Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




25.11.2009


Самара. Педагогический форум "Партнёрство через образование"


Издательство приняло участие в педагогическом форуме "Партнёрство через образование" (г. Самара)

Авторы пособий для дошкольников с ОВЗ рассказали о результатах внедрения инновационных проектов и авторских педагогических технологий, способствующих задачам обновления содержания образования.

На форуме обсуждался вопрос о роли учебных книг нового поколения в управлении учебной деятельностью детей с ОВЗ, включении педагогов и родителей в образовательный процесс.

При подготовке пособий нового поколения, отборе содержания, определении жанров одним из определяющих является ответ на вопрос: какова целевая аудитория этих пособий. Чтобы определить потребности целевых аудиторий, которыми востребованы учебные пособия для детей с ОВЗ, необходимо обратиться к статистическим данным, ответить на вопрос о том, каково реальное состояние здоровья современных детей. Не случайно в последнее время мы всё чаще говорим о детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как о тех, чьё состояние здоровья препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. По данным мониторинга, число детей с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья среди новорожденных составляет 85%, из них 30% нуждаются в реабилитации; ухудшение стартового состояния здоровья приводит к тому, что уже в дошкольном возрасте у 68% детей возникают множественные функциональные нарушения; здоровых детей среди младших школьников - 10-12%, средних - 8%, старших - 5%. По данным Государственного доклада "Положение детей в Российской Федерации" (2006), удельный вес детей-инвалидов в общей численности инвалидов на 1 января 2005 г. составил 5,7 %. На первое место выходят инвалидизирующие заболевания, связанные с психической патологией, в том числе, с умственной отсталостью.

До начала 90-х годов XX века существовала жесткая система коррекционных образовательных учреждений, структурированная по видам. Дети с выраженными нарушениями развития признавались "необучаемыми" и не включались в образовательно-развивающую среду. Реформирование в русле демократических преобразований и системы специального образования, включения детей, ранее признававшихся необучаемыми; развитие интегративных тенденций, приводит в общеобразовательные учреждения, по разным оценкам, до 40 % детей с ОВЗ. Письмом МОиН РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами" устанавливается ответственность субъектов РФ за "обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование, которое рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации". Однако стихийная интеграция некоторых категорий детей с ОВЗ (с лёгкой умственной отсталостью, слабослышащих, слабовидящих) без соответствующего программного, дидактического, кадрового обеспечения приводит к их академической неуспешности, дезадаптации и полному вымыванию из системы образования. На фоне перемещения части наиболее "благополучных" детей с ОВЗ в общеразвивающие и интегрированные группы и классы, в специальных растет доля детей со сложной структурой нарушения развития, не способных осваивать базовый уровень общего образования.

Реформирование системы специального образования происходит на фоне ухудшения здоровья всей популяции детей и увеличения количества педагогов (средний возраст которых за 50), подверженных стрессу и профессиональному выгоранию из-за несоответствия имеющихся программ и технологий новым вызовам. Ориентируясь на уже давно работающих педагогов и будущих, получающих образование в новом веке ЕГЭ, скорости, конкретики, мы оказываемся сегодня в ножницах - с одной стороны - искушённые в традиционных репродуктивных методиках, уставшие от новаций, с другой - готовые к новациям, знающие новое, но живущие в ином мире, не имеющие связи с традициями, опыта.

Требуется и учёт особенностей родителей современных детей как участников образовательного процесса. Далеко не всегда родители ребёнка с ОВЗ - это социально неблагополучная семья. Напротив, исследования показывают, что такие дети всё чаще растут во вполне благополучных семьях, родители рано или поздно осознают специфику развития своего ребёнка, готовы учиться вместе с ним. Но ведь необходимо понимать, что это специфическая учёба. А у нас никогда ещё не готовили родителей - это даже в коллективном государстве признавалось сферой приватной. И пока существовали традиции семейного воспитания, передававшиеся из поколения в поколение, бабушки могли позволить себе уйти на пенсию, гулять с внуками, да просто жизнь большой - общинной - семьёй в пятиэтажках, где все на виду и под контролем - эта проблема не вставала остро. Сегодня родителями стали дети 90-х - они более свободны, в том числе, и от опыта, традиций - их становление прошло в эпоху выживания родителей, краха всех привычных ценностей, когда с водой зачастую выплёскивали и ребёнка. Именно ошибки рождения, раннего воспитания детей сказываются на состоянии здоровья нынешнего поколения.

Задача сегодняшнего дня - доступное просвещение всех родителей по самым элементарным вопросам. Современные условия жизни, особенно городской, неизбежно приводят к значительной потере наработанных в прошлых поколениях традиций воспитания, прежде всего, это связано с частым отсутствием "большой семьи" - воспитанием вне постоянного присутствия старшего поколения, которое еще хранит и естественно использует эти приемы организации поведения малыша. Тем более что влияние среды сверстников сегодня также специфично. Еще недавно устойчивая среда дворовых компаний предоставляла детям и подросткам богатые возможности для пробы своих сил. Сейчас мы можем констатировать, что воспитывающая (структурирующая аффективное переживание) культурная среда практически утеряна. Общение современных детей и подростков не опирается на нее, ушли традиционные развлечения и времяпрепровождение, забыты большинство традиционных игр с правилами. Импульсивные агрессивные действия становятся для наших детей более вероятными.

Новые потребности определили новые категории потребителей учебной и учебно-методической литературы по специальной педагогике и психологии:
- дети со сложным дефектом в СКОУ, ДОУ компенсирующего вида;
- дети с ОВЗ в учреждениях массового образования;
- педагоги СКОУ (работа с новыми категориями детей);
- педагоги массовых учреждений (работа с детьми с ОВЗ);
- руководители образовательных учреждений разных типов и видов;
- родители детей, испытывающих трудности в обучении.

С учётом этих реалий возрастают требования к методическому сопровождению: оно должно быть таким, чтобы по нему хотелось работать: методический аппарат должен отвечать следующим требованиям:
- быть универсальным (позволять решать комплекс задач),
- быть компактен и доступен, т.е. исключать непонимание и неверное толкование, "открывать" результат.

Это, в свою очередь, требует более жёсткого отбора содержания образования: в пособиях содержится не вся необходимая информация, а алгоритм, который позволяет ребёнку решать практические задачи, т.е. организовывать его деятельность.

Таким образом, решается вопрос о возможности использования пособий на разных ступенях образования - они строятся не на углублении содержания, а на освоении новых доступных в зоне ближайшего развития видов деятельности и позволяют осуществлять коррекцию и развитие проблемы в момент её выявления, а не "подтягивают" ребёнка под возрастную норму "по всем фронтам".

При отсутствии федерального нормативного документа, регламентирующего эти процессы, в разных регионах разрабатываются собственные модели образования детей с ОВЗ. В условиях развития проектных способов решения проблем образования, внедрения механизмов общественной оценки результатов образования такие разработки, апробированные в инновационной деятельности конкретного образовательного учреждения, проходят общественную и научную экспертизу разных уровней и готовы к использованию в образовательном процессе страны. Пособия издательства "Современные образовательные технологии" апробированы в "своих" регионах (Самарская, Пермская, Екатеринбургская области, г. Москва), прошли экспертизу, являются победителями конкурсов различного уровня.

Принципиальной позицией издательства "Современные образовательные технологии" при отборе материалов является их завершённость и самостоятельность. Каждое пособие - это полноценный УМК, включающий:
- компактный и доступный методический комментарий для педагогов и родителей с чётким формулированием достигаемых результатов (что ребёнок сможет делать) и системой измерителей;
- рабочую тетрадь для ребёнка с заданиями, позволяющими организовать его деятельность;
- комментарии для менеджеров образования, организующих образовательный процесс в той или иной форме.

Все книги адресованы и родителям как обязательным участникам процесса развития.

Серии пособий определены общей структурой технологического цикла, включающей в качестве обязательных элементов:
- диагностику (потребностей и возможностей детей, профессиональных потребностей педагогов, социального заказа);
- определение на основе анализа результатов диагностики целей конкретного этапа обучения;
- проектирование на основе анализа результатов диагностики содержания и организации образовательного процесса;
- регулярный мониторинг и коррекцию.

Такой подход позволил объединить учебно-методические пособия издательства в серии:
1. Комплект диагностических средств: методические пособия для педагогов и рабочие тетради для детей "Управление по результатам. Я расту"
2. Учебно-методические комплекты серии "Технологии сотрудничества. Учимся вместе"
3. Учебники
4. Монографии и учебно-методические пособия для педагогов, студентов, родителей серии «Образование через всю жизнь» .

Рассчитывать на то, что освоение какой-то одной, пусть даже очень мощной и эффективной, технологии решит все проблемы не имеет смысла. При этом нужны не только собственно образовательные технологии, но и, в более широком смысле, разные технологии в образовании (управления, материального обеспечения, финансовой деятельности, повышения квалификации, подготовки кадров, взаимодействия с социумом и т.д.). Поэтому пособия издательства ориентированы на выстраивание технологического комплекса, в котором разные технологии обеспечивают достижение разных групп целей, и только весь ансамбль решает все проблемы.

При таком подходе становится очевидной потребность использования результатов работы и представителей различных научных школ, и педагогов-практиков из учреждений различных типов и видов, разных регионов.





© Современные образовательные технологии, 2009-2021
телефон (996) 743-19-34
e-mail: edutech@mail.ru