Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




12.12.2011


Кадры: педагогическое образование перенацелено


Ключевой вопрос новой школы: как и где готовить современного учителя. Ответ в 2011 году не получен.

Накануне нового года представители разных сфер профессионального сообщества говорили об изменении целей и процесса подготовки учителей как условии успешности реформ в образовании.

В конце ноября 2011 года прошёл Форум педагогических вузов России «Новый учитель для новой школы: теория, опыт и перспективы модернизации педагогического образования в России»

Основной задачей форума стало решение проклятого вопроса отечественной педагогики последнего десятилетия — как и где готовить современного учителя

22 ноября 2011 г. 12:23
Педагогическое образование перенацелено
Его сегодняшняя роль, заявил на форуме педвузов России глава Минобрнауки Андрей Фурсенко, будет принципиально иной: «Наставник, методист, не столько несущий знания, сколько обучающий структурировать их и использовать».

Читать дальше...

Об этом же накануне перехода к обучению по ФГОС говорил и директор московской школы Сергей Казарновский

Новый способ обучения требует в первую очередь учителя, готового к этому, и не только с точки зрения методик и приемов. Это ему придется каждые 8-10 минут искать мостик к новому виду деятельности, организовывать ту самую внеурочную жизнь, уметь переводить знания одной предметной области на язык другой, хорошо разбираться не только в современном компьютерном, но и, например, в музыкальном оборудовании.


На ежегодной выставке европейского образования в Париже есть специальный раздел, весьма внушительный по объему, где в разграниченных секторах сидят специалисты-консультанты, к которым по очереди подходят люди, желающие получить консультации по следующему своему шагу в образовании. Это и родители с детьми, и самостоятельные подростки, и достаточно серьезные выпускники лицеев.

Я как-то попросил разрешения послушать, о чем они говорят.

Мама с мальчиком лет 14-15 говорили с консультантом о выборе колледжа. Белокурый богемного вида мальчик бойко отвечал на вопросы об отметках, пристрастиях к разным предметам, о том, сколько на что тратит времени, о досуге. На вопрос, кем бы он хотел быть в будущем, мальчик, практически не задумываясь, ответил - психологом или учителем начальных классов.

Сам внешний вид мальчика был в совершенном диссонансе с объявленной жизненной программой, но то, что я услышал в ответ от консультанта, оказалось для меня абсолютно неожиданным. «Каким учителем начальных классов?! С твоими отметками и кругозором об этом и речи быть не может». (Это я так перевел на русский школьный язык.) Психологом - другое дело. Для учителя начальной школы необходимо очень много разного знать. И, в частности, разбираться в музыке, спорте, театре...


Насколько этот заказ на нового учителя, сформулированный и работодателями, и чиновниками, осуществляющими реформы в образовании, обеспечен системой профессиональной подготовки?

По словам директора Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ Е.Л. Низиенко (интервью будет опубликовано в №1, 2012 журнала «Директор школы»), «в настоящий момент, профессионального стандарта, который четко бы определял, какой педагог нам нужен, у нас нет.

Сегодня у нас в сфере подготовки педагогов есть некий «перекос», заключающийся в том, что мы, чётко не понимая, кто нужен сегодняшней школе и не прописав этого в профессиональном стандарте, пытаемся готовить учителей. И на выходе из университета мы спрашиваем нового специалиста не о том, каким педагогом мы тебя воспитали и каким педагогом ты можешь стать в ближайшее время, «поварившись» в работе, а спрашиваем «что ты узнал за время учебы»?

Поэтому ключевая задача сейчас, из множества тех предложений, которые есть, такой профессиональный стандарт собрать. И понять самим – чиновникам, школе, родителям, обществу – каким должен быть учитель.

И сегодня сложилось такое противоречие между новым стандартом, который мы вводим в школе – системно-деятельностный подход, компетентностный подход, и тем, по каким технологиям готовить учителя. Учитель, который сам учится по лекционно-семинарской системе и на старом содержании, на знаниевом подходе, он не может работать в рамках нового стандарта».



В начале декабря опубликованы результаты рейтинга образовательных программ вузов: учителей некому и нечем учить.

Качественными являются не более 2% программ педвузов.

При этом более 39% программ не получили в свою поддержку ни единого голоса экспертов. Таким образом, чуть ли не каждая вторая вузовская образовательная программа в нашей стране никуда не годится.

Федеральные университеты объединенными усилиями дали 14,7% лучших программ, а национальные исследовательские – 13,85%.


Это принципиально новый образовательный рейтинг в рамках пилотного проекта «Лучшие инновационные программы инновационной России», запущенного Национальным центром общественно-профессиональной аккредитации, Гильдией экспертов профессионального образования и изданием «Аккредитация в образовании».

Во-первых, он ранжирует не вузы, а образовательные программы, ведь даже в хорошем вузе, по словам разработчиков, могут быть неудачные программы, и в плохом – эксклюзивные.

Во-вторых, рейтингование впервые прошло на основе экспертных оценок. А в качестве экспертов выступили как «производители» образования (например, вузовские учебно-методические объединения), так и его «потребители» во главе с работодателями. Также впервые к экспертизе были привлечены студенты, рекомендованные студенческим союзом. Оценки перепроверяли методисты. Затем – участники фокус-групп. Кроме того, дополнительной гарантией по законам математики является большое число опрошенных.

7 декабря 2011 г. 19:35
Учителей некому и нечем учить
Последний рейтинг образовательных программ российских вузов пугает. Высокую оценку экспертов получили всего 6,25% программ. А вот полными аутсайдерами стали без малого 40% программ — более чем каждая третья.

Читать дальше...



Параллельно с экспертами изменениями в образовании озабочены и учителя, и родители. по словам автора статьи, «Попытку разобраться в этом, взглянув на реформу снизу — глазами тех, кто ощущает реформу на собственной шкуре» предприняли в «Московском комсомольце». Вопрос о новой роли учителя, описанной министром, также был прокомментирован:


«В принципе, такой учитель легко заменяется компьютерной программой, написанной по несложному алгоритму. Она дает задание. Ученик его выполняет, заполняя пробелы цифрами, буквами или крестиками. Программа проверяет правильность и выдает оценку. Если оценка так себе, ученик отсылается на уровень ниже — к более простой программе. Учителю даже следить ни за чем не надо. Знай себе заполняй портфолио листками самоконтроля да выступай на педсовете, вот вся твоя работа».

1 декабря 2011 г. 18:18
Не доживем до понедельника
У реформы системы образования, которая идет сейчас в нашей стране, как у медали, две стороны. Одна сторона — это вид сверху, с позиции министерства и региональных департаментов образования. Другая сторона — вид снизу, с позиции преподавателей, детей и родителей.

Читать дальше...



Почему-то учитель, не только излагающий информацию, но и обучающий самостоятельно её находить, работать с ней, умеющий планировать определённые образовательные результаты (которые шире привычных знаний – умений), отобрать материалы, демонстрирующие продвижение каждого ребёнка (ругаемое в статье портфолио) противопоставляются «преданности делу, любви и стремлению помочь человеку стать человеком».

Чем это вызвано – крайней усталостью от непрерывных реформ, на которую обращали внимание члены экспертной группы «Новая школа» по коррекции Стратегии – 2020, или косностью, предвзятостью и нежеланием учиться и меняться?





© Современные образовательные технологии, 2009-2021
телефон (996) 743-19-34
e-mail: edutech@mail.ru