27.06.2012 |
Члены палаты, представители родительской общественности и эксперты обсудили поправки к законопроекту о реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья. Поправки подготовлены экспертами Координационного совета по делам детей-инвалидов при Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан. Председатель Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Елена Тополева напомнила, что в РФ нет специального закона об образовании для инвалидов. После ратификации Конвенции о правах инвалидов и утверждения Президентом РФ Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, существующий закон «Об образовании в РФ» нуждается в дополнении. Необходимо учесть опыт стран ближнего зарубежья, имеющих отдельные законы: например, Беларусь своё видение к этим слушаниям представила. Зампредседателя Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, глава РОО «Право ребенка» Б. Альтшулер предложил внести в закон поправки, согласно которым центры психолого-педагогической помощи будут работать в тесном контакте с образовательными учреждениями, и если ребенок нуждается в психологической помощи, то на время пребывания в центре он не должен быть отстранен от занятий в школе. При этом центры, работающие с «трудными детьми», должны быть «прикреплены» к школам и помогать им решать возникающие проблемы, а не заменять ребенку школу. Б. Альтшулер также предложил внести в законодательство понятие «ранней коррекции» для детей до трех лет как раннее семейно ориентированное образование.
Такое предложение было внесено на предыдущем этапе, но исключено МОиН РФ. Вице-президент Всероссийского общества слепых, первый вице-президент Параолимпийского комитета России, депутат ГД О. Смолин отметил необходимость включения в закон норм, обеспечивающих Е. Рачевский: «В нашей системе инклюзивное образование носит эксклюзивный характер»
Эксперт рассмотрел базовые подходы к инклюзивному образованию как основу выстраивания вектора развития образования. Необходимо изменить центр тяжести в понимании проблемы – на первом месте должна стать не исключительность в связи с ограничениями, а понимание человека как равного, такого же, и лишь затем – со своими особенностями и потребностями. Такой подход поможет – со временем – сформировать инклюзивное сознание, независимо от того, войдут ли предложения данного обсуждения в законопроект, который 1 июля – менее чем через неделю, планируется передать на утверждение. М. Гордеева сделала акцент на готовности территорий к реализации новых норм закона. По её мнению, необходимо чётко определить обязательные, безусловно необходимые для всех условия и гарантированно закрепить их в федеральном законе, не перекладывая на регионы или школы. Эксперт привела данные о внедрении в регионах систем ранней помощи, диагностики и коррекции: в настоящее время только 9 территорий РФ заявили о наличии таких систем (только наличии!). Развитие практики лекотек – не только в системе образования – поможет создать основу для последующей инклюзии Также М. Гордеева акцентировала внимание на необходимость поддержки команд сопровождения и понимания их профессиональным сообществом. А. Лысенко отметил главную проблему – отстствие подзаконных документов, определяющих правоприменительную практику и не позволяющих вольно трактовать положения. Именно с этой проблемой столкнулась Москва, принявшая свой закон без единого подзаконного акта – сегодня, спустя 2 года, инклюзия именно по этой причине захлёбывается. Об этом говорят на всех московских семинарах и конференциях последнего года. В качестве примера работы над аналогичным законом был приведён опыт Великобритании, сначала создавшей рабочую группу, собравшую и проанализировавшую статистические данные о реальном состоянии проблемы и лишь затем на основе этого анализа предложившей изменения в действующий закон. Согласно данным социологических опросов, более половины населения России относится к этой категории населения либо сочувственно – отстранённо, либо негативно, либо испытывает нетерпимость. Е. Кутепова с позиции анализа опыта и проблем реализации закона г. Москвы отметила необходимость конкретизации понятия «ОВЗ» - перенести акцент на особые образовательные потребности с учётом имеющихся возможностей. Такой подход позволит решить одну из острейших проблем – подготовки кадров, в том числе, специалистов ПМПК к определению индивидуального образовательного маршрута (чему нигде не учат сегодня). Эксперт подчеркнула важность законодательного закрепления такого значимого ресурса инклюзии как работа СКОУ и ДОУ компенсирующего и комбинированного вида в режиме ресурсных центров по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями. Специалисты ИКП РАО в слушаниях участия не принимали, но сегодня появилась статья, излагающая позицию разработчиков стандартов для детей с ОВЗ |
©
Современные образовательные технологии, 2009-2021 |
телефон (996) 743-19-34 e-mail: edutech@mail.ru |