12.12.2011 |
Накануне нового года представители разных сфер профессионального сообщества говорили об изменении целей и процесса подготовки учителей как условии успешности реформ в образовании. В конце ноября 2011 года прошёл Форум педагогических вузов России «Новый учитель для новой школы: теория, опыт и перспективы модернизации педагогического образования в России» Основной задачей форума стало решение проклятого вопроса отечественной педагогики последнего десятилетия — как и где готовить современного учителя Об этом же накануне перехода к обучению по ФГОС говорил и директор московской школы Сергей Казарновский
Насколько этот заказ на нового учителя, сформулированный и работодателями, и чиновниками, осуществляющими реформы в образовании, обеспечен системой профессиональной подготовки? По словам директора Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ Е.Л. Низиенко (интервью будет опубликовано в №1, 2012 журнала «Директор школы»), «в настоящий момент, профессионального стандарта, который четко бы определял, какой педагог нам нужен, у нас нет. Поэтому ключевая задача сейчас, из множества тех предложений, которые есть, такой профессиональный стандарт собрать. И понять самим – чиновникам, школе, родителям, обществу – каким должен быть учитель. И сегодня сложилось такое противоречие между новым стандартом, который мы вводим в школе – системно-деятельностный подход, компетентностный подход, и тем, по каким технологиям готовить учителя. Учитель, который сам учится по лекционно-семинарской системе и на старом содержании, на знаниевом подходе, он не может работать в рамках нового стандарта».
В начале декабря опубликованы результаты рейтинга образовательных программ вузов: учителей некому и нечем учить. Качественными являются не более 2% программ педвузов. При этом более 39% программ не получили в свою поддержку ни единого голоса экспертов. Таким образом, чуть ли не каждая вторая вузовская образовательная программа в нашей стране никуда не годится. Федеральные университеты объединенными усилиями дали 14,7% лучших программ, а национальные исследовательские – 13,85%.
Это принципиально новый образовательный рейтинг в рамках пилотного проекта «Лучшие инновационные программы инновационной России», запущенного Национальным центром общественно-профессиональной аккредитации, Гильдией экспертов профессионального образования и изданием «Аккредитация в образовании». Во-первых, он ранжирует не вузы, а образовательные программы, ведь даже в хорошем вузе, по словам разработчиков, могут быть неудачные программы, и в плохом – эксклюзивные. Во-вторых, рейтингование впервые прошло на основе экспертных оценок. А в качестве экспертов выступили как «производители» образования (например, вузовские учебно-методические объединения), так и его «потребители» во главе с работодателями. Также впервые к экспертизе были привлечены студенты, рекомендованные студенческим союзом. Оценки перепроверяли методисты. Затем – участники фокус-групп. Кроме того, дополнительной гарантией по законам математики является большое число опрошенных.
Параллельно с экспертами изменениями в образовании озабочены и учителя, и родители. по словам автора статьи, «Попытку разобраться в этом, взглянув на реформу снизу — глазами тех, кто ощущает реформу на собственной шкуре» предприняли в «Московском комсомольце». Вопрос о новой роли учителя, описанной министром, также был прокомментирован:
Почему-то учитель, не только излагающий информацию, но и обучающий самостоятельно её находить, работать с ней, умеющий планировать определённые образовательные результаты (которые шире привычных знаний – умений), отобрать материалы, демонстрирующие продвижение каждого ребёнка (ругаемое в статье портфолио) противопоставляются «преданности делу, любви и стремлению помочь человеку стать человеком». Чем это вызвано – крайней усталостью от непрерывных реформ, на которую обращали внимание члены экспертной группы «Новая школа» по коррекции Стратегии – 2020, или косностью, предвзятостью и нежеланием учиться и меняться? |
©
Современные образовательные технологии, 2009-2021 |
телефон (996) 743-19-34 e-mail: edutech@mail.ru |