29.12.2011 |
«Основная цель реализации проекта — обеспечение нового качества образования, повышение его доступности и эффективности за счет массового использования электронных образовательных ресурсов», — цитирует пресс-служба директора департамента Минобрнауки Александра Пронина. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Официальная презентация ну ооочень похожа на корпоративный тренинг «Мы лучшие, у нас всё получится!» На сайте МОиН РФ представлены материалы коллегии. Преобладает отчёт об освоенных средствах и мероприятиях. Выделены проблемы, что тоже нормально – в мире подобной практики нет, да и у нас только первые шаги.
Первый заместитель директора Федерального института развития образования Александр Лейбович напомнил, что в 25 школах в пяти регионах ведется апробация интерактивных мультимедийных электронных учебников. «Используются технические устройства с предустановленным образовательным контентом: 57 учебников для 6 и 7 классов и литература для внеклассного чтения», — говорится в сообщении. В рамках апробации проводится как исследование учебно-методических возможностей использования электронных учебников, так и анализ соответствия различных типов мобильных устройств эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям, отметил Лейбович. Презентация первого заместителя директора Федерального института развития образования А.Лейбовича Целесообразно в таком случае обратиться к специалистам. Врачи - за ограничение использования электронных учебников Главный офтальмолог Минздравсоцразвития России, директор Московского научно-исследовательского института глазных болезней им. Гельмгольца, профессор, доктор медицинских наук Владимир Нероев: В России практически каждый второй житель в течение года хотя бы раз обращается к врачу-офтальмологу с жалобами. Это более 70 миллионов человек, включая и грудных младенцев, и старцев. А количество инвалидов по зрению каждый год увеличивается на 35 тысяч человек. В школах очень объемная программа, которая требует в том числе и колоссальной зрительной нагрузки. Добавьте сюда еще увлечение детей телевидением, компьютерными играми — получите далеко не полный перечень технических средств, которые неблагоприятно воздействуют на глаз. При таких условиях детский мозг вынужден самостоятельно искать путь к снятию перегрузок. И он не находит ничего лучшего, чем превратить глаз в близорукий.
Массированное потребление электронных устройств при неправильной организации учебы и отдыха может привести к росту зрительных патологий. Все мы знаем, что есть санитарные нормы и правила, которые школы и производители бумажных учебников обязаны соблюдать. За этим пристально следит Роспотребнадзор. Самое главное — кто будет дозировать зрительную нагрузку при работе с ридером? Если у родителей есть глазная патология, например, близорукость, до 9 лет ребенок вообще не должен приближаться к компьютеру.И как тогда быть — всем раздать планшетники, а Васе и Маше — бумажные учебники? Кто в школе будет выяснять, есть ли у родителей проблемы со зрением? Если же учесть, что то получится, что весь лимит, отведенный на работу с электронными устройствами, ученики первых—четвертых классов исчерпают уже на уроках. Спрашивается, зачем нужны электронные учебники, если по ним нельзя учить уроки дома? У электронных устройств есть и другие недостатки: они не приспособлены для переключения между различными методами чтения. Кроме того, читая бумажные книги, ученики могут запомнить, в каком месте и на какой странице находится тот или иной раздел, что помогает им вспомнить сам материал.
С ним солидарен генеральный директор ФГУП МНТК «Микрохирургия глаза» имени Федорова Христо Тахчиди: электронные учебники должны использоваться на уроках ограниченное количество времени, так как при их чтении на зрение оказывается более интенсивная нагрузка по сравнению с традиционными книгами. По словам врача, электронные книги позволяют разгружать школьные рюкзаки, то есть снижают нагрузку на позвоночник, но при этом оказывают негативное влияние на другие системы и органы, в частности, глаза и мозг.
Мнение пользователя: дисплей, пусть и самый гнущийся и с самыми черными электронными чернилами, не приспособлен для вывода картинок. Иллюстрации выглядят уныло и однообразно. Для портрета великого русского писателя оно, может, и не принципиально. А для карты военных походов или изображения физических процессов — жизненно важно. Не зря в пединститутах учат, что иллюстрации развивают у учащихся интерес к предмету и активизируют познавательную деятельность. Одна картинка может дать для понимания предмета куда больше, чем несколько страниц текста.
Дети хотят видеть мир цветным? Да когда их кто спрашивал? Какие уж тут школьники, когда речь идет о светлом будущем... Мнение школьника и родителей. Возрастные психологи пока не высказали своего мнения – эксперимент идёт недавно в 25 школах страны. А в образовании эффекты отсроченные. Вполне естественно, что производитель говорит о преимуществах товара, но товар специфический. И основное в нём всё же – контент. Или речь идёт только о том, чтобы облегчить – в прямом смысле слова – жизнь школьников? Почему тогда не рассматривается вопрос о двух комплектах учебников – домашнем и школьном (как это делают в США)? Всё же думается, что изначально интерес к электронному варианту был вызван именно возможностями использования гипертекста и мультимедийных приложений. Но в процессе усушки – утруски… И всё же: что изменяется при применении электронного учебника – в результатах образования, в доступности, во взаимодействии, в состоянии соматического и психологического здоровья? Какова цена этих изменений – не только в экономических исчислениях? Пока – ни из презентаций, ни из находящихся в открытом доступе материалов эксперимента – не ясно. Насколько учителя готовы к такому переходу? Есть ли у них элементарный опыт использования ридеров, работы в гипертекстовой среде? Или это будет воспроизведение методики начала прошлого века в рамках, как сегодня сказали бы, акции «Долой неграмотность!»: научился сам – научи соседа (отлично себя зарекомендовавшей)? А что – вполне разновозрастное взаимодействие. Сформировалась ли у учителей, замученных не доводимыми до конца экспериментами разного рода, мотивация перехода на такую форму (помимо коэффициента в НСОТ)? На коллегии Минобрнауки отметили, что в 2011 году создано более 2 тысяч образовательных ресурсов. По словам директора департамента Минобрнауки Александра Пронина, среднемесячная посещаемость Федеральной системы информационных образовательных ресурсов в последний квартал 2011 года составила более 850 тысяч. Сами по себе цифры ни о чём не говорят – ведь о результатах использования ЭОР ничего не сообщается.
В октябре – декабре в форме онлайн опроса прошла всероссийская Интернет – перепись учителей Российской Федерации, организованная РИА Новости при поддержке Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования (МАМСО) в рамках проекта «Социальный навигатор». Цель – создать реалистичную, объективную картину применения учителями информационно-коммуникационных технологий и использования Интернета в профессиональной деятельности. В переписи приняло участие 82,627 тысячи учителей в возрасте 35-55 лет, имеющих высшее образование, что составило 7,85% от численности всех школьных учителей России. Почти все участники (94%) имеют дома компьютер, а на работе лишь три четвертых участников (74%) Интернетом на работе могут воспользоваться лишь 62% педагогов. Среди трудностей, которые возникают у учителей при использовании Интернета в работе, они называют отсутствие времени (более 45%), Т.о. реально меньше 8% учителей постоянно пользуются Интернетом, и из них только треть может воспользоваться Интернет – ресурсами на уроке. Не надо быть математиком, чтобы посчитать, сколько учеников смогли виртуально побывать в музеях и посмотреть не плохие иллюстрации, а качественные фото и видеоматериалы. Условий (которые являются одной из трёх составляющих ФГОС) для этого нет! Реже учителя используют Интернет для общения и еще реже – для организации образовательной и внеучебной деятельности своих учеников. Руководитель образовательных программ корпорации Intel для средней школы в России и Казахстане Виктория Прохорова о роли учителя в открытой информационной среде: Повышение квалификации, постоянную методическую поддержку специалистов сферы образования в области использования электронных образовательных ресурсов предполагается обеспечить за счёт нового проекта «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями», который осуществляется в соответствии с решением Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России (протокол №3 от 31 августа 2009 года) утвержденного Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым от 30 сентября 2009 г. №Пр-2601. А тем временем у дальних и близких соседей Система среднего образования США отказывается от уроков. Власти Нью-Йорка запускают новый глобальный образовательный проект. Городские средние учебные заведения объединяются в iЗоны (или Зоны инновации). Их задача – с помощью новейших iтехнологий максимально индивидуализировать обучение школьников, а сами школы надежно соединить в единую сеть. В итоге привычный, жестко структурированный школьный день с уроками и переменами уйдет в прошлое. Пока проект работает в пилотном режиме: в iЗону входят 81 школа Нью-Йорка. Городская система среднего образования – одна из крупнейших в США. Она включает 1,7 тыс. государственных школ, 1,1 млн школьников и 75 тыс. учителей, а ее ежегодный бюджет составляет $ 15 миллиардов. Но уже в 2014 году количество iШкол возрастет до 400. А дальше процесс пойдет по нарастающей. По словам директора одного из участников пилотного проекта Бруки Джексон, «основной проблемой, с точки зрения iЗоны, является то, что большая часть обычных школ не может дать своим ученикам индивидуального подхода. А мы эту проблему легко преодолеваем. Другой существенный плюс заключается в отказе от тупой «отсидки» детьми положенного количества часов в неделю или в день. Третий – в том, что школы перестают существовать изолированно друг от друга. Теперь все мы можем пользоваться лучшими идеями друг друга и сочетать их с инновационной практикой».
У ближайших соседей Приключения электроники. Ток-шоу «Разбор полетов». В Российском варианте аналогичного широкого обсуждения не было. Не пугайтесь – там и по-русски говорят. |
©
Современные образовательные технологии, 2009-2021 |
телефон (996) 743-19-34 e-mail: edutech@mail.ru |