20.08.2012 |
Принять участие в «Общероссийском мониторинге сайтов общеобразовательных учреждений 3.0» могла любая школа – была подана 631 заявка из 72 регионов РФ. Это не первый подобный рейтинг – два предыдущих (2.0 и 1.0) были представлены в начале 2012 года и в 2011 году. В этом выпуске из критериев оценки исключены субъективные, так или иначе связанные со вкусовыми предпочтениями эксперта: не оценивался дизайн и удобство навигации (но поскольку многие сайты представляют информацию неудачно, в последующих версиях эти критерии предполагается вернуть, доработав методику их оценки). Рассматривалось только освещение на сайтах нескольких тем:
По каждому из разделов можно было набрать определенное количество баллов — в зависимости от полноты размещенной информации. Все сайты школ условно разделили по 4 уровням
информационной насыщенности (прозрачности): Несмотря на то, что рейтинг носит заявительный характер, а критерии оценки сайтов были объявлены заранее (то есть у школ было время подготовиться), только одна треть школ набрала больше половины от максимально возможного количества баллов. Полный набор — 50 баллов — получила только одна школа.
Даже в тех случаях, когда информации вроде бы много, действительно полезной — мало. Не хватает именно тех сведений, которые так важны при выборе школы: как поступить в школу (нужно ли сдавать тесты, проходить собеседования); кто будет учить ребенка (развернутая информация об учителях); чему, как и насколько хорошо учат в школе (информация об образовательной программе, о выпускниках). Поиск на многих сайтах нерелевантный, нужную информацию найти невозможно, меню бывает структурировано так, что о содержании его подразделов догадаться невозможно. Отталкивающее впечатление производит обилие рекламы на сайтах (порою просто вытесняющей основное содержание) — понятно, что это следствие использования бесплатных хостингов (обычно ucoz или narod), однако даже в весьма ограниченном школьном бюджете наверняка возможно выделить очень и очень небольшие средства на оплату собственного доменного имени (речь идет о порядка 700 рублей в год). Сайты, занявшие верхние строчки рейтинга, — исключения из правила. Там и с ключевой информацией все в порядке, и жизнь школы видна: есть форумы, фотоэкскурсии по школе, свежие новости, можно найти даже задания для детей, пропустивших уроки. География участников мониторинга
631 сайт представляет 72 регионов России. Десятью и более сайтами представлены 20 регионов. Больше всего в рейтинге школ Москвы и Московской области (88 сайтов), далее следуют Челябинская область (32), Архангельская область (25), Кабардино-Балкарская Республика (24), Краснодарский край (23), Кемеровская область (22), Санкт-Петербург (20).
Не представлены в рейтинге 11 регионов: Адыгея, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Чеченская республика, Камчатский край, Амурская область, Магаданская область, Рязанская область, Смоленская область, Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ. По результатам экспертизы рейтинг возглавил сайт физико-математического лицея города Сергиева Посада Московской области, набравший максимальный балл. Сама по себе информация показательна – особенно на фоне общего блиц-крига от Гуттенберга (бумажных изданий) к Джобсу (цифровым учебникам). Но ещё тревожнее становится, если почитать комментарии. Практически всё сведено к финансированию, точнее, передаче функции заполнения сайта актуальной информацией какому-то высокооплачиваемому хорошо обученному специалисту со стороны (другой вариант – «повесить» на учителя информатики, будто он не такой же учитель, как все). Все обсуждающие воспринимают размещение информации на сайте как дополнительную и ненужную работу, точнее, как сказал один из участников, «беду». Очень трогательно: «Работа с электронной почтой отнимает еще кучу времени. Сайтом занимаемся по мере сил и возможностей. Т.к. еще есть всевозможные мониторинги КПМО, ЭСО и им подобные, требующие к себе постоянного ОБЯЗАТЕЛЬНОГО внимания». Обширная переписка откуда-то…. Но может и почта бы разгрузилась, если бы общая информация на сайте размещалась? Как регулярно занимающийся этим «неспециалист» могу сказать – максимальное время закачки файла на сайт и установления ссылки – 10 минут. Размещение информации непосредственно на страничках – немного больше – надо расставлять теги, но это и делается не чаще раза в месяц, а по факту – раз в четверть. А вот отбор информации помогает структурировать и анализировать собственную деятельность. Особо продвинутых компьютеров и специального программного обеспечения не нужно. Скорость соединения – да, значима, но и для работы она важна тоже, так что это не эксклюзивное требование. И уж однозначно – если даже изыскать деньги и назначить это передаточное звено, то оперативность потеряна будет. А ведь все при прохождении аттестации рассказывают о своих достижениях в области информационных технологий, и социальные сети посещают. Так что обеспечение прозрачности школьных сайтов и оперативное размещение информации для родителей и учеников – вопрос мотивации всё же – не материальной, а смысловой. Значит, при повышении квалификации явно чем-то другим занимаются. Наверное, стоит поменять вектор.
сайт школы округа с поэтичным названием – Серебряный – штат Нью-Джерси США сайт школы-интерната в графстве Саффолк, Англия, сайт учителя Хайди Макдональд – 22 года преподавания – практически наш среднестатистический учитель |
©
Современные образовательные технологии, 2009-2021 |
телефон (996) 743-19-34 e-mail: edutech@mail.ru |