Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




28.01.2012


Москва. Семинар «Реализация требований ФГОС нового поколения в УМК «Начальная инновационная школа»


Заведующие кафедрами и методисты по начальному образованию региональных институтов повышения квалификации познакомились с возможностями системы учебников «Начальная инновационная школа»

Заместитель генерального директора издательства «Русское слово» Марина Ивановна Лобзина, представляя систему учебников для начальной школы, обратила внимание на то, что действующее законодательство не закрепляет нормативно термин, обозначающий название комплектов учебников – в проекте федеральных перечней учебников на 2012/2013 учебный год понятий «система учебников», «образовательная система» и пр. нет – только перечни учебников по предметным линиям. При этом по устной договорённости, достигнутой на Всероссийском совещании-семинаре по вопросам обеспечения школ учебной литературой, издательства имеют право позиционировать свой продукт так, как считают целесообразным.

Издательство «Русское слово», рассматривая учебник как выстроенную во времени модель деятельности современной – инновационной – школы, понимает, что методико-дидактическое оснащение такой школы может обеспечить только система, каждый из элементов которой взаимосвязан и взаимообусловлен другими и является необходимым и достаточным.

Такой системный подход в новых условиях, заданных ФГОСом, обеспечивается за счёт расширения сферы деятельности издательства, которое работает как научно – методический центр, объединяющий авторов и представителей академической науки, имеющий в своей структуре лаборатории.

Системность в рамках образовательных областей обеспечивается преемственностью с программами и учебниками на ступени основного общего образования (единые авторские коллективы, представляющие определённые научные школы) и единой структурой методико-дидактических средств, включающих помимо учебников и рабочих тетрадей рабочие программы, методическое пособие для учителя и мультимедийные диски по каждому предмету, а также пособия по внеурочной деятельности, книги для родителей, пособия для проведения классных часов, методические пособия для учителя – библиотекаря.


С.А. Болотова, заведующая лабораторией «Начальная инновационная школа», соавтор учебников «Литературное чтение», рассказала о концептуальных основах системы учебников издательства «Русское слово», нормативно – правовом обеспечении деятельности педагогического коллектива при реализации требований ФГОС и охарактеризовала подходы к составлению и структуру учебных и рабочих программ для начальной школы.

При рассмотрении оснований для разработки учебных программ возникла дискуссия о том, насколько оперативно следует реагировать издательству на появляющиеся документы, в частности, приказ МОиН РФ от 22 сентября 2011 г. (зарегистрировано 12.12.2011) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373», определяющий структуру основной образовавтельной программы НОО и конкретизирующий требования к содержанию «Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни».

По сути разговор шёл о том, насколько точно надо следовать предписаниям «сверху». В частности, обсуждался вопрос о том, правомерно ли включение в примерную основную образовательную программу раздела «Работа с одарёнными детьми».

В ходе обсуждения большинство участников семинара согласилось с тем, что издательство готовит концептуальные материалы, обеспечивающие системный подход к реализации требований ФГОС, суть которых – создание оптимальных условий, обеспечивающих развитие и социализацию каждого ребёнка, а не следование правилам оформления рабочих документов. В каждом регионе и каждой школе ООП является инструментом, конкретизирующим эти условия с учётом ситуации и решаемых задач. Упомянутый приказ не предполагает принципиальных изменений, а лишь вносит коррективы с учётом практики.

Эти уточнения не отражены, в частности, и в общих материалах ФГОС.

При этом содержательное и структурное наполнение системы учебников «Начальная инновационная школа» обеспечивает выполнение требований приказа.



Комментарий редактора

Причины дискуссии – не только в том, что работа по стандарту только начинается. Традиционно образование ориентировалось на «среднего» ученика; новизна подходов, заданных в концепции «Нашей новой школы» – образование для всех. И для многочисленной и очень неоднородной категории детей с ограниченными возможностями здоровья, и для не менее неизведанной группы – одарённых детей.

Как раз накануне семинара – 24.01.2012 – на коллегии МОиН РФ обсуждались проблемы поддержки талантливых детей и молодежи, а также концепция формирования национальной системы выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей и молодежи как целостной образовательной политики. В частности, говорилось о том, что «одарённый – это ребёнок с особыми образовательными потребностями, которые должны быть гарантированы государством»

В связи с этим логично отдельно рассмотреть работу в этом направлении – это совсем не противоречит идеологии ФГОС.

Более того, признание на государственном уровне особых образовательных потребностей одарённых детей позволяет преодолеть то вавилонское столпотворение, которое существовало в разделе «Программа коррекционной работы» примерных ООП некоторых УМК на начало 2011/2012 учебного года (особенно – «Перспектива», где дети с ОВЗ были пятыми в списке субъекта программы, а первые позиции отводились именно одарённым детям; частично – «Начальная школа XXI века») . Попытки соединить в одной упряжке коня и трепетную лань безуспешны, а здесь речь – о детях, об определении механизмов помощи им в сенситивные периоды.



Редактор издательства «Современные образовательные технологии» познакомила участников семинара с дополнительными возможностями системы «Начальная инновационная школа», обеспечивающими учёт особых образовательных потребностей школьников с ОВЗ, обучающихся интегрированно в общеобразовательных классах или в коррекционных классах общеобразовательных школ.

На заседании Координационного совета при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС общего образования в Якутске (9.11.2011) говорилось о сложности решения проблемы введения стандартов в коррекционном образовании.

Как рассказала зампредседателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Елена Спасская, в ее регионе и Санкт-Петербурге по новому стандарту работают все общеобразовательные учреждения, а в курируемых регионах – Карелии, Мурманской и Псковской областях – стандарт введен в 97% школ, оставшиеся 3% – это как раз коррекционные и специальные школы. При том, что стандарт предусматривает коррекционную составляющую, интерес к этому направлению большой, работа коррекционных классов в общеобразовательных школах фактически остается за пределами правового поля, и более того – возникает вопрос, в какой мере обучение в таких классах, действительно, способствует коррекции.

По данным мониторинга МОиН РФ (2010), в общем образовании интегрировано обучается более 100 тысяч школьников.

По результатам мониторинга готовности первоклассников к школе, проводимого специалистами Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования, 20 % первоклассников, т. е каждый пятый – 380 тысяч – не готовы к обучению в школе; только 20 % детей абсолютно здоровы, а более чем пятой части первоклассников – 322 тысячам – необходима помощь логопедов.


Для организации коррекционно – развивающего сопровождения детей с ОВЗ подготовлены рабочие тетради по каждому учебному предмету, обеспечивающие деятельность детей с ОВЗ (прежде всего – с задержкой психического развития как самой многочисленной и самой интегрируемой категории).

Таким образом деятельность детей организуется по тем же учебникам, что и у детей с нормативным развитием, но с учётом психофизиологических возможностей. Работа в специальной тетради обеспечивает развитие психических функций, восполнение пробелов предшествующего развития. Система заданий, включая материалы, которые не рассматриваются в основных тетрадях, обеспечивает детям с ОВЗ ситуацию успеха в классе.

Для организации сопровождения интегрированного образовательного процесса разработаны рекомендации по проектированию программы коррекционной работы в ООП НОО, методические пособия для учителей с поурочным планированием и методические пособия серии «Технологии сотрудничества. Учимся вместе» для организации индивидуальной и групповой коррекционно – развивающей работы во внеурочной деятельности.

УМК Г.Н. Пироговой «Хочу говорить»

УМК О.С. Соколовой «Путешествие по сказкам»

УМК Е.Г. Белоусовой, Л.М. Бугровой, И.А. Хаминовой «Путешествие в сказку»

УМК для старших дошкольников, обеспечивающего профилактику школьной дезадаптации, выравнивание стартовых возможностей на основе формирования гражданской идентичности «На пороге школы»






© Современные образовательные технологии, 2009-2021
телефон (996) 743-19-34
e-mail: edutech@mail.ru