Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




10.09.2011


Независимая книжная ярмарка «Новая площадь». Лекция Максима Кронгауза на книжном фестивале Новая площадь «Детская классика: связь времен или разрыв? Живой эксперимент»


На самом деле, это, конечно, была не лекция, а именно живой эксперимент. Идея состояла в том, что дети и их родители независимо друг от друга иллюстрируют известные стихотворные строчки, уже давно ставшие детской классикой.

Максим Анисимович Кронгауз, директор института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета

Максим Кронгауз - Детская классика. Лекция-эксперимент. from premiaprosvetitel.ru on Vimeo.

И хотя не все запланированное удалось воплотить – сцена оказалась слишком маленькой для расположения 8-ми необходимых для эксперимента мольбертов, с утра моросил дождь, дети мерзли, а плазменная панель для трансляции рисунков не работала – участники не сдавались и работали в сложившихся обстоятельствах. Мольберты поставили рядом со сценой, места за ними заняли семеро детей от 5 до 9 лет, а последний мольберт достался одному из родителей – профессиональному художнику, олицетворяющему контрольную группу взрослых. А дальше лектор-экспериментатор Кронгауз начал читать стихи: Чуковского, Маршака, Михалкова, Барто. Дети с удовольствием рисовали под дождем. За ними внимательно наблюдали взрослые зрители.

Рабочая гипотеза состояла в том, что взрослые и дети видят и понимают детские стихи по-разному. Просто потому, что русский язык со времен Чуковского и Маршака довольно сильно изменился. Эта гипотеза частично подтвердилась, частично же была опровергнута. Дети, действительно, с трудом смогли изобразить промокашку, пишущую машинку, перо. Однако со многими трудными словами они замечательно справились. Объяснение только одно: этим детям родители читали классические детские стихи, показывали иллюстрации к ним и обсуждали, что значат непонятные слова.

Мораль, которую легко вывести из этого эксперимента, такова: читайте детскую классику вместе со своими детьми, именно это поможет сохранить языковые и культурные традиции.



Комментарий редактора

А если попробовать так организовывать словарную работу при погружении в определённый культурный контекст: при первоначальном чтении предложить ученикам нарисовать некоторые предметные реалии (а позже – и настроение)? Возможно, это позволит превратить «важный методический структурный элемент урока» в инструмент пробуждения интереса, активизации мышления, памяти и формирования мотивации.



Другие материалы по теме.



Видео программы «ACADEMIA»

Максим Кронгауз. «Русский язык в ХХI веке»

Как и почему появляются в русском языке новые слова? Почему скорость изменений резко возросла? Доктор филологических наук, профессор, директор Института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета Максим Кронгауз рассказывает об особенностях русского языка и его развитии.

1-я лекция

2-я лекция



Пресс-клуб XXI

«Надо ли менять грамматику под влиянием русского разговорного языка?»

Ведущий Иван Засурский. Гости: Максим Кронгауз - директор Института лингвистики РГГУ; Алексей Варламов - писатель, профессор МГУ; Сергей Шаргунов - писатель; Леонид Касаткин - доктор филологических наук; Сергей Волков - главный редактор газеты "Литература", учитель русского языка и литературы школы №57; Виктор Свинцов - один из создателей портала gramota.ru; Ольга Андреева – журнал «Русский репортер».





© Современные образовательные технологии, 2009-2021
телефон (996) 743-19-34
e-mail: edutech@mail.ru