28.01.2012 |
Заместитель генерального директора издательства «Русское слово» Марина Ивановна Лобзина, представляя систему учебников для начальной школы, обратила внимание на то, что действующее законодательство не закрепляет нормативно термин, обозначающий название комплектов учебников – в проекте федеральных перечней учебников на 2012/2013 учебный год понятий «система учебников», «образовательная система» и пр. нет – только перечни учебников по предметным линиям. При этом по устной договорённости, достигнутой на Всероссийском совещании-семинаре по вопросам обеспечения школ учебной литературой, издательства имеют право позиционировать свой продукт так, как считают целесообразным. Издательство «Русское слово», рассматривая учебник как выстроенную во времени модель деятельности современной – инновационной – школы, понимает, что методико-дидактическое оснащение такой школы может обеспечить только система, каждый из элементов которой взаимосвязан и взаимообусловлен другими и является необходимым и достаточным. Такой системный подход в новых условиях, заданных ФГОСом, обеспечивается за счёт расширения сферы деятельности издательства, которое работает как научно – методический центр, объединяющий авторов и представителей академической науки, имеющий в своей структуре лаборатории. Системность в рамках образовательных областей обеспечивается преемственностью с программами и учебниками на ступени основного общего образования (единые авторские коллективы, представляющие определённые научные школы) и единой структурой методико-дидактических средств, включающих помимо учебников и рабочих тетрадей рабочие программы, методическое пособие для учителя и мультимедийные диски по каждому предмету, а также пособия по внеурочной деятельности, книги для родителей, пособия для проведения классных часов, методические пособия для учителя – библиотекаря. С.А. Болотова, заведующая лабораторией «Начальная инновационная школа», соавтор учебников «Литературное чтение», рассказала о концептуальных основах системы учебников издательства «Русское слово», нормативно – правовом обеспечении деятельности педагогического коллектива при реализации требований ФГОС и охарактеризовала подходы к составлению и структуру учебных и рабочих программ для начальной школы. При рассмотрении оснований для разработки учебных программ возникла дискуссия о том, насколько оперативно следует реагировать издательству на появляющиеся документы, в частности, приказ МОиН РФ от 22 сентября 2011 г. (зарегистрировано 12.12.2011) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373», определяющий структуру основной образовавтельной программы НОО и конкретизирующий требования к содержанию «Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни». По сути разговор шёл о том, насколько точно надо следовать предписаниям «сверху». В частности, обсуждался вопрос о том, правомерно ли включение в примерную основную образовательную программу раздела «Работа с одарёнными детьми». В ходе обсуждения большинство участников семинара согласилось с тем, что издательство готовит концептуальные материалы, обеспечивающие системный подход к реализации требований ФГОС, суть которых – создание оптимальных условий, обеспечивающих развитие и социализацию каждого ребёнка, а не следование правилам оформления рабочих документов. В каждом регионе и каждой школе ООП является инструментом, конкретизирующим эти условия с учётом ситуации и решаемых задач. Упомянутый приказ не предполагает принципиальных изменений, а лишь вносит коррективы с учётом практики. Эти уточнения не отражены, в частности, и в общих материалах ФГОС. При этом содержательное и структурное наполнение системы учебников «Начальная инновационная школа» обеспечивает выполнение требований приказа. Комментарий редактора
Как раз накануне семинара – 24.01.2012 – на коллегии МОиН РФ обсуждались проблемы поддержки талантливых детей и молодежи, а также концепция формирования национальной системы выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей и молодежи как целостной образовательной политики. В частности, говорилось о том, что «одарённый – это ребёнок с особыми образовательными потребностями, которые должны быть гарантированы государством» В связи с этим логично отдельно рассмотреть работу в этом направлении – это совсем не противоречит идеологии ФГОС. Более того, признание на государственном уровне особых образовательных потребностей одарённых детей позволяет преодолеть то вавилонское столпотворение, которое существовало в разделе «Программа коррекционной работы» примерных ООП некоторых УМК на начало 2011/2012 учебного года (особенно – «Перспектива», где дети с ОВЗ были пятыми в списке субъекта программы, а первые позиции отводились именно одарённым детям; частично – «Начальная школа XXI века») . Попытки соединить в одной упряжке коня и трепетную лань безуспешны, а здесь речь – о детях, об определении механизмов помощи им в сенситивные периоды. Редактор издательства «Современные образовательные технологии» познакомила участников семинара с дополнительными возможностями системы «Начальная инновационная школа», обеспечивающими учёт особых образовательных потребностей школьников с ОВЗ, обучающихся интегрированно в общеобразовательных классах или в коррекционных классах общеобразовательных школ. На заседании Координационного совета при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС общего образования в Якутске (9.11.2011) говорилось о сложности решения проблемы введения стандартов в коррекционном образовании. По данным мониторинга МОиН РФ (2010), в общем образовании интегрировано обучается более 100 тысяч школьников. По результатам мониторинга готовности первоклассников к школе, проводимого специалистами Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования, 20 % первоклассников, т. е каждый пятый – 380 тысяч – не готовы к обучению в школе; только 20 % детей абсолютно здоровы, а более чем пятой части первоклассников – 322 тысячам – необходима помощь логопедов. Для организации коррекционно – развивающего сопровождения детей с ОВЗ подготовлены рабочие тетради по каждому учебному предмету, обеспечивающие деятельность детей с ОВЗ (прежде всего – с задержкой психического развития как самой многочисленной и самой интегрируемой категории). Таким образом деятельность детей организуется по тем же учебникам, что и у детей с нормативным развитием, но с учётом психофизиологических возможностей. Работа в специальной тетради обеспечивает развитие психических функций, восполнение пробелов предшествующего развития. Система заданий, включая материалы, которые не рассматриваются в основных тетрадях, обеспечивает детям с ОВЗ ситуацию успеха в классе. Для организации сопровождения интегрированного образовательного процесса разработаны рекомендации по проектированию программы коррекционной работы в ООП НОО, методические пособия для учителей с поурочным планированием и методические пособия серии «Технологии сотрудничества. Учимся вместе» для организации индивидуальной и групповой коррекционно – развивающей работы во внеурочной деятельности. УМК Г.Н. Пироговой «Хочу говорить» УМК О.С. Соколовой «Путешествие по сказкам» УМК Е.Г. Белоусовой, Л.М. Бугровой, И.А. Хаминовой «Путешествие в сказку» |
©
Современные образовательные технологии, 2009-2021 |
телефон (996) 743-19-34 e-mail: edutech@mail.ru |