Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




30.11.2011


Москва. Двадцать процентов российских первоклассников не готовы к обучению в школе


Эксперты рабочей группы «Новая школа» по доработке «Стратегии – 2020» создали обобщенный портрет российского первоклассника.

Как сообщила Галина Ковалева, руководитель Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования, по результатам опроса учителей, 80 % первоклассников готовы к обучению в школе, 20 %, т. е каждый пятый – не готовы.

Что стоит за этими цифрами? Основываясь на официальной информации, озвученной Вести.Ru 1.09.2011, это 1400000:100х20= 380 000 первоклассников

Только 20 % детей абсолютно здоровы, у них первая группа здоровья. «Причем именно у детей с третьей группой здоровья наиболее развита когнитивная сфера, — подчеркнула Галина Ковалева. — Значит, работая с развитыми детьми, которые в дальнейшем будут нашей элитой, нужно помнить о состоянии их здоровья и по-особому организовывать их обучение».

Большинство первоклассников (68%) относятся ко второй группе здоровья; 8% – к третьей; у 4% детей 4 группа здоровья (хронические заболевания, физические недостатки, последствия травм или операций).

Более чем пятой части первоклассников – т.е. 322 тысячам – необходима помощь логопедов: у 23% детей нарушения произношения или заикание. По оценкам родителей, около 20% детей имеют проблемы с мелкой моторикой рук.


Профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Александр Венгер отметил: «Эти данные — констатация некоторого состояния, к которому в первую очередь должна приспосабливаться школа. Не все дети ходят в дошкольные учреждения, и значит, школа должна адаптироваться к тому, что дети разные. Не может школа предъявлять требования к своим первоклассникам. Это все равно, что продавцы в магазине будут говорить, какими должны быть покупатели», - считает он.


Однако, как следует из результатов опросов, школа не готова к работе с новым поколением первоклассников.

По результатам опроса родителей, 90 % первоклассников при поступлении в школу хотели учиться, а спустя месяц учебы тех, кто идет в школу с большим желанием, остается уже 75 %.

Проблему мотивации Галина Ковалева считает одной из важнейших в российской школе: ничего нельзя сделать с ребенком, который не хочет учиться.

Большие трудности в общении испытывают 10 – 15 % первоклассников, а трудности в организации учебной деятельности – 40 % (хотя что понимают родители, да и учителя под «учебной деятельностью» большой вопрос).

Особого внимания и поддержки требуют дети, которые отличаются большой тревожностью. По данным исследования 2010 года,

  • 36% родителей отметили, что их дети часто тревожатся,

  • 44% родителей отметили, что их дети боятся сделать ошибку,

  • около 10% детей, по результатам опроса учителей, часто плачут в школе.

Такая диагностика должна помочь выстроить индивидуальную образовательную траекторию ребенка и при необходимости скорректировать ее, - уверена Галина Ковалева. «Учитель получает информацию по каждому ребенку, и начинает задумываться, какое количество детей требует особой работы исходя из того, что общий уровень развития — недостаточный, и что с этими детьми делать», — пояснила она.

Полученная информация должна учитываться при принятии управленческих решений.


Комментарий редактора

Там, где «задумавшемуся учителю» не хватает ресурсов внутренних, необходимо обеспечить помощь – и на уровне управленческом – в плане повышения квалификации, ресурсного обеспечения специальными УМК и программами; и в кадровом – предоставить школьникам специалистов, которые сформулированные назывным порядком проблемы уточнят, конкретизируют и помогут спланировать направления коррекционно-развивающей работы, сами принимая в ней активное участие не только на уровне диагностики.



Само исследование готовности к школе — инициативное, оно проводится только в тех регионах, которые в нем заинтересованы и находят средства на диагностику.

Идея мониторинга готовности первоклассников к школе появилась пять лет назад и была связана с переходом на новые образовательные стандарты, в частности с появлением в них такого понятия, как «динамика образовательных достижений учащихся». Проект начался в 2007 году в 8 российских регионах, всего за пять лет обследовано около 100 тысяч первоклассников из 15 регионов, только в Москве было обследовано около 22 тысяч школьников. На данный момент в исследовании продолжают участвовать пять регионов, в двух из них — Калининградской и Тамбовской областях — диагностика проводится во всех школах ежегодно с 2007 года. Результаты опубликованы на сайте Центра оценки качества образования.

В исследовании участвовали не только первоклассники, но и их родители, учителя, психологи, врачи.

Для диагностики детей, в частности, использовалась такие методики, как «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило», «Первая буква», «Домик».

Родителей просили ответить на вопросы о подготовке к школе, готовности помогать в учебе, их материальном положении.

Учителям надо было рассказать о школе, классе, оценить уровень готовности детей.



Интересно сравнить результаты обследования первоклассников с результатами опроса учителей и родителей первоклассников (данные в скобках): из всех обследованных первоклассников в 2010 году

Например, общий уровень готовности к обучению:

  • высокий –18% (18%) первоклассников,

  • средний – 58% (74%)

  • низкий – 18% (6%).

Т.о., родители склонны переоценивать готовность своих детей к школе. Возможно, что при ответе на вопрос учителя и родители используют разные критерии для оценки того, что должен знать и уметь первоклассник, придя в школу. Полученные данные ставят проблему уточнения критериев готовности к школе, и разработки инструментария, который могли бы при необходимости использовать с одинаковой степенью надежности и учителя, и родители.

А ведь здесь не переведён на язык психолого-педагогического сопровождения запрос на помощь логопеда – нарушения произношения и заикание – внешние симптомы – без специальной работы их причины не устранить, а вот последствия – и в личностном развитии, и в учебной неуспешности будут прогрессировать!

В последнее время в связи с увеличением миграции населения появилась проблема понимания языка, на котором осуществляется обучение. Как показывает анализ данных, полученных в 2010 году, только 28% классов (из 2267 обследованных), по мнению учителей, не имеют детей, испытывающих трудности в понимании русской речи. В некоторых регионах такие классы почти отсутствуют. Почти в каждом классе 1 – 2 первоклассника испытывает трудности в понимании русского языка, а в 10% классов таких детей более трех.


Подробнее: интерпретация данных входной диагностики и рекомендации педагогам

Семинар «Конструирование учебных заданий»: Каким должно быть учебное задание, чтобы оно позволяло формировать выделенные группы навыков?


Члены рабочей группы «Стратегии 2020» отметили, что «если вовремя не поддержать всех нуждающихся в сопровождении детей, то вряд ли они в будущем благополучно сдадут ГИА и ЕГЭ».



Подробная презентация результатов мониторинга


Решение проблем призваны обеспечить разработка и реализация адресной программы коррекционной работы в рамках основной образовательной программы школы.

Однако, как показывает проведённый сотрудниками издательства анализ, именно этот раздел является наименее разработанным, формальным в рекомендациях практически всех коллективов систем учебников, реализуемых сегодня в начальной школе.

Анализ ресурсов издательств, проведённый с позиции управленческой деятельности с учётом структуры ФГОС (цель – структура – результаты – условия), представленный в сравнительной таблице, показывает, что лишь в ПКР УМК «Перспективная начальная школа», в соответствии с требованиями нормативных документов, в качестве адресата рассматриваются дети с ОВЗ. В остальных случаях эта категория находится на последнем месте – после проявлений общеучебных трудностей и работы с одарёнными детьми (УМК «Школа России» и «Перспектива»).

Только в УМК «Гармония» выделены направления коррекционной работы, а не общего развития всех школьников на этапе начала школьного обучения.

Ещё одной существенной особенностью анализируемых ресурсов является их универсальность, не учитывающая особых образовательных потребностей разных категорий школьников с ОВЗ.

Очевидно, что при разработке ПКР специалисты школы должны познакомиться с единой концепцией специального ФГОС для детей с ОВЗ, что позволит преодолеть выявленную проблему.

При определении этапов работы над ПКР необходимо учитывать, что её разработка невозможна в рамках только отдельного модуля, а затрагивает все разделы ООП. Только при таком подходе возможно выстроить систему целеполагания, определить способы оценивания результативности образования детей с ОВЗ, необходимые ресурсы для достижения поставленных целей и пути их привлечения.

Для определения стратегии и тактики такой работы необходимы специалисты, имеющие соответствующую профессиональную квалификацию и опыт работы, а также способные оценить реабилитационный и развивающий потенциал УМК, подобрать необходимые пособия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей разных категорий школьников.





© Современные образовательные технологии, 2009-2021
телефон (996) 743-19-34
e-mail: edutech@mail.ru