Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




10.02.2012


В редакции газеты «Ведомости» прошёл круглый стол, посвящённый обсуждению реалий и перспектив книгоиздания


Что нужно современному читателю? Должен ли издатель следовать запросу потребителя или он должен формировать этот запрос? Каковы особенности современной мультимедийной и учебной книги и почему учебная литература должна измениться?

Вечные вопросы? Менее недели назад в информации о традициях российского книгоиздания к дню рождения И.Д. Сытина эти же вопросы были ключевыми. И вот вновь...

«Мир меняется безумно быстро. Кто-то его меняет, а кто-то пытается успеть за изменениями». читать статью полностью



Комментарий редактора

Обнадёживает

Издатели признают, что электронная книга не конкурент изданию в твердой обложке, а иной способ бытования текста.

Генеральный директор издательства «Эксмо», вице-президент РКС Олег Новиков: «…наши читатели, наши постоянные потребители продолжают пользоваться услугами книжного магазина, потому что все книги в электронном формате читать невозможно. Есть много книг, которые очень сложно перевести в электронный формат, не потеряв их ценности тактильных ощущений.
По моим прогнозам, электронный рынок будет развиваться, но он займет не более 30% от общего книжного рынка в пятилетней перспективе».

Генеральный директор издательства «ОЛМА Медиа Групп» Дмитрий Иванов: «Главный тренд книгоиздания — нужно экспериментировать. Электронные книги — это не причина изменившегося вкуса, а его следствие. Изменилась аудитория, ее отношение к тексту, к книге, это уже не компьютерная аудитория, а планшетная. Текст играет второстепенную роль, а визуализация постепенно выходит на первый план». (???!)

Главный редактор издательства «Просвещение» Виктор Дронов: «…я не знаю сегодня ни одной страны, где дети целиком и полностью перешли бы на электронный учебник. К сложному мультимедийному учебнику, целиком сделанному в электронном виде, не готовы ни ученики, ни учителя. Они не знают, как с этим объемом информации работать, методических сервисов к этому нету».



Удивляют

Утверждения генерального директора издательства «Просвещение» Александра Кондакова:

«До сих пор мы не видим внятной идеологической основы нашего общества, внятных ориентиров…»

Между тем, в материалах ФГОС, в число разработчиков которых входит и А.М. Кондаков, указано, что Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанная в соответствии с Конституцией Российской Федерации (где основные ценности названы – и об этом в Концепции на с. 4 говорится), Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования, определяет систему базовых национальных ценностей.

«Технологии и знания меняются настолько быстро, что информация, которую мы закладываем в школьные учебники, устаревает на момент их написания».

Общеизвестно, что есть знания базовые, академические, значение которых сохраняется веками, а есть утилитарные – те самые – быстро обновляющиеся. Учебники содержат информацию первого плана, а экспертиза РАН устанавливает как раз «соответствие содержания учебников современным научным представлениям» – и на основании экспертного заключения в перечни учебники включаются не на один год.


Настораживают

«революционные» высказывания руководителей крупнейшего издательства учебной литературы:

Гендиректор издательства «Просвещение» А. Кондаков: «Российское образование в первые годы после падения СССР развивалось не на основе запросов семьи, общества и государства, а на основе представлений некоего педагогического сообщества о том, как ему, педагогическому сообществу кажется нужным обучать наших детей. Поэтому во главу угла были поставлены чисто предметные результаты, и учебники, которые лежат на партах наших учеников, в основном направлены на трансляцию чисто предметного знания».

В последние месяцы слово «некие» стало необычайно популярным, но от этого не обрело конкретики. А ведь любое сообщество – пусть даже и «некое педагогическое», являясь частью социума, т.е. общества, причём не сообществом дворников или парикмахеров, или инженеров по летательным аппаратам, или чиновников, а профессиональным сообществом (а кто лучше может представлять, как нужно обучать детей?!) – не может реализовывать «некие» неизвестные запросы – и потому реализует запрос общества, частью которого является (в период несформулированного государственного заказа). Ведь это о части нашего общества речь идёт?

Учебники, реализующие программы по образовательным областям БУПа должны представлять именно предметные знания – и, судя по Федеральному перечню, «Просвещение» именно такие учебники и выпускает.

Про «голову гуру» – и вовсе непонятно. Что это – ниспровержение учебника, учителя, педагогического сообщества? Что тогда взамен?

Главный редактор издательства «Просвещение» Виктор Дронов: «Классическое определение учебника — книга, содержащая систематические знания в определенной области, — никуда не годится с точки зрения современных требований к образованию. Мало усвоить информацию, надо научиться ей оперировать, поэтому такой учебник — литература позавчерашнего дня».

Что здесь устарело? «Знания в определенной области»? Или «систематические знания»? Или само слово «книга»? И если всё это – для продвижения идеи электронного учебника – то разве не будут в нём эти качества классического учебника присутствовать?

И – как и прежде – совсем не говорится о том, как неизвестный, но прекрасный по определению новый учебник будет влиять на результаты обучения и образовательные эффекты, т.е. как будут учиться и развиваться дети нового поколения.

Хотя – есть о родителях: «Родители начинают включаться в учебный процесс, им интересно узнать то, чего им недодали в школе. Вот это ответ на вопрос, надо мультимедийку включать или нет». Вот и нашли адресата.



Честно:

Электронный учебник — это … очень сложная научно-педагогическая задача, к которой мы должны подступаться.

У потребителей есть иллюзия, что книжка, переведенная в цифровой формат, будет дешевле. Ясно, что полноценный мультимедийный учебник будет дороже





© Современные образовательные технологии, 2009-2021
телефон (996) 743-19-34
e-mail: edutech@mail.ru