Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




23.05.2012


16 - 17 мая прошёл Форум «ПФО – открытое пространство для инклюзии: теория, практика и перспективы развития»


Е. Печёрских: «Инклюзивное образование – инструмент, предполагающий взвешенные и вдумчивые решения»

Порадовало

Уже во второй раз состоялся форум, организованный не «сверху», но не ограничивающийся участниками только НКО.

Широкая представленность как разных областей ПФО, так и структур, организаций, занимающихся инклюзией – НКО, родителей, специалистов системы образования.

Заинтересованность официальных лицуполномоченного по правам ребёнка –Козловой Т.В. , которая отметила необходимость объединения усилий всех работающих с детьми с ОВЗ и роли форума в этом. Хотя, конечно, хотелось бы конкретных предложений.

Готовность поддержать все школы г. Самары, которые решат развивать инклюзивное образование, высказанная в выступлении Митрянина Н.Н. – депутата городской думы г.о. Самары. И его призыв к представителям крупного бизнеса, годовой бюджет которых превышает бюджет всего города. Только вот представителей этих не было на форуме…

Уже во второй раз порадовали первые лица – точнее, лицо – родного министерства. Трезвый и взвешенный подход замминистра образования В. Я. Классена к проблеме на основе безусловного принятия инклюзивных ценностей и понимания, что подходы к образованию детей с ОВЗ надо менять. Без замалчиваний проблем.

В 2011 – 2012 учебном году 356 ОУ области (50%) работает с детьми с ОВЗ.

37% школьников с ОВЗ области учатся интегрировано, но обучение по программам VIII вида ведётся без лицензий. Можно ли говорить о полноценном обучении? В 2012 г. на лицензирование выделено 7 млн. рублей.

Безусловно очень хорошо развивается дистанционное образование, но его нельзя абсолютизировать, оно не заменяет общего. Это лишь один из вариантов решения проблем части школьников с инвалидностью.

Констатируется сокращение категории детей с ОВЗ. Это можно рассматривать, и как результат ранней помощи, но надо учитывать и снижение на 30% общего количества школьников.

Проблему можно решить только комплексно, имея разные формы и виды ОУ.

Со стремлением найти свой подход к их решению.

Прекрасный вариант «бухгалтерского» подхода, столь яростно и потому, наверное, все менее убедительно отвергаемого Е. Ямбургом (сложно сохранять объективный подход, встав на позицию безусловного противопоставления нового подхода и существующей практики): мы так активно сосредоточились на отстаивании повышенного норматива финансирования детей с ОВЗ, что процесс вытеснил планируемый изначально результат.

Простенькая оппозиция – нет финансирования – невозможно создать условия – стала индульгенцией на пренебрежение своими прямыми должностными обязанностями.

Но ведь механическое закрепление повышенного норматива по подушевому принципу работает на консервацию специальных классов, не стимулируя включения школьников с ОВЗ в общее образование.



Конечно, и инклюзия не самоцель, а лишь одно из средств обеспечения равных прав всех, но вот в таком ракурсе проблема впервые рассматривается управленцем. При том, что необходимость особого норматива не оспаривается – предлагается к обсуждению и размышлениям.



Позиция замминистра – «инклюзивное образование – срез всех проблем». То, что это не дежурная фигура речи, подтверждается тем фактом, что В.Я. Классен не боится «неудобных» вопросов и открыт к их обсуждению, и регулярно участвует во всех мероприятиях по этой проблеме не в качестве свадебного генерала.

Чего, к сожалению, не скажешь о чиновниках, напрямую занимающихся решением проблем образования и социализации детей с ОВЗ и инвалидов: не было, как и на прочих аналогичных мероприятиях, кураторов направления ни от МОиН, ни от вновь созданных Минздрава и министерства по демографической политике области.



Сам Форум, собравший разных людей, сделавший возможным рассмотрение разных подходов к проблеме, его работа – важное событие в развитии образования детей с ОВЗ и инвалидов. И конечно, двух дней мало оказалось – для общения, для обсуждения всех проблем. Значит, будет и третий форум.



Однако именно то, что одно из ключевых слов в названии – ОБРАЗОВАНИЕ – даёт основание проанализировать именно эту сторону инклюзии, оценив готовность общего образования к решению проблем.

Насторожило

Специфическое отношение разных структур профессионального и дополнительного профессионального образования к проблеме.



Форум на базе областного института повышения квалификации педагогов проходил там лишь территориально. За исключением специалистов центра дистанционного образования детей – инвалидов и отдела интерактивных средств обучения ни одна структура представлена не была, так же, как и представители ректората. А речь-то не о специальном, а об инклюзивном образовании! Т.е. образовании, касающемся всех – от руководства, определяющего стратегию развития областного учреждения повышения квалификации, до каждого структурного подразделения, которое, между прочим, в программы своих курсов включает вопросы сопровождения детей с ОВЗ; учебного отдела, имеющего отдельного сотрудника, организующего целевые курсы для специалистов, работающих с детьми с ОВЗ. Те самые курсы, которые в последнее время особенно критикуются воспитателями и учителями как оторванные от жизни, реальных проблем.

Каким образом предполагается осуществлять подготовку кадров к введению инклюзивного образования, которое с 3.05.2012 – момента подписания Конвенции о правах инвалидов Президентом РФ – стало не просто легитимным, но и обязательным к исполнению, если опыт федерального округа, проблемы и пути их решения, обсуждавшиеся на форуме, для специалистов СИПКРО оказались неактуальными?

Центр развития образования г.о. Самара и вовсе мероприятие проигнорировал. Так что – школы и хотели бы, возможно, воспользоваться поддержкой городской Думы – да как они о такой возможности узнают?

Система дополнительного профессионального образования Самарской области нелинейна и вариативна, у педагогов есть возможность выбора учреждения. Только вот каждое из них живёт глубокой внутренней жизнью и озабочено решением своих проблем.

Представитель Центра специального образования рассказала о 1000 педагогов, подготовленных в рамках повышения квалификации к работе в условиях интегрированного обучения за 9 лет существования ЦСО. Впечатляющие цифры. Только вот для профильного – бюджетного – центра цифры «обученности» сами по себе неубедительны. Как распределяются эти специалисты по ступеням образования, по 356 ОУ области, работающим с детьми с ОВЗ; по области, как изменяется ситуация с обеспечением права на образование каждого ребёнка с ОВЗ, какие индикаторы для мониторинга ситуации применяются – об этом не говорилось вовсе. Это было лишь выступление на конференции – не более. Никакого общения, обратной связи, вариантов решения проблем в других регионах, опыта взаимодействия. Зачем? Даже на экскурсии в инклюзивной школе никого из профильного центра не было.

Декан факультета специального образования ПГСГА (бывший педуниверситет) Н.Н. Буковцева рассказала о том, что факультет проводит подготовку и повышение квалификации кадров для детей с ОВЗ, в г.о. Тольятти работает целевой семинар; организована работа по сопровождению дистанционного образования. Здорово.

Только делается это как-то автономно – даже центр дистанционного образования детей – инвалидов, работающий в рамках федеральной программы, не в курсе этой деятельности. И вновь знакомая схема – выступление – переживание по поводу своей загруженности – и уход. Ни обсуждения, ни интереса к тому, как с проблемами справляются другие. Да есть ли эти проблемы?



Формально, конечно, правила игры соблюдены: были «выступления» «представителей». Не было заинтересованности, желания обсудить, поделиться (нечем?), найти точки соприкосновения. Ни интереса к уникальной работе практиков, ни к выстраиванию взаимодействия. Такая раздвоенность: вроде и были представлены структуры повышения квалификации и сопровождения педагогов, но именно как структуры. Бюджетные, отрабатывающие своё финансирование. И обособленные – как разные планеты.

В общем, с идеологией инклюзивного образования, предполагающего взаимодействие, сотрудничество как-то это не согласуется. Но это не главное. Пусть бы лебедь, рак и щука повышения квалификации готовили педагогов к сопровождению детей в разных условиях, только вот почему-то с каждым выступлением крепло ощущение, что задача каждого – обеспечить собственное выживание. Термины поменяли, а по сути речь идёт по-прежнему об обучении детей в специальных условиях, в группах, классах, учреждениях такого-то вида.

Тут было бы полезно услышать психологов – о том, как формировать инклюзивную культуру детей, педагогов и родителей, как учесть интересы всех участников инклюзивного образовательного процесса, однако и региональный социопсихологический центр проблемой форума не озаботился. Хотя опять же – формально – сотрудник присутствовал, но она же – волонтёр «Десницы» – и именно в этом качестве, по сути, и работала.



Но вот как только речь заходит об организациях, не финансирующихся из бюджета – картина совершенно иная. Это и 60% трудоустроенных выпускников – студентов – инвалидов, получающих профессиональное образование в Казанском университете управления ТИСБИ; и городское педагогическое собрание, и родительский клуб в Томске, созданные во взаимодействии общественной организации «Диво» и городской ПМПК и позволяющие решать многие проблемы, в том числе, и обеспечивающие осознанный выбор родителями формы обучения своего ребёнка.

Уже к концу первого дня форума у меня было стойкое убеждение: то, что очередная целевая программа Самарской области (и название, кажется, «Инклюзия») не была принята в 2011-м – скорее хорошо, чем плохо. Существующие многочисленные структуры не смогли бы её реализовать. И ещё: хорошо, что новое законодательство позволяет поручать реализацию многих бюджетных направлений работы НКО. Потому что в Самарской области такая организация, готовая объединить всех, есть – «Десница». И именно ей было бы целесообразно поручать реализацию всех профильных программ. Потому что там и проблему знают – как непосредственные заказчики, и работают со школами напрямую, и в отличие от остальных владеют наиболее полной картиной и базой опыта.



О школах

Если об инклюзивных – то о школЕ, но зато о Школе.

Замечательный Директор школы № 139 замечательна не только тем, что это грамотный управленец, интересный человек и пр., но и тем, что сумела создать коллектив. И несколько часов в школе очень наглядно показали, что инклюзия возможна тогда, когда создано само пространство, куда ребёнок инклюзируется. И это далеко не только подъёмники, пандусы, автобусы (хотя без них и средств на их содержание – установить – полдела – никуда). Это среда Школы, где интересно всем, и интересен каждый, где жизнь не замыкается уроками. Это когда само слово «среда» не ассоциируется лишь с одним днём недели, а становится средством открытия мира (не только в смысле познания, но и впрямую – например, инклюзивная футбольная команда посещает Милан) и учениками, и взрослыми.



Кстати, все присутствующие на Форуме люди с различными физическими ограничениями отмечали, что нельзя допустить, чтобы вся инклюзия свелась только к реализации программы «Доступная среда» (а тенденция на всех «мероприятиях», предшествовавших в апреле подписанию Конвенции о правах инвалидов, именно такая прослеживается).



Как жаль, что с живым опытом школы познакомились лишь приезжие. Никого из г. Самара!

В своём отечестве пророка нет…



Очень насторожила реакция на выступление «столичного гостя» – учителя инклюзивного класса из Москвы Е. Романовой. Понятно, что в коротком видеовключении сложно что-то рассказать, потому можно предположить, что мы услышали наболевшее: низкий уровень входной диагностики, незаинтересованность родителей до полного пренебрежения… Всё понятно и знакомо. Самарским – давно знакомо и пережито в начале 2000-х на первом витке интеграции.

Но! Это выступление – учителя. Учителя, работающего с детьми в условиях нового стандарта. А вот об этом ничего совсем. Есть ли проблемы? Каковы подходы к реализации особых образовательных потребностей?

Эти вопросы участниками Форума не поднимались практически. Значит – нет проблем? Всё в порядке? Тогда ради чего огород городить?

Возвращаясь к реакции на выступление – все вопросы так или иначе касались документации: какие протоколы ведёте, где их можно скачать и прочее… Вариантов несколько: либо бумажки – основное в отчётности, и все играют по этим правилам; либо имеющиеся у учителя средства обучения и результаты его вполне удовлетворяют, проблема только в том, как об этом отчитаться; либо и средства, и результаты настолько плохи, что и обсуждать нечего.



Очень удивило, что основными участниками Форума от образования были педагоги именно коррекционных школ, а вот из общеобразовательных практически не участвовали. Это позиция – и управленцев, и руководителей. Проблема образования детей с ОВЗ и инвалидов не рассматривается, не воспринимается как проблема общего образования.



А всё же проблемы есть – легитимность термина «инклюзия» не устраняет автоматически несоответствие БУПа ФГОС и имеющихся базисных учебных планов для школ разного вида. И вот в Оренбурге, например, запрещают детей с ЗПР обучать иностранному языку (нет такого предмета в плане начальной школы VII вида 2002 г. ). Т.е. налицо и нарушение действующего закона «Об образовании», и дискриминация…

А что говорить о школьниках с умственной отсталостью, чьё обучение ведётся в рамках другого образовательного ценза?

Как это решается в других регионах мы не узнали, т.к. собственно инклюзивных школ представлено не было (какое ж содружество?) – удивительно, ведь это и в интересах чиновников – объединить, создать базу, обобщать крупицы рождающейся новой практики.



Конечно, вопросы были и у меня – особенно на пороге выпуска пособий инклюзивного комплекта. Мы их обсуждали – с завучами и педагогами специального образования и родителями детей-инвалидов. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих…



Хотя было выступление… Директор вроде бы инклюзивной школы из Нижнего Новгорода активно презентовалась. Протоколы, отчёты, бумаги, цитаты из выступлений Президента. Только вот из длиннющего – по бумажке, конечно – самоанализа – обо всём на свете – совсем не ясно, а в чём инклюзия-то? А вот обсуждения все пресекались. Буквально: давайте сначала примем решение, а потом будем обсуждать и решать, зачем это делать.

Может, этим и вызвано такое внимание к «документации»?

Конечно, я уверена, что таких директоров – единицы по стране. Но они – самые активные.



И ещё одно наблюдение тревожное

Понятно, что когда мы отправляемся на конференцию, форум, мы предполагаем получение чего-то нового. Но это же не ликбез с нуля! Всё же – мне кажется – вполне нормально, собираясь куда-то, познакомиться с материалами организаторов. Тем более, что электронные ресурсы и СГООИК «Ассоциация Десница», и РООИ «Перспектива» абсолютно доступны. Тем более, материалы библиотеки необходимы в практической работе – даже не участникам Форума. Но вот многие и не слышали об этом.

Напоминаю, что и на нашем сайте размещены ресурсы для организации условий для обеспечения права на образование всех детей; а также самая полная база нормативных документов, не ограничивающаяся только специальным образованием. Кроме того – информация о важнейших событиях. Опять же не только в образовании. Ведь мы же об инклюзии думаем…

Вообще, познакомиться с тем, что уже есть, работает, представленностью опыта в социальных сетях, вполне логично. На рассылки подписаться. Может, тогда не будут возникать в качестве итога форума целого федерального округа утопические предложения создать очередной «ресурс для общения всех, чтобы нажать одну кнопку, и все тут как тут!»

Есть всё же задачи конкретнее и актуальнее.



Вот и выходит какой-то перевёртыш: обычно говорят – чиновники не хотят, средств нет, а здесь есть понимание и готовность решать проблему со стороны управленцев, и средства для создания условий для инклюзивного образования есть, но вот нет готовности, да просто желания у специалистов системы образования менять привычные подходы, изменяться. А без этого никак.

Наверное, значение Форума и в том, чтобы планомерно воздействовать на это.





© Современные образовательные технологии, 2009-2021
телефон (996) 743-19-34
e-mail: edutech@mail.ru