Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




30.09.2012


По волнам памяти: а знаешь, всё уже было...

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. № 1742-р «Об изменениях в Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе»

Документ уточняет задачи и основные направления создания федеральной системы подготовки граждан России к военной службе. Эффективность работы органов государственной власти субъекта РФ будет теперь оцениваться и по показателям военно-патриотического воспитания, уровню подготовки граждан к военной службе.

Предусматриваются

  • принятие субъектами Российской Федерации долгосрочных региональных программ по военно-патриотическому воспитанию и подготовке граждан к военной службе;
  • разработка федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивающих обучение граждан по основам военной службы;
  • создание центров военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи), в том числе и на базе образовательных учреждений среднего (полного) общего образования... с целью охвата методической работой всех направлений обязательной подготовки граждан к военной службе, включая получение начальных знаний в области обороны, подготовку по основам военной службы, военно-патриотическое воспитание, подготовку по военно-учетным специальностям и медицинское освидетельствование.


Приложение к Распоряжению Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. №1742-р


Пока шумели вокруг топота котов и защиты чувств одной из категорий граждан РФ, обсуждали новых эпических героев, лёгким росчерком пера нам вновь поменяли временной пояс. Только здесь уже рамками циферблата не ограничиться... И память услужливо подсунула строчки, казалось, давно вытесненные новыми реалиями: «если завтра война», и «всё стало вокруг...» - нет, не голубым и зелёным - а просто однозначно трактуемого и конкретного цвета хаки, несмотря на видимую пятнистость. И вот уже Volga News объявляет, что «в Самарской области 4 октября будут работать сирены. Услышав звучание сирен, гудков, жителям необходимо включить радиоприемники, телевизоры и прослушать экстренное сообщение». Вот они, корневые наши ценности, призванные сплотить общество.


И нельзя упрекнуть совсем уж в ретроградстве: распоряжение Правительства предполагает «обеспечение внедрения современных обучающих информационных и телекоммуникационных технологий, электронных и практических методов обучения (мультимедийных тиров, пейнтбола и др.)» Так и видится наша армия в форме от Юдашкина с винтовками и калашами наперевес - не зря же в тире тренировались! Все стрелялки переводим в разряд обучающих средств! Только вот с противником неопределённость. Хотя, например, в Сомали - там вроде действительно из личного оружия стреляют.

И как-то перед лицом опасности уже и не так и важно, что ФГОС по основам военной службы принимают - и примут - значительно раньше СФГОС - стандарта, регулирующего получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. И, соответственно, условия создадут повсеместно - для подготовки «по военно-учетным специальностям» - ведь именно это - критерий оценки госслужащих, а вовсе не обеспечение равных прав на образование, гарантированных Конституцией. Просто ощущение, что, не включив однажды вовремя радиоприёмник, мы пропустили объявление войны, и вот пытаемся жить по законам мирного времени...

Хотя индикаторы реализации Концепции - они как будто тоже о здоровье: «По итогам реализации третьего этапа предполагается к 2016 году:

  • снизить количество граждан, не соответствующих по состоянию здоровья и уровню физического развития требованиям военной службы, до 25 процентов (к 2020 - до 10%);
  • увеличить показатель годности к военной службе граждан, прибывших на призывные комиссии, на 10 процентов (к 2020 - на 28%)»

Правда, механизмы не ясны - но это, видимо, ответственность регионов. Жить захочешь... Ой, это из другого времени!



Конечно, даже с учётом ретро плей-листа, новость вовсе не воскресная. Была бы... Если бы не 2 чудные формулировки, растворённые среди прочих, но своего главного значения не теряющие от этого:

  • «создание центров военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи), в том числе и на базе образовательных учреждений среднего (полного) общего образования... с целью охвата ..., включая ... медицинское освидетельствование;
  • создать единую систему учета подготовки призывных ресурсов (электронный паспорт призывника)»


Не надо повышать престижность военной службы, улучшая эту самую службу, не надо призывников на медкомиссию отлавливать - освидетельствуют по месту учёбы - это ЕГЭ выведено за рамки ОУ, но свято место пусто не бывает: из выпускников - в «призывные ресурсы»!


И вот смутное дежавю становится вполне зримым образом.


Всё это уже было, и описано подробно! Правда - было в Германии на рубеже ХVIII - ХIХ столетий, когда образование находилось в ведомстве Департамента культов и народного просвещения, но мы сейчас очень активно истоками как раз интересуемся в таком же практически сочетании.

Монография, построенная на анализе огромного количества источников, фактов, написана очень живо и ярко. И читается на одном дыхании - обилие цифр не утомляет - они образуют то самое информационное пространство, которое является необходимым условием для обеспечения возможности выстраивать ленту времени, делать объективные выводы, понимать причинно-следственные связи, прогнозировать и оценивать. Книга безусловно методологическая, адресованная специалистам, вполне доступна и полезна каждому.


Её автор - директор ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» РАО, д.пед.н., академик РАО, профессор, Н.Н. Малофеев - давно отметил схожесть развития систем образования России и Германии, в отличие от остальных государств, проводящих реформы образования на пике экономического развития, затевающих глобальные изменения в эпоху системных кризисов. И ситуацию эту предвидел.


Очень не хочется выдёргивать отдельные фрагменты исследования, прежде всего потому, что это нарушает неповторимый и очень целостный мир книги, воссоздающей парадоксальную ситуацию, в которой милитаристское Германское государство, руководствуясь прагматическими соображениями, принимало гуманные и прогрессивные решения в отношении обучения аномальных детей. Но и удержаться от цитат невозможно.

Там и узнаваемые социально-политические параллели:

«По условиям Вестфальского мира (1648) Германия утратила свою территориальную целостность, политическая карта страны стала похожей на лоскутное одеяло, состоящее из многочисленных княжеств, свободных городов, рыцарских владений. После Тридцатилетней войны Германия вступила в период длительного политического и экономического кризиса, немецкие земли лежали в развалинах, население многих земель сократилось наполовину, а то и на три четверти. Экономический упадок усугублялся упадком культуры и огрублением нравов».

«Ученые Германии, разоренной войной и раздробленной на мелкие государства, в ХVIII в. находились под влиянием идей предшествующих столетий...»

И о вводимой у нас под псевдонимом «социальный патронат» системе ювенальной юстиции:

«Нередко немецкое государство заботилось о судьбе ребенка больше, чем общество и даже родители. Чтобы семья не препятствовала обучению аномального ребенка по своей косности, скупости или бедности, власти предусмотрели систему штрафов и даже тюремные наказания для нерадивых родителей».

И о ФГОСе с УУД:

«Немецкая идеалистическая философия определила и суть немецкой педагогики ХVIII столетия. Было сформировано понятие о двух сторонах образования: материальной (усвоение содержания обучения) и формальной (развитие мыслительных операций).

И о последствиях административного понимания тогдашнего подушевого финансирования, когда в 60-е г.г. ХIХ века

«Введение образовательного стандарта для большого числа детей из малоимущих слоев населения при чрезмерной наполняемости класса (80 - 90 учеников) очень быстро привело к выделению группы стойко неуспевающих и второгодников, т.е. детей с ярко выраженными проблемами в обучении».

Именно там и тогда возникли впервые в истории вспомогательные классы.

На основании приведённых данных автор выдвигает предположение о том, почему Германия, особенно Пруссия, были так озабочены максимальным охватом образованием молодежи, что создают даже специальные - вспомогательные - классы для тех, кого раньше учить и не думали: «страна готовилась к тотальной войне и нуждалась в сильной, хорошо обученной армии. Не случайно ряд циркуляров, регламентировавших работу вспомогательных школ, вышел из стен военного министерства и министерства внутренних дел. Так циркуляр 1906 г. предписывал директорам вспомогательных школ ежегодно представлять в призывные пункты списки выпускников с аттестатами и медицинскими свидетельствами».

Ну чем не прообраз электронного паспорта призывника!

Хочу обратить внимание, что эти цитаты, объясняют ассоциации с принимаемым законодательством, но не передают содержания монографии - это лишь один из нюансов. Книга глубже, сложнее - в хорошем смысле, и далека от лежащих на поверхности параллелей, но при этом именно методологию выстраивания исторических аналогий обеспечивает. Рассмотрение становления системы специального образования в широком контексте развития европейской цивилизации выводит тему специального образования за рамки чисто педагогической проблемы.

Я белой завистью завидую тем, кто впервые прочтёт эту книгу (она есть и в нашем Интернет-магазине), а посвящённым предлагаю просто посмаковать избранные места.


Ведь читать - так полезно! И главное - очень способствует развитию ориентации во времени и пространстве.


И не то, чтобы не обсуждали совсем: «...Но каким-то образом формировать необходимые навыки и патриотически настроенные чувства»





© Современные образовательные технологии, 2009-2021
телефон (996) 743-19-34
e-mail: edutech@mail.ru