09.08.2012 |
Если о чём-то говорить долго и много, то постепенно информация – какой бы абсурдной она изначально ни казалась – становится привычной. Этим летом, похоже, многие уверовали в конец света, и живут, как последний день – со всей категоричностью и скоропостижностью, не задумываясь о последствиях. Всё время ловлю себя на том, что очень хочется задавать уточняющие вопросы (У. В.) – на понимание: правильно ли я понимаю, вкладываете ли вы в эти слова тот же смысл, что и я? Совершенно случайно попала в Социальную сеть работников образования. Созданную под требования аттестации. Как отметила одна из участниц, «для подтверждения 1 и высшей категории требуется владение ИКТ – и вот я здесь» (о чём не жалеет!). Т.е. – подчёркиваю – там цвет учительства – те самые неполные 9%, использующие в работе информационные технологии (по результатам Всероссийской Интернет – переписи учителей), стремящиеся не только аттестоваться, но и обменяться профессиональными находками, обсудить проблемы. Главное отличие этого ресурса от многочисленных аналогичных, работающих по принципу: вы оплачиваете – мы размещаем без редактирования и экспертной оценки и выдаём сертификат о публикации, - кроме традиционных методических копилок в этой сети довольно большое количество форумов. И – самое удивительное, да просто уникальное – живых, даже летом действующих. Вот сколько времени разные структуры повышения квалификации организованно загоняют людей в профессиональное общение – и никакого результата. Что значит всё-таки хотя бы намёк на свободу – даже если и пришли вынужденно, но – сами – и ведь остались! – плюс разумная мотивация. Понятно, что было очень интересно узнать, о чём болит душа у учителей во время отпуска. Тем более, как в любой приличной соцсети, здесь все под своими именами с указанием учреждения и прочими регалиями (не на ник же сертификат о публикации людям выдавать, в самом деле). И вот раздел «Лаборатория педагогического мастерства», а в нём тема, заявленная учителем начальных классов подмосковной общеобразовательной школы, обучающейся на 5 курсе «Московского государственного гуММанитарного университета им. М.А.Шолохова на дефектологическом факультете» «Ребёнок с умеренной умственной отсталостью в 1 классе». Но тревожится учитель общеобразовательной школы почему-то о школах коррекционных:
(здесь и далее написание оригинала сохранено, выделения мои) Это слова учителя класса КРО и без 5 минут дефектоголога – так что не приходится думать, что человек совсем не в курсе проблемы. И вот ну рвутся уточняющие вопросы – вовсе не почему выпускница деффака отождествляет определённую степень умственной отсталости с неадекватным поведением и психопатами. Очевидно, не знания главное в этой ситуации. Ну выучит классификацию отклоняющегося развития – это ж ничего не изменит!
Опять же меньше всего хотелось бы акцентировать внимание на ошибках, но ведь ошибка ошибке рознь! Хотя нынче у народных кумиров и не такое бывает! У. В. Примечательно, что в дальнейшем обсуждении учитель, поднявший проблему, не участвует – т.е. это и не проблема вовсе для него, а оценочное суждение – окончательное и бесповоротное. Зато далее высказываются 2 словесника, 2 учителя-логопеда, учитель начальных классов. Не будь там ещё учителя изо и МХК – классический набор тех педагогов, на кого в первую очередь падает основной объём работы при инклюзии. Вот ностальгирует учитель русского языка и литературы:
Возможно, это перекосы редакторского восприятия, но ведь перед нами высказывание филолога - человека, обученного работать со словом. Разве не выглядит определяющим использование дважды слова «коллектив»? Причём, очевидно, что учитель в него не входит, зато там «встречаются» какие-то новые школьники, тоже противопоставленные, но теперь уже учителю и одноклассникам. Ещё одна формулировка при всём богатстве смыслов нашего языка мне кажется не случайной: «они плохо успевали» – т.е. речь идёт не о результатах обучения, а именно о неравномерности темпов работы. При таком понимании вывод о сложности работы учителя «с таким коллективом» логичен. Как и восприятие себя в кольце внешних врагов, которые «сажают» всех в один класс, из-за чего в «коллективе» оказываются те, кому в нём совсем не место. Ну и контекст, в котором употреблено слово «детки» в сознании неминуемо подбирает рифму «клетки». У.В. Тенденция, заданная изначально, поддержана – мешают работать дети с девиантным поведением. Раньше их изолировали, и было здорово. Общим местом сегодня считается, что инклюзия буксует из-за того, что педагоги общеобразовательных школ не имеют специального образования. Поэтому в первую очередь интересно мнение специалиста. И здесь есть такой активный участник с огромным педстажем и 20-летним – логопедическим, высшей квалификационной категорией из учреждения общего образования. При этом – московский – где инклюзия – не прекрасное далёко, а нормативно закреплённая реальность.
Картинка так и стоит перед глазами – оккупанты захватили школу и сидят там! Учителя в ужасе – им мешают дети, а тут ещё родители упёртые. У. В. Вот и учитель изо и МХК поддерживает такое однозначное отношение к родителям как безусловным представителям вражеского стана:
Ни одного положительного варианта мотивации! У.В. Возвращаясь к педагогу со специальным образованием: конечно, оно даёт себя знать – термины используются. И есть чёткое понимание, что «речевые классы никакого отношения не имеют к детям с девиантным поведением. Ведь там должны обучаться только дети с нарушениями речи, и всё. А так получалось, что страдали нормальные детки с речевыми проблемами» Т.е. вновь – но уже профессионально – поддержан основной посыл: главное – всех правильно классифицировать, разделить, кого надо – изолировать, причём даже не в специальной школе, а лучше ВЫВЕСТИ, пусть дома СИДЯТ. Почему не учатся, не воспитываются, не общаются, а СИДЯТ? Я понимаю, что это констатация факта. Но школа ведь не тюрьма! Или я что-то пропустила – нынче всё так стремительно меняется. Я абсолютно уверена, что это – очень хороший логопед, и душа действительно болит, иначе откуда такая тоска и безысходность:
Именно высказывание специалиста показывает: все старые варианты (а они и теперь в дефектологическом образовании воспроизводятся) не работают – и не сидят, и не делится, и не изолируется уже, да и если вдруг поделить – то только хуже будет. Вот и другой логопед (а по образованию и вовсе олигофренопедагог) – уже не столичный, с декларируемым взглядом на мир: «без сострадания, милосердия невозможно жить в мире…»:
Перевод: вы к нам по-хорошему, и мы поможем, а неудобный ребёнок (он уже и не ребёнок, а «чадо» - почему-то пренебрежительно) – это проблема родителей. И вот эти самые – виноватые по определению родители непокорность смеют проявлять. Уж не говоря о том, что именно специалисту непозволительно медицинскими диагнозами (о психическом здоровье) разбрасываться и уж тем более – не в компетенции педагога их ставить. Далее – и вовсе речи спекулятивные и непозволительные:
У.В. Итак, резюмируя авторитетное мнение творческих педагогов со специальным образованием – т.е. специально обучавшихся и получающих зарплату за оказание помощи детям с проблемами в развитии, большим опытом работы в общеобразовательных учреждениях: в школу сажают детей с проблемами в психическом здоровье и девиантным поведением (о других проблемах не говорится), и их родители – которые ну никак не хотят сидеть дома или хотя бы внимать благодетелям, позволяющим их чадам рядом с другими находиться. Одни не хотят СИДЕТЬ, а СТРАДАЮТ ВСЕ – т. е. и дети с нормальным развитием, и педагоги. В этот круг страдальцев не входят ни родители, ни дети, которым заведомо выставлены неправомочные диагнозы, и которые в нарушение всех правил преданы огласке. Приговор не подлежит обжалованию. И активно приводится в исполнение. Благими намерениями известно, куда дорога вымощена. Только благо ли это – всех по полкам, а неформат – по норкам? Пока вся проблема формулируется через трудности учителей (глазами логопедов), апелляцию к прошлому, она видится неразрешимой. А ведь именно логопеды в условиях инклюзии рассматриваются как специалисты, выполняющие функции выстраивания программ развития, стратегического планирования!
Почему же никто из них не пытается изменить свою деятельность, организовать совместную деятельность? Казалось бы, что уж говорить тогда о неспециалистах – учителях без дефектологического образования? А вот – смотрите – учитель–словесник сельской школы и заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
Интересно, что «качество знаний» как ключевой результат ставит под сомнение не логопед, у которого пресловутого качества в измерителях как раз нет, а учитель, который оценивается – увы – именно по этому показателю! Именно это высказывание учителя и завуча подвергается жёсткой отповеди именно логопедами:
Железной рукой загоним человечество к счастью! Никаких перспектив! Твёрдо стоять на своём – мой вариант – лучший. Даже не рассматривается вариант сотрудничества – ведь это можно как проявление слабости расценить. И далее – от специалистов:
Действительно, дети, если и не видят, то чувствуют это неприятие и отторжение. А вот за это ответственны взрослые.
У.В. Просто убивает самоустранение логопедов: одни дети (и их родители) мешают, тупо пытаются вырваться из изгоев, не понимая всей тщетности своих попыток; вторые страдают и всё видят – и поддерживают традиции. И никто не может этого изменить? Или не хочет, не считает нужным? При этом сохраняется невесть откуда взявшаяся уверенность в своей не просто правоте, а чуть ли не мессианстве: после перевода детей в специальную школу «сначала трагедия, а потом родители при встрече говорят спасибо. Потому-что там их никто не называет дебилами, дураками и пр.». А в школе, выделившей при нормативном финансировании ставку специалиста высшей категории – называют!
Правильно ли я понимаю, что выросшие дети, которые в школе травили «бедолаг», за её порогом становятся совершенно другими?
Вот так: справедливость восторжествует? Не слушалась – и получила. Нет человека – нет проблемы. И забыто уже, что начиналось с разговора о детях с умственной отсталостью, а завершилось скабрезной историей о «снесённой крыше» и вызове психиатрической помощи. Нежелательно, но возможно неспециалисту путать интеллектуальную недостаточность и психическое заболевание, но специалист, подменяя понятия, однозначно занимается манипуляцией: не будете меня слушать – угодите в психушку. Что там вообще в этой школе, ежегодно направляющей детей в СКОУ, имеющей изгоев с первого класса и вызывающей психиатрическую помощь, творится? И всё же – обсуждение завершено совершенно на другой ноте – учителем начальных классов – и опять же сельской школы:
Понятно, почему большую зрелость проявляют сельские педагоги (как и небольших городов) – там не выйдет изгнать ребёнка из школы (на официальном языке – перевести в специальную школу или на домашнее обучение) и делать вид, что это не педагогическое фиаско, а благодеяние. Вот там действительно все всё видят. Учителя осознают, что надо учиться – не отстаивать своё мнение в боях с родителями, а учиться работать (т.е. действовать), понимают свою ответственность, специалисты агрессивно отстаивают традиции прошлого века. Так стоит ли переоценивать возможности и значение такого профильного образования? В конце учебного года «Культура» показала замечательный цикл документальных фильмов «Ищу учителя». Подводя итоги эпохи инновационной педагогики и авторских школ, герои фильма говорят о том, что учитель начинается с Человека. Именно стремление понять и помочь каждому ребёнку, а не отбраковать и убрать с глаз долой делает дипломированного специалиста педагогом. Вы не успели посмотреть? Тогда вам можно позавидовать – у вас впереди прекрасные мгновения. В общем, культура лежит в основе всего – и инклюзивной культуры тоже. (Вот не могу понять, почему это не сработало у учителя МХК). И это не единственный цикл передач, который стоит посмотреть, а потом и на педсовете, и на родительских собраниях обсудить. Несколько лет назад мы проводили исследование: наши студенты факультета начального образования разных специальностей (будущие учителя начальных классов, методисты ДОУ и социальные педагоги) задавали руководителям учреждения, где проходили практику, один вопрос: что должен знать – уметь выпускник, чтобы вы взяли его на работу. Ответы были потрясающе одинаковы (варианты – статистически незначимы): не надо ничего, только любить детей, всему остальному научим. Целью того исследования был отбор ключевых компетенций в рамках нового стандарта ВПО. Как перевести любовь в эти категории? Оказалось, возможно – сформулировать, перестроить процесс под них гораздо сложнее. А выпускники того самого курса, особенно краснодипломники, массово пошли работать… в милицию – следователями, дознавателями. И успешно трудятся, пережив и переименование в полицию, и переаттестацию. Тоже по теме. Обратите внимание на комментарии:
Как вы думаете, у кого-то из этих комментаторов есть профильное образование? Пока специалисты готовят чистки После открытого обращения членов союза общественных объединений инвалидов Архангельской области (НКО) в адрес руководства области и страны для решения проблемы доступности образования для детей с ОВЗ в Мирном (должно быть обеспечено в соответствии со ст. 24 Конвенции ООН «О правах инвалидов») – именно о тех «тяжёлых» которых не берут ни в детский сад, ни в школу. 4.06 в июле прошел суд, постановивший условия создать. 1 сентября дети пойдут в школу. Ещё по теме |
©
Современные образовательные технологии, 2009-2021 |
телефон (996) 743-19-34 e-mail: edutech@mail.ru |