16.05.2012 |
27 апреля в Общественной палате обсуждали концепцию национального плана (стратегии) и первоочередные меры действий в интересах детей на ближайшие пять лет. В мероприятии приняли участие члены Общественной палаты, представители органов власти, научного сообщества, детских фондов. Слушания были посвящены обсуждению мер по решению острых проблем детства и политики детствосбережения в нашей стране. Главные болевыми точками были названы жилищные проблемы, бедность и недоедание, проблемы безопасности и защиты от насилия, доступность и качество образования и здравоохранения, а также проблемы организации детского досуга. Член ОП Борис Альтшулер отметил, что, несмотря на то, что в последние годы уровень рождаемости в стране повышается, в ближайшие десятилетия нам грозит серьезный демографический спад. «Если не проводить целенаправленной государственной политики в интересах защиты института семьи и детства, то к 2050 году Россия потеряет 50 млн. населения», — заявил Альтшулер. По мнению участников слушаний, причина возникновения этих проблем и сложности их решения в отсутствии системного подхода. По словам участницы слушаний, президента благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елены Альшанской, система социальных механизмов досталась нам в наследство от государства, которого уже нет — эта была совершенно другая страна, с совершенно другими экономическими и социальными условиями. «Бессмысленно пытаться изменить что-либо фрагментарно, давно уже необходимо менять систему целиком», — уверена Альшанская. Кроме того, Елена Альшанская считает неправильным реактивный подход к решению проблем социально-незащищенных категорий граждан. «Почему нам нужно сначала создать такие категории, а потом кидаться решать их проблемы? На мой взгляд, государство должно обеспечить доступ к системе социальных гарантий каждой семье, вне зависимости от ее социального статуса».
Наш автор А.Р. Маллер, к.п.н., доцент ФГОУ АПКиППРО рассказал о том, как организовать систему сопровождения, социальной адаптации и реабилитации выпускников с выраженными интеллектуальными нарушениями. Важным шагом в решении проблемы является рассмотрение этой категории детей в качестве равноправного участника образовательного процесса в концепции специального федерального государственного стандарта образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно данной концепции главное внимание в работе с этой категорией детей уделяется выработке и совершенствованию элементарных коммуникативных и социально-бытовых навыков. Обучение детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями интеллекта предлагается организовать по четвертому варианту специального государственного стандарта (индивидуальный уровень образования детей с ограниченными возможностями здоровья). Дети получают образование, уровень которого в наибольшей степени определяется индивидуальными возможностями ребенка. При этом «академический» компонент минимизируется, и главное внимание уделяется жизненной компетенции ребенка, т.е. формированию и развитию элементарных коммуникативных и жизненно необходимых навыков. В последние годы практически во всех коррекционных школах VIII вида открыты классы для детей с выраженными и множественными дефектами развития, созданы реабилитационные центры. В ходе обучения эта категория детей-инвалидов овладевает основами коммуникации, несложными видами труда: элементами швейного дела, цветоводством, растениеводством, кружевоплетением, вышивкой и пр. Многие из детей усваивают грамоту и счет. Наш многолетний опыт работы с данной категорией детей показывает, что их интернальная интеграция протекает достаточно успешно. Так, по данным О.Н.Смолина (первого заместителя председателя комитета ГД по образованию) в настоящее время трудоустраивается не более 5% инвалидов. 3 мая 2012 года Президент РФ подписал Федеральный закон «О ратификации конвенции о правах инвалидов». Лишь отдельные образовательные учреждения пытаются решить эту проблему, организуя на своей базе «надстройку» в виде разнопрофильных мастерских (Псковский лечебно-педагогический центр, Центр коррекции и развития «Детская личность» (Москва), Школа Святого Георгия (Москва), коррекционная школа-интернат №102 (Москва). Однако это единичные случаи, и в своем большинстве вопросы занятости этих инвалидов остаются открытыми. Между тем, наши и ряд других исследований показывают, что эти люди могут трудиться под постоянным контролем озеленителями, дворниками, рабочими по уходу за зданиями и т.п. Постоянная работа, занятость позволяют таким людям Для обеспечения занятости этой категории инвалидов необходимо создать сеть «покровительственных мастерских», работающих в системе учреждений Минздравсоцразвития, общественных организаций инвалидов, на основе сформулированного региональными органами исполнительной власти госзадания. Следует открыть на муниципальных производствах места защищенного труда, где могли бы работать эти люди. Большие возможности в социализации лиц с тяжелой умственной отсталостью у СО НКО, Ассоциацийи инвалидов. Например, в структуру Ассоциации входят: агентство по трудоустройству и творческий реабилитационный центр. В ходе реабилитационной работы подростки-инвалиды овладевают ремеслами (берестоплетение, бисероплетение, лоскутное шитье, вышивка и т.д). Проводятся психологические тренинги для выработки стойкой установки на дальнейшую трудовую деятельность, осознание ремесла, как основного источника дохода. Работа реабилитационного центра строится по заказам Комитета по труду и социальной защите населения города Перми, Комитета по социальной защите населения Пермской области и т.д. По окончании обучения каждый инвалид получает индивидуальную реабилитационную карту, в которой отражены заключения психолога и специалиста медико-социальной экспертизы. В дальнейшем инвалиды в ходе надомной работы производят определенную продукцию, которая находит своего покупателя в процессе различных ярмарок и выставок-продаж. Непосредственно с вопросами их социализации связана проблема толерантности общества. Исследования, как впрочем, и сами жизненные ситуации показывают, что социум, обыватели не готовы к взаимодействию с людьми с проблемами развития и не воспринимают проблемы этих людей как актуальные для себя. Существующий за рубежом опыт формирования принятия всех людей как полноправных членов общества необходимо активно внедрять и у нас. Так, например, в США есть магазины, где продаются наряду с привычными куклы в инвалидных колясках, на костылях и с повязками. Тем самым с детства воспитываются толерантность, уважение к людям, которые в силу разных обстоятельств становятся инвалидами.
А.Р. Маллер рассказал, как во время командировки в Швецию увидел небольшие памятки «Если встретишь непохожего на себя человека», где текст сопровождается рисунками людей с проблемами развития, оформленными в стиле известного карикатуриста Херлуфа Бидструпа. Эти памятки с объяснениями, как построить общение, подкладывают под «дворники» машин, опускают в почтовые ящики. Воспитание идет тактично и ненавязчиво, захватывает все слои общества. Опыт информирования общественности о потребностях людей, непохожих на большинство, был использован одним из учреждений г. Москвы: распространили аналогичные памятки — и в школу пришли волонтеры. Такую работу несложно организовать в любом муниципалитете, было бы желание. Сопровождение людей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями различными социальными службами необходимо не только в период социально-трудовой адаптации, но и на протяжении всей их жизни. |
©
Современные образовательные технологии, 2009-2021 |
телефон (996) 743-19-34 e-mail: edutech@mail.ru |