17.12.2011 |
В сентябре 2012 года вступит в силу Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», запрещающий распространять среди детей информацию, побуждающую к причинению вреда своему здоровью и самоубийству; вызывающую желание потреблять наркотики, алкоголь и сигареты; отрицающую семейные ценности и формирующую неуважение к родителям; оправдывающую противоправное поведение, а также содержащую нецензурную брань и информацию порнографического характера и др. Принятие такого сложного законодательного акта, призванного защитить детскую психику от негативного влияния СМИ, книжной и иной информационной продукции, сопровождается внесением изменений в целый ряд уже действующих федеральных законов: «О средствах массовой информации», «О рекламе», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», КоАП РФ. Работа шла 13 лет, законопроект много раз переписывался, его структура неоднократно изменялась, и даже когда закон был принят, его вступление в силу было отложено на два года. В основу законопроекта положен зарубежный опыт, например в Германии подобное законодательство существует уже около 60 лет, во Франции с 1986 года существуют соответствующие законодательные акты. Они апробированы на практике, существуют автоматизированные рейтинговые системы, фильтрация программ, требования к экспертам.
В ходе круглого стола участники обсудили актуальные проблемы развития детского ТВ, озвучили результаты исследований влияния телевизионного контента на психику детей.
Доктор филологических наук, кандидат психологических наук, профессор факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Елена Пронина привела примеры различных исследований на тему, как «взрослые» мультики, которые буквально заполонили голубой экран, влияют на психику детей. По ее словам, у детей стирается граница восприятия, и под влиянием такого контента они начинают подменять понятия. Е. Пронина задается вопросом, кто будет готовить таких экспертов, какие навыки им нужны, и считает необходимым создавать в ведущих вузах факультеты, готовящие медиаэкспертов. Екатерина Соколова – главный продюсер канала «Карусель» отметила, что проблема заключается в том, что отечественного контента очень мало, отсутствует финансирование студий, которые производили бы детские фильмы и мультфильмы. Телеведущая Татьяна Черняева, проработавшая почти 50 лет в детских программах, предложила объявить развитие детского телевидения национальным проектом и, поскольку в России 25 миллионов детей, закрепить за детскими программами в сетке телеканала разумное и удобное время.
По мнению телеведущего Тимура Кизякова, цензура на телевидении необходима, однако это должна быть цензура в хорошем смысле слова. Тележурналист отметил, что нельзя не учитывать экономическую составляющую каналов – многие программы, не успев себя зарекомендовать, умирают на начальной стадии из-за отсутствия финансовой поддержки. Кандидат филологических наук, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Иван Засурский предложил в рамках круглого стола интересную инициативу – детское телевидение, созданное самими детьми, что позволит учитывать интересы маленьких зрителей. По мнению Павла Астахова, ребенка нужно не только ограждать от негативной информации, которую он может почерпнуть, в том числе и из Интернета, но и готовить его к возможной встрече с такой информацией.
Однако главным условием, которое необходимо для того, чтобы сделать информационное пространство безопасным для детей – это создание нетерпимости в обществе к такой информации. Павел Астахов также необходимым обратиться ко всем телеканалам с призывом присоединиться к Хартии телевещателей «Против насилия и жестокости» (подписана в 2005 г.!) и следовать ее пунктам. После вступления в силу закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» содержание эфира будет разделено на возрастные категории: до шести лет, с шести лет, с 12 лет, с 16 лет и информационная продукция, запрещенная для детей. «В большинстве цивилизованных стран такое деление существует уже давно, – рассказывает Ольга Пристанская, начальник отдела по обеспечению деятельности уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка. – Согласно закону, решать, к какой категории относится та или иная информация, будут не чиновники, а производитель или распространитель продукта. Размещение рекламы во время показа детских передач не запрещается, но требования к содержанию такой рекламы будут жестче. Зато анонс взрослых передач в детские часы будет под запретом». Важно, что действие закона не ограничивается только телевидением – имеется в виду любая информация, распространяющаяся публично. А тем временем Власти КНР ограничили показ развлекательных программ на местном телевидении, а также передач, показывающих «мрачные и темные стороны общества», шоу, пропагандирующих «культ денег». С 2012 года спутниковые каналы смогут транслировать только 2 шоу в неделю. Китайское Государственное управление по радио- и телевещанию наложило кроме этого еще несколько ограничений. В частности, с 19:30 до 22:00 должно быть не более 90 минут «развлекательного» эфира; каждый телеканал должен показывать не менее двух часов новостей в день и транслировать документальные и образовательные программы, пропагандирующие «гармонию, здоровье и традиционную культуру. |
©
Современные образовательные технологии, 2009-2021 |
телефон (996) 743-19-34 e-mail: edutech@mail.ru |