Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




09.08.2012


Кадры решают всё


Страдания как жанр профессионального педагогического общения

Если о чём-то говорить долго и много, то постепенно информация – какой бы абсурдной она изначально ни казалась – становится привычной. Этим летом, похоже, многие уверовали в конец света, и живут, как последний день – со всей категоричностью и скоропостижностью, не задумываясь о последствиях.

Всё время ловлю себя на том, что очень хочется задавать уточняющие вопросы (У. В.) – на понимание: правильно ли я понимаю, вкладываете ли вы в эти слова тот же смысл, что и я?



Совершенно случайно попала в Социальную сеть работников образования. Созданную под требования аттестации. Как отметила одна из участниц, «для подтверждения 1 и высшей категории требуется владение ИКТ – и вот я здесь» (о чём не жалеет!).



Т.е. – подчёркиваю – там цвет учительства – те самые неполные 9%, использующие в работе информационные технологии (по результатам Всероссийской Интернет – переписи учителей), стремящиеся не только аттестоваться, но и обменяться профессиональными находками, обсудить проблемы.



Главное отличие этого ресурса от многочисленных аналогичных, работающих по принципу: вы оплачиваете – мы размещаем без редактирования и экспертной оценки и выдаём сертификат о публикации, - кроме традиционных методических копилок в этой сети довольно большое количество форумов. И – самое удивительное, да просто уникальное – живых, даже летом действующих. Вот сколько времени разные структуры повышения квалификации организованно загоняют людей в профессиональное общение – и никакого результата. Что значит всё-таки хотя бы намёк на свободу – даже если и пришли вынужденно, но – сами – и ведь остались! – плюс разумная мотивация.

Понятно, что было очень интересно узнать, о чём болит душа у учителей во время отпуска. Тем более, как в любой приличной соцсети, здесь все под своими именами с указанием учреждения и прочими регалиями (не на ник же сертификат о публикации людям выдавать, в самом деле).

И вот раздел «Лаборатория педагогического мастерства», а в нём тема, заявленная учителем начальных классов подмосковной общеобразовательной школы, обучающейся на 5 курсе «Московского государственного гуММанитарного университета им. М.А.Шолохова на дефектологическом факультете» «Ребёнок с умеренной умственной отсталостью в 1 классе». Но тревожится учитель общеобразовательной школы почему-то о школах коррекционных:

«Сейчас коррекционные школы принимают детей С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (С НЕАДЕКВАТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ)… У детей с умеренной степенью умственной отсталости снижена познавательная деятельность по сравнению с детьми с легкой степенью умственной отсталости. У учащихся с легкой степенью умственной отсталости имеется потенциал развития и учитель мог бы дать им знаний больше, но на уроке приходитЬся ОТВЛЕКАТЬСЯ НА ДЕТЕЙ ПСИХОПАТОВ, которые срывают уроки и мешают другим заниматься. РАНЬШЕ ТАКИХ ДЕТЕЙ НЕ БРАЛИ В КОРРЕКЦИОННУЮ ШКОЛУ И ЭТО БЫЛО ПРАВИЛЬНО.

(здесь и далее написание оригинала сохранено, выделения мои)

Это слова учителя класса КРО и без 5 минут дефектоголога – так что не приходится думать, что человек совсем не в курсе проблемы.

И вот ну рвутся уточняющие вопросы – вовсе не почему выпускница деффака отождествляет определённую степень умственной отсталости с неадекватным поведением и психопатами. Очевидно, не знания главное в этой ситуации. Ну выучит классификацию отклоняющегося развития – это ж ничего не изменит!

Опять же меньше всего хотелось бы акцентировать внимание на ошибках, но ведь ошибка ошибке рознь! Хотя нынче у народных кумиров и не такое бывает!



У. В.
Почему так категорично? Какой опыт известен?
Учитель и почти дефектолог действительно считает, что в специальной школе могут учиться только «удобные» ученики?
Человек, имеющий уже педагогическое образование и опыт работы до сих пор искренне уверен, что главная задача учителя «дать им знаний больше»?
Почему называются внешние трудности, но ничего не говорится, например, о проблемах организации деятельности новой категории школьников или об их взаимодействии с «традиционным контингентом»? Таких проблем нет? Или это не рассматривается в качестве средства решения общей проблемы, сформулированной как «мешают заниматься – приходится отвлекаться»?
Разве не очевидна абсурдность и неприличность формулировки «учителю приходится отвлекаться» на группу детей? А он чем таким важным занят, что ему не до своих учеников?
И как видит олигофренопедагог судьбу тех, кому отказывает в праве на образование?
И не совсем уж уточняющий: зачем человек, имеющий столь безапелляционные суждения и уверенный, что «главный объект труда детей – книга, тетрадь, а главный труд в школе – учение», получает дефектологическое образование?



Примечательно, что в дальнейшем обсуждении учитель, поднявший проблему, не участвует – т.е. это и не проблема вовсе для него, а оценочное суждение – окончательное и бесповоротное.

Зато далее высказываются 2 словесника, 2 учителя-логопеда, учитель начальных классов. Не будь там ещё учителя изо и МХК – классический набор тех педагогов, на кого в первую очередь падает основной объём работы при инклюзии.

Вот ностальгирует учитель русского языка и литературы:

«К сожалению, в последнее время в обычных классах всё чаще и чаще встречаются ШКОЛЬНИКИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ. Они-то и создают атмосферу в коллективе, мешают и учителю и одноклассникам. РАНЬШЕ СУЩЕСТВОВАЛИ РЕЧЕВЫЕ КЛАССЫ, КУДА ПОПАДАЛИ ТАКИЕ ДЕТКИ, ВЕДЬ ЧАЩЕ ВСЕГО ОНИ И ПЛОХО УСПЕВАЛИ, а сейчас всех САЖАЮТ в один класс: и сильных, и слабых, и с неадекватным поведением. Учителю очень сложно бывает работать с таким коллективом»



Возможно, это перекосы редакторского восприятия, но ведь перед нами высказывание филолога - человека, обученного работать со словом. Разве не выглядит определяющим использование дважды слова «коллектив»? Причём, очевидно, что учитель в него не входит, зато там «встречаются» какие-то новые школьники, тоже противопоставленные, но теперь уже учителю и одноклассникам. Ещё одна формулировка при всём богатстве смыслов нашего языка мне кажется не случайной: «они плохо успевали» – т.е. речь идёт не о результатах обучения, а именно о неравномерности темпов работы. При таком понимании вывод о сложности работы учителя «с таким коллективом» логичен. Как и восприятие себя в кольце внешних врагов, которые «сажают» всех в один класс, из-за чего в «коллективе» оказываются те, кому в нём совсем не место. Ну и контекст, в котором употреблено слово «детки» в сознании неминуемо подбирает рифму «клетки».

У.В.
Правильно ли я поняла: изоляция детей с неудобным поведением, прикрытая стремлением к единообразию, это «золотой век»?
Почему говорится о трудностях учителя, но нет даже тени желания понять, откуда это «неадекватное» поведение ребёнка?
Оно неадекватно чему?
Ностальгии по ушедшему? Неприятию?
Откуда это стремление «работать с коллективом» – при том, что тут же констатируется его разнородность?
И почему идёт апелляция к «раньше», а не хотя бы «теперь»?

Тенденция, заданная изначально, поддержана – мешают работать дети с девиантным поведением. Раньше их изолировали, и было здорово.



Общим местом сегодня считается, что инклюзия буксует из-за того, что педагоги общеобразовательных школ не имеют специального образования. Поэтому в первую очередь интересно мнение специалиста. И здесь есть такой активный участник с огромным педстажем и 20-летним – логопедическим, высшей квалификационной категорией из учреждения общего образования. При этом – московский – где инклюзия – не прекрасное далёко, а нормативно закреплённая реальность.

«…Но САМОЕ СТРАШНОЕ, что ДЕТИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ и ПСИХОПАТОПОДОБНЫМ поведением СИДЯТ в общеобразовательных школах. И ВЫВЕСТИ их практически невозможно, если РОДИТЕЛИ УПЁРЛИСЬ, то всё. И не имеет значения, что РЕБЁНОК НЕ УЧИТСЯ САМ И НЕ ДАЁТ УЧИТЬСЯ ДРУГИМ… Хорошо если УДАСТСЯ ВЫВЕСТИ НА НАДОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ, но ДОМА С ТАКИМИ ДЕТЬМИ РОДИТЕЛИ ТОЖЕ НЕ СПРАВЛЯЮТСЯ. Всеми правдами и неправдами отправляют в школу, да ёщё на продлёнку до конца… А ЕСЛИ СТАЛИ ПРИНИМАТЬ В КОРРЕКЦИОННУЮ ШКОЛУ, ЗНАЧИТ ОНИ ДОЛЖНЫ УЧИТЬСЯ НА НАДОМНОМ ОБУЧЕНИИ»

Картинка так и стоит перед глазами – оккупанты захватили школу и сидят там! Учителя в ужасе – им мешают дети, а тут ещё родители упёртые.



У. В.
Этот специалист действительно считает, что дети с проблемами должны встроиться в существующую систему и коль не могут учиться, как все, то хотя бы не мешать?
Специалист действительно считает, что решение проблемы – это «выведение» (как насекомых или пятна)?
Почему специалист считает родителей по определению противниками, которых приструнить и сбагрить на надомное обучение надо, а не помочь?
Почему так фатально раздражают «неудобные» дети?



Вот и учитель изо и МХК поддерживает такое однозначное отношение к родителям как безусловным представителям вражеского стана:

«Если родители отказываются от прохождения ПМПК, то скорее всего они испытывают страх перед диагнозом, или равнодушие к своему ребёнку, или элементарную – лень»

Ни одного положительного варианта мотивации!



У.В.
Неужели действительно ни разу не встречались родители, любящие своих детей и стремящиеся им помочь?
А вообще был такой опыт – просто попробовать помочь кому-нибудь из таких родителей?



Возвращаясь к педагогу со специальным образованием: конечно, оно даёт себя знать – термины используются. И есть чёткое понимание, что «речевые классы никакого отношения не имеют к детям с девиантным поведением. Ведь там должны обучаться только дети с нарушениями речи, и всё. А так получалось, что страдали нормальные детки с речевыми проблемами»

Т.е. вновь – но уже профессионально – поддержан основной посыл: главное – всех правильно классифицировать, разделить, кого надо – изолировать, причём даже не в специальной школе, а лучше ВЫВЕСТИ, пусть дома СИДЯТ.



Почему не учатся, не воспитываются, не общаются, а СИДЯТ?





Я понимаю, что это констатация факта. Но школа ведь не тюрьма! Или я что-то пропустила – нынче всё так стремительно меняется.

Я абсолютно уверена, что это – очень хороший логопед, и душа действительно болит, иначе откуда такая тоска и безысходность:

«Или надо открыть класс с ещё более низкой наполняемостью, только это вряд ли решит проблему. ЕСЛИ В ОДИН КЛАСС СОБРАТЬ ВСЕХ ТАКИХ, ТО ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОТРЕБУЕТСЯ УЧИТЕЛЯМ»



Именно высказывание специалиста показывает: все старые варианты (а они и теперь в дефектологическом образовании воспроизводятся) не работают – и не сидят, и не делится, и не изолируется уже, да и если вдруг поделить – то только хуже будет.



Вот и другой логопед (а по образованию и вовсе олигофренопедагог) – уже не столичный, с декларируемым взглядом на мир: «без сострадания, милосердия невозможно жить в мире…»:

«Если ребенок болен, но адекватен в поступках и общении, то ни один учитель жаловаться на него не станет, а будет помогать ему. И родители в этом случае охотно общаются с учителем и обследуют своего ребенка у всех специалистов. А в случае проблем не только с физическим, но и с ПСИХИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ ребенка вырисовывается иная картина: родители просто отказываются верить, что их ЧАДО НЕАДЕКВАТНО СЕБЯ ВЕДЕТ и НЕ ХОТЯТ ЗАМЕЧАТЬ НИКАКИХ ПРОБЛЕМ С ПСИХИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ»

Перевод: вы к нам по-хорошему, и мы поможем, а неудобный ребёнок (он уже и не ребёнок, а «чадо» - почему-то пренебрежительно) – это проблема родителей. И вот эти самые – виноватые по определению родители непокорность смеют проявлять. Уж не говоря о том, что именно специалисту непозволительно медицинскими диагнозами (о психическом здоровье) разбрасываться и уж тем более – не в компетенции педагога их ставить.

Далее – и вовсе речи спекулятивные и непозволительные:

«Конечно, дети с ОВЗ имеют право на обучение и социальную адаптацию. НО ВЕДЬ И ДЕТИ С НОРМАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПРИ ЭТОМ НЕ ДОЛЖНЫ СТРАДАТЬ - они ТОЖЕ ИМЕЮТ ПРАВО ПОЛУЧАТЬ качественное ОБРАЗОВАНИЕ и к тому же БЕЗОПАСНОЕ ДЛЯ ЖИЗНИ! Дети с девиантным поведением не могут долго находиться в коллективе и постоянно (!!!) создают угрозу для жизни одноклассников. Поэтому … такие дети должны обучаться на дому.



У.В.
А взрослые люди там – со специальным образованием – зарплату за что получают?
Не за обеспечение ли безопасности ВСЕХ детей?
И не за то ли, чтобы в образовательном процессе никто не страдал?
А законодательство – та же Конвенция о правах инвалидов – знакомо педагогам?
О каких «жалобах» учителя говорится? Кому?
Что понимается под «адекватным поведением»? Из контекста – исключительно послушание? Так ли это?
Почему о необходимости для родителей «замечать проблемы в психическом здоровье» говорится как о само собой разумеющемся?
Почему сам факт совместного нахождения детей с нормативным и осложнённым развитием рассматривается как угроза правам и безопасности первых?
Не является ли это завуалированным указанием на сложности в работе учителя – ведь никто не приводит примеров действительной угрозы школьникам?

Итак, резюмируя авторитетное мнение творческих педагогов со специальным образованием – т.е. специально обучавшихся и получающих зарплату за оказание помощи детям с проблемами в развитии, большим опытом работы в общеобразовательных учреждениях: в школу сажают детей с проблемами в психическом здоровье и девиантным поведением (о других проблемах не говорится), и их родители – которые ну никак не хотят сидеть дома или хотя бы внимать благодетелям, позволяющим их чадам рядом с другими находиться.

Одни не хотят СИДЕТЬ, а СТРАДАЮТ ВСЕ – т. е. и дети с нормальным развитием, и педагоги.

В этот круг страдальцев не входят ни родители, ни дети, которым заведомо выставлены неправомочные диагнозы, и которые в нарушение всех правил преданы огласке. Приговор не подлежит обжалованию. И активно приводится в исполнение.

Благими намерениями известно, куда дорога вымощена. Только благо ли это – всех по полкам, а неформат – по норкам? Пока вся проблема формулируется через трудности учителей (глазами логопедов), апелляцию к прошлому, она видится неразрешимой. А ведь именно логопеды в условиях инклюзии рассматриваются как специалисты, выполняющие функции выстраивания программ развития, стратегического планирования!

Почему же никто из них не пытается изменить свою деятельность, организовать совместную деятельность?



Казалось бы, что уж говорить тогда о неспециалистах – учителях без дефектологического образования?

А вот – смотрите – учитель–словесник сельской школы и заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

«КАК ЧАСТО В РЕЧИ ПЕДАГОГОВ ЗВУЧАТ СТРАШНЫЕ СЛОВА О БОЛЬНЫХ ДЕТЯХ: МЕШАЮТ, НЕ ДАЮТ РАБОТАТЬ, ОТВЛЕКАЮТ и т.п. ЭТО БОЛЬ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, и обуза всем остальным. Родители в основном отказываются от прохождения ПМПК, чтобы ребёнок не стал изгоем в нашем жестоком обществе, чтобы он получал опыт социального поведения со сверстниками, имеющими достаточно хорошее развитие. Не стоит винить родителей за их заботу о детях. А о нас с вами они и не обязаны думать. Мы в конце концов за это зарплату получаем. Качество знаний – это хорошо. Только где в этом случае Человек?»

Интересно, что «качество знаний» как ключевой результат ставит под сомнение не логопед, у которого пресловутого качества в измерителях как раз нет, а учитель, который оценивается – увы – именно по этому показателю!

Именно это высказывание учителя и завуча подвергается жёсткой отповеди именно логопедами:

«быть добреньким - недопустимо! Родителей можно понять, но очень важно им объяснить перспективы твёрдо и аргументированно. Разговоров таких может быть много и длиться вся эпопея может несколько лет. Здесь важно набраться терпения и убедить родителей в том, что тот вариант, который предлагаете вы лучший для ребёнка»

Железной рукой загоним человечество к счастью! Никаких перспектив! Твёрдо стоять на своём – мой вариант – лучший.

Даже не рассматривается вариант сотрудничества – ведь это можно как проявление слабости расценить. И далее – от специалистов:

«О какой социальной адаптации ребёнка с умственной отсталостью можно говорить в общеобразовательной школе, да они уже с первого класса изгои. И не потому, что учителя злые и бессердечные, а просто дети всё видят. Кто на что способен. И рты им закрыть невозможно. И чем дольше этот бедолага учится в школе, тем сложнее его жизнь»

Действительно, дети, если и не видят, то чувствуют это неприятие и отторжение. А вот за это ответственны взрослые.



У.В.
Почему видящим детям рот закрывать надо?
А может – поговорить с ними? Не повещать, не убеждать в правоте, набравшись терпения, а обсудить?

Просто убивает самоустранение логопедов: одни дети (и их родители) мешают, тупо пытаются вырваться из изгоев, не понимая всей тщетности своих попыток; вторые страдают и всё видят – и поддерживают традиции. И никто не может этого изменить? Или не хочет, не считает нужным?

При этом сохраняется невесть откуда взявшаяся уверенность в своей не просто правоте, а чуть ли не мессианстве: после перевода детей в специальную школу «сначала трагедия, а потом родители при встрече говорят спасибо. Потому-что там их никто не называет дебилами, дураками и пр.».

А в школе, выделившей при нормативном финансировании ставку специалиста высшей категории – называют!

«И по жизни они вполне хорошо себя чувствуют»



Правильно ли я понимаю, что выросшие дети, которые в школе травили «бедолаг», за её порогом становятся совершенно другими?
Или их в школе ориентировали на освобождение пространства?



«Всего этого будет лишён ребёнок, который останется в общеобразовательной школе. И часто участь этих детей печальна. И ещё, почему дети с неадекватным поведением должны обучаться на дому или в санаторно-лесных школах по профилю, именно из-за безопасности тех, кто их окружает, да и самих этих детей. У нас в школе в прошлом году был печальный случай, мама не верила. Учителя всё придумывают. У ребёнка "сносит крышу", пришлось вызывать психиатрическую помощь. С тех пор ребёнка в школе нет .А если бы вовремя послушалась,т о итог был бы ,возможно, другой.

Вот так: справедливость восторжествует? Не слушалась – и получила. Нет человека – нет проблемы. И забыто уже, что начиналось с разговора о детях с умственной отсталостью, а завершилось скабрезной историей о «снесённой крыше» и вызове психиатрической помощи. Нежелательно, но возможно неспециалисту путать интеллектуальную недостаточность и психическое заболевание, но специалист, подменяя понятия, однозначно занимается манипуляцией: не будете меня слушать – угодите в психушку.



Что там вообще в этой школе, ежегодно направляющей детей в СКОУ, имеющей изгоев с первого класса и вызывающей психиатрическую помощь, творится?



И всё же – обсуждение завершено совершенно на другой ноте – учителем начальных классов – и опять же сельской школы:

«В настоящее время детей с теми или иными отклонениями в школе становится все больше. К сожалению, эта тенденция будет сохраняться и дальше. МНОГИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ОТКЛОНЕНИЯ МОЖНО СКОРРЕКТИРОВАТЬ ИМЕННО ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ, А НЕ МЕДИЦИНСКИМИ МЕТОДАМИ. Профессия учителя все больше сближается с профессией врача. ЭТО РЕАЛЬНОСТЬ, И НАМ НАДО УЧИТЬСЯ РАБОТАТЬ ПО-НОВОМУ, А НЕ СЕТОВАТЬ НА ТО, ЧЕГО НЕ В СИЛАХ ИЗМЕНИТЬ. УЧИТЕЛЬ НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ОТКАЗЫВАТЬСЯ НИ ОТ ОДНОГО УЧЕНИКА, как мать, которая любит и поддерживает своего ребенка, каким бы он ни был»



Понятно, почему большую зрелость проявляют сельские педагоги (как и небольших городов) – там не выйдет изгнать ребёнка из школы (на официальном языке – перевести в специальную школу или на домашнее обучение) и делать вид, что это не педагогическое фиаско, а благодеяние. Вот там действительно все всё видят.

Учителя осознают, что надо учиться – не отстаивать своё мнение в боях с родителями, а учиться работать (т.е. действовать), понимают свою ответственность, специалисты агрессивно отстаивают традиции прошлого века. Так стоит ли переоценивать возможности и значение такого профильного образования?



В конце учебного года «Культура» показала замечательный цикл документальных фильмов «Ищу учителя». Подводя итоги эпохи инновационной педагогики и авторских школ, герои фильма говорят о том, что учитель начинается с Человека. Именно стремление понять и помочь каждому ребёнку, а не отбраковать и убрать с глаз долой делает дипломированного специалиста педагогом.

Вы не успели посмотреть? Тогда вам можно позавидовать – у вас впереди прекрасные мгновения.

В общем, культура лежит в основе всего – и инклюзивной культуры тоже. (Вот не могу понять, почему это не сработало у учителя МХК). И это не единственный цикл передач, который стоит посмотреть, а потом и на педсовете, и на родительских собраниях обсудить.



Несколько лет назад мы проводили исследование: наши студенты факультета начального образования разных специальностей (будущие учителя начальных классов, методисты ДОУ и социальные педагоги) задавали руководителям учреждения, где проходили практику, один вопрос: что должен знать – уметь выпускник, чтобы вы взяли его на работу. Ответы были потрясающе одинаковы (варианты – статистически незначимы): не надо ничего, только любить детей, всему остальному научим. Целью того исследования был отбор ключевых компетенций в рамках нового стандарта ВПО. Как перевести любовь в эти категории? Оказалось, возможно – сформулировать, перестроить процесс под них гораздо сложнее.

А выпускники того самого курса, особенно краснодипломники, массово пошли работать… в милицию – следователями, дознавателями. И успешно трудятся, пережив и переименование в полицию, и переаттестацию.



Тоже по теме.

Обратите внимание на комментарии:

- на земле живут отбросы со всех галактик
- ничего подобного! На Земле живут все непризнанные гении и яркие личности с других галактик!!!!

Как вы думаете, у кого-то из этих комментаторов есть профильное образование?



Пока специалисты готовят чистки

После открытого обращения членов союза общественных объединений инвалидов Архангельской области (НКО) в адрес руководства области и страны для решения проблемы доступности образования для детей с ОВЗ в Мирном (должно быть обеспечено в соответствии со ст. 24 Конвенции ООН «О правах инвалидов») – именно о тех «тяжёлых» которых не берут ни в детский сад, ни в школу. 4.06 в июле прошел суд, постановивший условия создать. 1 сентября дети пойдут в школу.



Ещё по теме

Психологи сомневаются, но надеются





© Современные образовательные технологии, 2009-2021
телефон (996) 743-19-34
e-mail: edutech@mail.ru