Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




02.11.2012 Как остановить детские самоубийства?


1 ноября в Общественной палате обсуждали проблему детских и подростковых суицидов

К концу года число российских подростков, покончивших жизнь самоубийством, может перевалить за тысячу - такой неутешительный прогноз сделали эксперты Следственного комитета РФ: Россия по-прежнему занимает одно из ведущих мест в мире по количеству самоубийств среди несовершеннолетних - за первые полгода 2012-го в стране зафиксировано 532 самоубийства. Число несовершеннолетних россиян, добровольно ушедших их жизни, постоянно увеличивается: в 2008-2009 г.г. было около 500 трагических случаев, в 2010 - 798, в 2011 - 896).

При этом представитель СК отметил, что каждый раз после подробного сюжета в СМИ о детском суициде страну накрывала новая волна самоубийств.



Среди причин суицидов эксперты, выступавшие в Общественной палате, называли, в основном, одни и те же:

одиночество,
проблемы в семье,
сложности в общении со сверстниками,
влияние информационной среды.



Но - причины ли это? Может быть - скорее - следствие? Законотворчество в сфере социальной политики развивается активно, а вот как измеряется его эффективность?

Вот и член Общественной палаты Ольга Костина, модерировавшая дискуссию, отметила, что основное в обсуждаемой проблеме — вопросы, связанные с семейной политикой.

И старший научный сотрудник ФГБУ Московского НИИ психиатрии Минздравсоцразвития Геннадий Банников обратил внимание на то, что в первую очередь надо заниматься образованием родителей и педагогов («чтобы они понимали, в каком ребенок пребывает состоянии и как с ним нужно общаться»).

Среди мер профилактики суицидов руководитель проекта «Социальная карта России» Светлана Заякина назвала распространение информации о работе детских телефонов доверия, благодаря чему дети смогут вовремя получить необходимую помощь психологов.



Информирование первоклассников о службах помощи уже предусмотрено в тетради по курсу «Окружающий мир» (УМК «Начальная инновационная школа») для работы в инклюзивной школе.



Светлана Заякина предложила провести исследование интересов школьников и предложить им кружки, которые будут соответствовать их пристрастиям.

Комментарий редактора

А вот это уже - не косвенный, а явный показатель провала т.н. внеурочной деятельности - ведь именно с этой целью она и вводилась. Только без соответствующей подготовки учителей и реальных механизмов взаимодействия с системой дополнительного образования деятельность так и не была организована, а осталась лишь «часами», увеличивающими зарплату учителя начальных классов - и УЧЕБНУЮ, т.е. сидячую, нагрузку на учеников.


Участники отметили, что государство при решении проблемы недостаточно сотрудничает с профильными общественными и экспертными организациями.

А ведь соответствующий опыт и ресурсы есть! Например, презентация проекта «Семейный клуб»

Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, президент организации «Право ребенка» Борис Альтшулер в своем выступлении - в который раз! - обратил внимание на то, что в рамках текущей реформы из школ исчезают профильные кадры: резко сокращается количество психологов, логопедов и других специалистов.

Школа должна организовать совместный досуг детей и родителей, чтобы у них была возможность проводить больше времени вместе.

По его данным, сегодня большинство детей и родителей общаются по 20 минут в день, поэтому между ними нет контакта.


Евгений Цымбал, директор Центра психолого-медико-социального сопровождения «Озон»:

Уберечь детей от суицида и других негативных факторов родителям поможет эмоциональная близость с ребенком.

В 12 лет поздно выстраивать доверительные отношения.
Родители должны уже в три-четыре года общаться с детьми так, чтобы в любой трудной ситуации они могли обратиться за помощью.
Взрослые должны понимать, что подросток – не объект работы, а личность... Дети, которые живут в мире с собой и окружающими, не будут пытаться уйти из жизни.


Однако вслед за школой некоторые эксперты продолжают верить в возможности прежних практик и механизмов, хорошо работавших в другом обществе и показавших свою неэффективность в новых условиях.

Так руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов, завсегдатай ток-шоу на ТВ, отметил: «Давно пора перейти к общегосударственной системе воспитание детей». Он пояснил, что предлагает «воссоздать в современном варианте» октябрят, пионеров и комсомол.


И это на фоне всеобщего убеждения о необходимости включения семьи в процесс воспитания, образования родителей!


Оригинальное решение предложила советник Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Галина Романовская. Она считает, что надо сократить время работы одного из родителей, чтобы на общение с детьми оставалось больше времени.

Только вот вызывает сомнение такая прямая зависимость.





© Современные образовательные технологии, 2009-2021
телефон (996) 743-19-34
e-mail: edutech@mail.ru