Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




27.06.2012


В Общественной палате (ОП) РФ прошли слушания по законопроекту «Об образовании в РФ»


Войдут ли поправки в законопроект, уже не соответствующий практике и новым законам?

Члены палаты, представители родительской общественности и эксперты обсудили поправки к законопроекту о реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья.

Поправки подготовлены экспертами Координационного совета по делам детей-инвалидов при Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан.

Смотреть видеозапись слушаний

Председатель Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Елена Тополева напомнила, что в РФ нет специального закона об образовании для инвалидов. После ратификации Конвенции о правах инвалидов и утверждения Президентом РФ Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, существующий закон «Об образовании в РФ» нуждается в дополнении. Необходимо учесть опыт стран ближнего зарубежья, имеющих отдельные законы: например, Беларусь своё видение к этим слушаниям представила.





Зампредседателя Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, глава РОО «Право ребенка» Б. Альтшулер предложил внести в закон поправки, согласно которым центры психолого-педагогической помощи будут работать в тесном контакте с образовательными учреждениями, и если ребенок нуждается в психологической помощи, то на время пребывания в центре он не должен быть отстранен от занятий в школе. При этом центры, работающие с «трудными детьми», должны быть «прикреплены» к школам и помогать им решать возникающие проблемы, а не заменять ребенку школу.

Б. Альтшулер также предложил внести в законодательство понятие «ранней коррекции» для детей до трех лет как раннее семейно ориентированное образование. Такое предложение было внесено на предыдущем этапе, но исключено МОиН РФ.



Вице-президент Всероссийского общества слепых, первый вице-президент Параолимпийского комитета России, депутат ГД О. Смолин отметил необходимость включения в закон норм, обеспечивающих

обязательный всеобуч детей – инвалидов
– сегодня 200 тыс. не получают никакого образования детей-инвалидов, большая часть из них находится в интернатах системы соцзащиты;

реальное право выбора родителями формы получения образования, а выпускником – формы итоговой аттестации;

введение специального документа об образовании с фиксированием реальных достижений по разным предметам (в первую очередь – для выпускников с ментальными нарушениями);

сохранение льгот при получении образования, обеспечение инвалидов рабочими местами;

подготовка кадров для специального и инклюзивного образования;

выделение не менее 10% эфирного времени на госканалах ТВ на освещение проблем инвалидов, субтитрирование всех новостных и не менее трети остальных программ для обеспечения изменения общественного отношения к этой категории населения.



Е. Рачевский: «В нашей системе инклюзивное образование носит эксклюзивный характер» Эксперт рассмотрел базовые подходы к инклюзивному образованию как основу выстраивания вектора развития образования.

Необходимо изменить центр тяжести в понимании проблемы – на первом месте должна стать не исключительность в связи с ограничениями, а понимание человека как равного, такого же, и лишь затем – со своими особенностями и потребностями.



Такой подход поможет – со временем – сформировать инклюзивное сознание, независимо от того, войдут ли предложения данного обсуждения в законопроект, который 1 июля – менее чем через неделю, планируется передать на утверждение.



М. Гордеева сделала акцент на готовности территорий к реализации новых норм закона.

По её мнению, необходимо чётко определить обязательные, безусловно необходимые для всех условия и гарантированно закрепить их в федеральном законе, не перекладывая на регионы или школы.

В противном случае, например, необходимые для детей учебные мастерские в инклюзивных школах могут стать дополнительной – платной образовательной услугой.

Эксперт привела данные о внедрении в регионах систем ранней помощи, диагностики и коррекции: в настоящее время только 9 территорий РФ заявили о наличии таких систем (только наличии!).

Развитие практики лекотек – не только в системе образования – поможет создать основу для последующей инклюзии

Также М. Гордеева акцентировала внимание на необходимость поддержки команд сопровождения и понимания их профессиональным сообществом.



А. Лысенко отметил главную проблему – отстствие подзаконных документов, определяющих правоприменительную практику и не позволяющих вольно трактовать положения.

Именно с этой проблемой столкнулась Москва, принявшая свой закон без единого подзаконного акта – сегодня, спустя 2 года, инклюзия именно по этой причине захлёбывается. Об этом говорят на всех московских семинарах и конференциях последнего года.

В качестве примера работы над аналогичным законом был приведён опыт Великобритании, сначала создавшей рабочую группу, собравшую и проанализировавшую статистические данные о реальном состоянии проблемы и лишь затем на основе этого анализа предложившей изменения в действующий закон.

Согласно данным социологических опросов, более половины населения России относится к этой категории населения либо сочувственно – отстранённо, либо негативно, либо испытывает нетерпимость.



Е. Кутепова с позиции анализа опыта и проблем реализации закона г. Москвы отметила необходимость конкретизации понятия «ОВЗ» - перенести акцент на особые образовательные потребности с учётом имеющихся возможностей. Такой подход позволит решить одну из острейших проблем – подготовки кадров, в том числе, специалистов ПМПК к определению индивидуального образовательного маршрута (чему нигде не учат сегодня).

Эксперт подчеркнула важность законодательного закрепления такого значимого ресурса инклюзии как работа СКОУ и ДОУ компенсирующего и комбинированного вида в режиме ресурсных центров по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями.



Специалисты ИКП РАО в слушаниях участия не принимали, но сегодня появилась статья, излагающая позицию разработчиков стандартов для детей с ОВЗ







© Современные образовательные технологии, 2009-2021
телефон (996) 743-19-34
e-mail: edutech@mail.ru