17.04.2012 |
Парламентские слушания предполагают обсуждение особо значимых вопросов внешней и внутренней политики государства с привлечением должностных лиц, экспертов и общественности. Безусловно, все они присутствовали. Председатель Комитета по образованию Александр ДЕГТЯРЁВ напомнил, что в ближайшее время депутаты рассмотрят законопроект о ратификации международной Конвенции о правах инвалидов. В обязанности государств – участников конвенции входит создание условий для полноценного участия людей с ограниченными возможностями (в том числе и детей) в жизни общества. Несмотря на то, что право детей с ограниченными возможностями на образование закреплено в законодательстве, на практике большинство школ не готовы к обучению людей с нарушениями опорно-двигательной системы, слуха и зрения, отстающих в умственном развитии, страдающих аутизмом. Сейчас только пять процентов школ приспособлены для детей-инвалидов: следует создать соответствующую материально-техническую базу, разработать специальные учебники, программы подготовки учителей, организовать психологическое сопровождение учеников с ограниченными возможностями здоровья. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна ЯКОВЛЕВА отметила, что проблема инклюзивного образования затрагивает интересы практически каждой десятой семьи в России. Говоря о реализации федеральной политики в сфере образования детей с ограниченными возможностями, Яковлева отметила, что заслуживают внимания как предложения об инклюзивном образовании детей-инвалидов в учебных заведениях общего типа, так и в коррекционных школах. Говоря о необходимости создания в обычных школах материально-технических условий для беспрепятственного доступа и обучения инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, Яковлева отметила: «Следует помнить, что в средних городах России большинство школ построено по проектам 1960-х годов, когда действовали совсем другие СНиПы и решить эту задачу во всех школах даже в рамках программы «Доступная среда» – очень ресурсоемкая и для многих школ технически не решаемая задача». Т. Яковлева предложила разработать не только рекомендации по проблеме, но и подойти к её решению комплексно – выделить категории детей с различной спецификой развития и сформировать для всех заинтересованных структур дополнительные рекомендации по их инклюзивному образованию: «Если это слабослышащие и слабовидящие дети, то общепризнанно: их обучают на основе специализированных методик в специальных коррекционных школах. И здесь возникает другая проблема. В системе образования до сих пор отсутствуют федеральные государственные образовательные стандарты для категорий учащихся, имеющих специфические заболевания (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие и т.д.). Это снижает качество обучения детей, не нацеливает педагогические коллективы на достижение высоких результатов». В то же время По мнению вице-спикера Госдумы Л.И. Швецовой, «опыт, накопленный образовательными учреждениями, реализующими инклюзивное образование, показывает, что многие дети, имеющие инвалидность, не нуждаются в обучении по специальным (коррекционным) образовательным программам, а могут успешно получать образование в соответствии с принятыми образовательными стандартами, в общеобразовательных школах вместе со своими здоровыми сверстниками. В этой связи важным направлением развития инклюзивного образования является реализация мер по созданию в обычных образовательных учреждениях условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа инвалидов, их пребывания и обучения в образовательном учреждении». К наиболее эффективным федеральным проектам в сфере социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья Яковлева отнесла организацию дистанционного образования детей-инвалидов. При этом в ходе работы возникли проблемы: не проработан вопрос создания условий для получения инвалидами профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий на бюджетной основе в государственных учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования» Председатель общественной организации «Всероссийское педагогическое образование» Валентина Иванова отметила, что «у нас, к сожалению, большей частью отсутствует правильное понимание обществом истинных целей инклюзивного образования. А отсутствие понимания рождает мифы и слухи» Инклюзивное образование должно быть четче вписано в правовое поле России. Это должна быть инициатива не отдельно взятых регионов и муниципалитетов, а законодательная мера общероссийского масштаба «Отрадно видеть, что инклюзивное образование упоминается в новой редакции законопроекта «Об образовании», но хотелось бы видеть правовое обеспечение инклюзивного образования в более широком объеме. Отдавая себе отчет, что в закон «Об образовании» невозможно внести абсолютно все вопросы, связанные с инклюзивным образованием, мы выступаем за создание на основе имеющейся правовой базы Федеральной целевой программы по инклюзивному образованию» Валентина Иванова также подчеркнула, что вопрос доверия к инклюзивному образованию – это и вопрос подготовки педагогических кадров. Отдельно стоит рассмотреть вопрос обучения основам инклюзивного образования при подготовке педагогов в вузах и, конечно, чтобы инклюзивное образование входило в систему повышения квалификации педагогов. Ведь одновременно работать с классом и учитывать особенности присутствующих в нем детей с ограниченныи возможностями может далеко не каждый педагог. По информации с сайта ИКП РАО, лейтмотивом выступления директора ИКП РАО Н.Н. Малофеева была мысль о том, что ребенок должен иметь возможность реализовать своё право на образование в любом типе учебного заведения и, главное, получить при этом необходимую ему специализированную помощь. Академик Н.Н. Малофеев убежден, что при отсутствии федерального государственного образовательного стандарта начального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья для большинства из них инклюзия окажется неэффективной формой образования. Попытка подмены специального образования тотальной инклюзией, её поспешное широкое внедрение могут привести к потере детьми с ограниченными возможностями здоровья права получить образование, обеспечивающее продвижение в психическом и социально-культурном развитии. Материалы к слушаниям Информационный материал Генеральной прокуратуры Российской Федерации Информационный материал Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Информационный материал Министерства образования и науки Российской Федерации По данным Минобрнауки России, более 50% российских детей с ограниченными возможностями здоровья сегодня обучается в обычных или коррекционных классах общеобразовательных школ. В 2011/2012 учебном году в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях обучается более 239 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья: в обычных классах - 127,7 тыс. детей, в коррекционных классах - 111,4 тыс. детей (для сравнения - в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях обучается 204,2 тыс. детей). В рамках мероприятия ФЦПРО «Распространение во всех субъектах Российской Федерации современных образовательных и организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» в каждом федеральном округе создаются стажировочные площадки, в том числе по вопросам интегрированного образования. На базе этих стажировочных площадок будут, в том числе, разработаны и внедрены модели деятельности образовательных учреждений, осуществляющих интегрированное обучение детей-инвалидов; апробированы образовательные программы и учебно-методические комплекты для детей с различными нарушениями развития; проведены курсы повышения квалификации педагогических и медицинских работников образовательных учреждений, вспомогательного персонала для сопровождения обучения детей-инвалидов в условиях интегрированного образования.
|
©
Современные образовательные технологии, 2009-2021 |
телефон (996) 743-19-34 e-mail: edutech@mail.ru |