10.04.2012 |
Действительно, доклад. Конечно, есть интересные цифры: Численность обучающихся общеобразовательных учреждений на конец 2011 года составила 13 241 607 человек, из них 9 464 309 человек обучались в городских школах и 3 777 298 в школах, расположенных в сельской местности. Т.е. соотношение детей 3 к 1: 71,5% детей учится в городе и 38,5% в сельской местности Численность учителей в 2011 году составила 1 046 789 человек. Из них в городских школах работали 592 405 человек, в школах, расположенных в сельской местности – 454 384. Т.о. учителей – почти поровну! 56,6% учит 71,5% городских детей; 43,4% работают с 38,5% сельских школьников. Правда практический выход – качество, социализация – не указаны, а интересно было бы. Как этот ресурс используется? Но нам, конечно, интересно, в первую очередь, состояние образования школьников с ОВЗ. Заслуживают внимания следующие факты: В докладе это выглядит нормально, а в жизни почти все дети, которых можно обучать таким образом (т.е. с тяжёлой инвалидностью и сохранным интеллектом), уже охвачены системой дистанционного образования. Это иллюстрируют и приведённые в докладе данные по Тульской и Томской областям – не исключения, а устойчивая тенденция. Поэтому заключение о том, что «необходимо повышать мотивацию и квалификацию педагогов, работающих с данной категорией учащихся, вести дополнительную разъяснительную работу с родителями детей» – это о другом. Инклюзия же (как и интеграция) предполагает физическое включение детей в образовательную среду и общение со сверстниками на уроках и вне их. И тут только пандусами – лифтами и устойчивой высокоскоростной электронной связью не обойтись (хотя и без перечисленного тоже, это необходимые, но недостаточные условия). Потому что самые разные – особые – образовательные потребности имеет куда более широкая категория детей с ОВЗ, не ограничивающаяся наличием инвалидности. По данным МОиН РФ, ещё в 2010 году таких было 100 000. Это в условиях массовой школы. Плюс – в докладе признаётся, что общеобразовательные учреждения для детей с особыми образовательными потребностями (широко понимаемые) также входят в «сеть общеобразовательных учреждений Российской Федерации». Особого внимания заслуживает оценка родителями – в рамках социологического мониторинга – такого параметра как адаптированные учебные программы – только 9 % родителей оценивают условия, созданные в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья, как хорошие, еще 18 % как достаточные. И вот почему-то этот звонок от заказчиков никого не заинтересовал и остался без внимания. Более того, в докладе признаётся, что и с учебниками дело обстоит неважно: «К существенным проблемам педагогов можно отнести противоречие между системно-деятельностным подходом как методологической основой ФГОС и существующим содержанием начального общего образования (утвержденный федеральный перечень учебников под новый Стандарт эту задачу пока не решил)» Просто чудеса!!! Утверждённый министерством перечень не соответствует идеологии ФГОС! А перечень такой внушительный! Т.е. это свалка неподходящих учебников?
Или – может – при отсутствии содержания в стандарте – не следует ожидать, что этот пробел будет восполнен за счёт учебников – которые проходят
экспертизу на соответствие содержания учебника ФГОС. И вообще – может ли перечень учебников решать какие-то задачи? Тем более – устранять противоречия между содержанием и способами его освоения? В общем, ничего неясно. А вот ещё: «У образовательных учреждений возникли трудности с приобретением тех учебников, которые были определены школой для реализации своей основной образовательной программы, так как в ряде регионов для школ были «рекомендованы» отдельные учебно-методические комплекты из Федерального перечня». Это уже прямое нарушение закона. И что же это за неизвестные, «рекомендующие отдельные учебно-методические комплекты из Федерального перечня»? Да и неизвестные ли? И почему их в стилистике «кто-то кое-где у нас порой» рассматривают? Вполне реальные и известные персонажи – они и сейчас активно действуют – например, в Самаре и Тольятти в этом году закупаются комплекты только одного издательства – учителей выбора лишили. Жанр документа – доклад – предполагает действительно изложение, отчёт о проведённых мероприятиях. А хотелось бы анализа – почему не получается, что и кто мешает… |
©
Современные образовательные технологии, 2009-2021 |
телефон (996) 743-19-34 e-mail: edutech@mail.ru |