и готовы к вопросам о своей деятельности.

3. Очень позитивное обращение сопредседателя СГОО «Остров надежды», мамы взрослого ребёнка с РАС. Практически, это было выступление мотивирующего лектора – о возможностях, ресурсах семьи в социализации своего ребёнка. При этом не просто «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», а живое свидетельство человека, который много преодолел и продолжает решать проблемы, выстраивая траекторию жизни своего ребёнка, искать варианты, союзников, партнёров

Почему эти спикеры понравились? Потому что они действовали в рамках заявленного формата – презентация ресурсов, открытость к сотрудничеству и взаимодействию.


ЧТО УДИВИЛО

1. НЕВНИМАНИЕ К ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ, ЕЁ НЕПОНИМАНИЕ

Мероприятие, адресованное родителям, и при этом – родителям детей с ментальной инвалидностью и кучей сопутствующих заболеваний, оставить которых без присмотра часто невозможно, проводилось в рабочее время (среда, первая половина дня). Это очень неудобно и неправильно

Люди вынуждены отпрашиваться с работы, неработающие – искать варианты, куда пристроить ребёнка (= кому из членов семьи опять же отпрашиваться с работы).

Эту проблему легко снять, проводя такие мероприятия, например, в субботу. И предусмотрев занятость детей – это ж ресурсный центр, где сосредоточены опытные кадры и ресурсы. Поэтому логично организовать группы для детей, пригласить волонтёров из НКО и из студентов, например, дефектологического факультета. А родители смогут не просто послушать, но и увидеть мастер – классы, научиться навыкам взаимодействия и много ещё чему.

Если в качестве целевой аудитории заявлены родители, то все спикеры должны ориентироваться на потребности взрослых людей, погружённых в проблему, которая не ограничивается исключительно мецинской поддержкой или образованием, и при этом – не педагогов. Каждое выступление должно помогать решить или наметить путь решения какую-то малюсенькую проблему именно родителя, семьи ребёнка с инвалидностью. Но половина выступлений были совсем не для родителей: общие фразы, невнятная скороговорка «как я провёл лето» на тему, которая интересна выступающему.

Очень длинное неинформативное выступление главного внештатного специалиста Министерства здравоохранения Самарской области по специальности «детская психиатрия», заведующей детским психиатрическим отделением ГБУЗ «Самарская психиатрическая больница» Карпухиной Светланы Борисовны. Квалифицированный специалист – это не профессиональный спикер, легко находящий контакт с любой аудиторией. Любому выступающему нужно ставить цели. И особенно важно это, когда в мероприятии участвуют официальные представители разных ведомств, которые действуют в рамках своих регламентов и говорят на своём языке. Либо честно говорить: мы вас ждем не для тематического выступления, а как VIP персону, чтобы показать целевой группе, что это не инициатива отдельной школы, а важное событие в масштабах области, важное и для вашего ведомства. И это нормально и честно по отношению и к выступающему, и к участникам семинара.

Стойкое ощущение, что цель самого мероприятия была для школы непонятной.

Да, на поверхности – презентация ресурсного центра. Но об этом сказала только ведущий специалист управления реализации общеобразовательных программ Министерства образования и науки Самарской области Ирина Анатольевна Мустафина. Она же и приняла на себя функции модератора всего мероприятие (организаторами не предусмотренного), обеспечивая связь между отдельными выступлениями отдельных выступающих и слушателями, предоставляя востребованную информацию о ресурсах – т.е. то, зачем и пришли родители.


Вот некоторые полезные ссылки – поскольку ресурсы назывались без визуального подкрепления. А так же ещё кое-что актуальное:

Нормативные документы о сопровождении детей с особыми потребностями в образовании

Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ

Центр инклюзивного и дистанционного образования СО

Фонд «Выход» – фонд содействия решению проблем аутизма в России: информация для родителей

Тематический Альманах Института коррекционной педагогики РАО «Детский аутизм: пути понимания и помощи» № 23

Тематический Альманах Института коррекционной педагогики РАО «Детский аутизм: пути понимания и помощи» № 20

Тематический Альманах Института коррекционной педагогики РАО «Детский аутизм: пути понимания и помощи» № 19

Тематический Альманах Института коррекционной педагогики РАО «Детский аутизм: пути понимания и помощи» № 18

Библиотека ФРЦ


И это сделано было – хоть и в режиме неотложки – действительно качественно. Участники семинара узнали, какие общественные организации (и их значительно больше, чем 2) занимаются решением широкого спектра проблем социализации детей с РАС, какие организации общего и дополнительного образования, частные предприниматели имеют опыт работы и готовы оказывать разные виды услуг семьям с детьми с РАС. Ирина Анатольевна сумела вписать частный опыт педагогов школы в широкий контекст того, что делается в рассматриваемом направления не только в городе, но и на федеральном уровне. Т.е. обеспечить тот самый ресурсный подход, который был заявлен.

А ведь логично было бы, чтобы именно специалисты ресурсного центра подготовили такую первичную информацию! На основании своего богатого опыта предусмотрели потребности целевой группы. Прежде всего – в информации о доступных ресурсах. Ведь не должен специалист министерства работать волшебником в голубом вертолёте, заполняя паузы, пока гонцы будут разыскивать по школе удалившегося по своим неотложным делам уже выступившего учителя – возможного носителя нужной информации.

Целевую группу нужно любить, уважать, изучать. И вот этого школа не продемонстрировала.

Логично предположить, что происходящее на семинаре в ресурсном центре полезно и сотрудникам школы. И не только одной конкретной школы. Но педагоги школы были заняты написанием программ и ещё много чем заняты – заняты. И коллеги из других школ, которые так же работают с детьми с РАС и их семьями, отсутствовали. Т.е. канал информирования из первых уст родителей, дети которых обучаются в других образовательных организациях, о новом ресурсном центре не задействован. И упущена возможность установить контакты с профильными НКО, организациями допобразования, представители которых были в зале. (И хорошо бы было назвать всех присутсвующих не только VIPов – люди же регистрировались)

Так же логично предположить, что уж в каникулы учителя могут выкроить 2 часа и послушать своих коллег и представителей смежных ведомств. И понаблюдать за родителями, которых, как и это мероприятие показало, знают очень плохо.

И уж совсем ни в какие ворота – высказывать с плохо скрытым раздражением: «у нас тут не только вы сегодня, у нас много мероприятий , не могу сейчас ответить на вопрос, оставлю контакты на вахте – обращайтесь». Когда это говорит учитель, то родителям не надо богатого воображения, чтоб эту ситуацию примерить на собственного ребёнка.

Никто из представителей школы не продемонтстрировал интереса к мнению, потребностям тех, кого пригласили.

Глубочайшее изумление вызвало выступление школьного психолога Г.В. Трифоновой. Чем, как может быть интересна родителям очень узкая тема – сравнение, точнее, противопоставление коррекционных курсов для учеников с РАС и с интеллектуальными нарушениями, реализуемых в школе – уместная, возможно, на МО? Но и сравнение никакими выводами не завершилось – просто констатация. И что??? Единственный вывод из услышанного: мы чётко дифференцируем детей с РАС и с первичными интеллектуальным нарушениями. А как это сказывается? Каковы результаты? Да и есть ли они… При этом в выступлении, повторюсь – психолога! – ни разу не прозвучали слова «развитие, выявление ресурсов, создание условий». Но в каждом предложении – «нарушения» и «коррекция». Берём брак, и чиним, чиним  А «жизненная компетентность» рассматривается психологом исключительно как формирование культурных и санитарно – гигиенических навыков в рамках СБО. Ни одного живого слова! Ни одного взгляда пытливого в зал: вам это интересно?! Никаких попыток приглашения к сотрудничеству, к принятию партнёрства. В общем, пахнуло ароматом убежавшего и пригоревшего молока из кухни старой вспомогательной школы

А ведь это – психолог! Т.е. связник между школой и семьёй ребёнка с особыми потребностями. И понятно, откуда такие проблемы во взаимодействии с родителями именно в этой школе. Совершенно очевидно: именно этот специалист не потянет работу в ресурсном центре.

Так же очевидно, что мероприятие для взрослых, тем более – для взрослых, значительная часть которых – со стороны, не непосредственные участники образовательных отношений в данной школе, надо готовить специально с учётом потребностей и особенностей именно взрослой аудитории.

Это сегодняшний тренд – образование в течение всей жизни. И этому надо учиться – у специалистов системы ПК, которые такой опыт имеют (ЦИДО СИПКРО, ЦПО), привлекать опыт НКО при проведении презентационных мероприятий, волонтёров, работать непосредственно с целевой группой, доверять родителям и их опыт изучать, рассматривая как партнёров, а не обучающихся. И главное – надо менять позицию. Те, кто в школе – учителя, в ресурсном центре – коллеги. Кое-чему придётся учиться вместе с родителями. А чему-то – у родителей. И не только специфике сопровождения, но и навыкам коллаборации.

И конечно надо признать, что родительская аудитория отличается от профессионального сообщества, и дежурные старшеклассники на входе – только для того, чтоб поздороваться – на семинаре для родителей не нужны. Эти люди знают, с кем работает школа. И танцевальный номер, уместный на семинаре про социализацию детей, здесь был искусственной вставной конструкцией.



2. Очень удивило ОТСУТСТВИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ: ни анкеты, ни опроса. А ведь интерес был проявлен. Но только с одной стороны.

И логично было б поинтересоваться: когда удобно встречаться? что актуально? чем готовы делиться? какой опыт общения и с какими помогающими организациями есть?


3. НЕРАЗЛИЧЕНИЕ СОТРУДНИКАМИ ШКОЛЫ СОБСТВЕННО ШКОЛЫ И РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА города на базе школы.

Отсюда – рассказ о себе, а не о тех ресурсах, которые есть – в школе и не только. (Возникает сомнение, что с внешними ресурсами знакомы). Семинар для родителей в ресурсном центре – это вовсе не выступление на конференции перед коллегами

Ресурсный центр – про взаимодействие, а не про застолбить территорию. Он создаётся как организация нового типа, когда старых форм недостаточно или они не работают.

Присутствующие не получили базовой информации:

 каков формат и режим работы ресурсного центра

 какова её структура, кто руководит

 какие кадры будут задействованы

 какие цели ставят сотрудники ресурсного центра

 КАКУЮ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ РЕБЕНКА С РАС готов оказывать ресурсный центр

 как ресурсный центр будет работать с запросами целевых групп



ЧТО УЖЕ НЕ УДИВЛЯЕТ

Стремление отдельно взятой организации в лице отдельно взятого человека поперетягивать на себя все одеяла: вместо высказывания мнения о семинаре попытаться продвинуть свои интересы как единственно заслуживающие внимания. И сделать это за счёт других организаций, попытавшись выделить главных и более специализированных. И продемонстрировать некомпетентность и неумение слышать собеседников.



ЧТО ПОРАДОВАЛО И ВДОХНОВИЛО

Центр есть. Мы все только учимся, и рабочие моменты – это не непреодолимве барьеры, а повод к изменениям и развитию.

Родительская аудитория – живая и заинтересованная. Было много вопросов, и, анализируя их, можно понять, как центр будет развиваться дальше.

Родители открыты к взаимодействию, к реальным делам, они не участвуют в надуманном дележе поляны между старыми и новыми организациями, между профильниками (только РАС) и теми, кто рассматривает проблемы ментальных инвалидов в широком контексте жизненной траектории.

И – наши поздравления коллегам из СО ВОРДИ, установившим контакты с министерством образования и науки СО.





© Современные образовательные технологии, 2009-2016
443079, г. Самара, а/я 1425
тел./факс (846) 270-57-93
e-mail: edutech@mail.ru