30.11.2012 |
В исследованиях приняло участие более 100 человек – как детей с инвалидностью, так и без нее. Дети, проводившие исследования, имеют различные виды инвалидности и обучаются в различных учебных заведениях: школы надомного обучения, специализированные школы, инклюзивные школы. Очень интересны первые полчаса - выступления ребят. Исследования, естественно, разные - как и представленные регионы. Показательно, что помимо изложения результатов своих микроисследований все ребята высказывали личное отношение к проблеме и просили учесть это мнение. Московская команда изучала отношение школьников с инвалидностью и без к совместному обучению и возможности такого обучения в единственном городе страны, где есть нормативная база (и - следовательно - финансирование) для совместного обучения, и отношение к этому разных участников образовательного процесса. Калининградцы говорили не только об архитектурной недоступности среды, но и о поведенческих барьерах. Например, в общественном транспорте не объявляются остановки. Как ориентироваться слабовидящим пассажирам? Автобусы на остановках не подъезжают к бордюрам - мелочь, казалось бы, но это серьёзно осложняет выход и вход инвалидов. Для преодоления этих проблем не нужны специальные программы и средства - это просто констатация уровня общей культуры, ну и отношения к своим профессиональным обязанностям.
Кстати, и миф об особой организации образовательного пространства в специальных школах, как отмечает участник проекта, который сам обучается в школе для детей с нарушениями зрения, - только миф. Исследование архангельских участников проекта выявляло доступность городской инфраструктуры для маломобильных категорий. Ребята подтвердили те же проблемы, что и представители других регионов - недоступность транспорта, негативное отношение к инвалидам водителей, отсутствие инклюзивных школ. К ним добавлены выводы о том, что ни система дополнительного образования, ни места летнего отдыха для инвалидов не оборудованы, т.е. недоступны. Совсем. Волгоградцы отметили значение дистанционного образования, которым охвачено 18% инвалидов (а 12% всё ещё на домашнем) и о том, что Интернет - это не только образование: в социальных сетях, в отличие от реальной жизни, нет ограничений на дружбу. Рефрен выступления: «мы хотим иметь возможность выбирать, где учиться! Мы - такие же!» Выступление самарцев согрело душу и пробудили гордость и патриотизм. Увы, не особыми результатами, но - отношением к самому исследованию как к процессу, как части жизни и умением этой жизни радоваться. Что же касается исследования, то оно развивалось с учётом результатов каждого этапа. Увидели на первой встрече, что ребята без инвалидности совсем не готовы к взаимодействию со своими сверстниками с имеющими ограничения по здоровью, - и вот уже разворачивается работа по организации разных мероприятий, помогающих преодолеть этот барьер. А параллельно изучается: почему не готовы. И вот новый вывод - основная причина в том, что люди без инвалидности не способны увидеть проблемы инвалидов, закрыты для них. И следующий этап - целая система работы по формированию общественного мнения. В нескольких минутах - целый мастер - класс: Но всё это - без надрыва: есть проблемы - будем решать - постепенно и с удовольствием. Как заразительны слова: «Это было НЕЗАБЫВАЕМО!»
Конечно, от присутствующих официальных лиц НКО, проводящие такое важное исследование, - да ведь и не одно, и не только исследования - благодарности не получили. Но вот родитель одного из ребят - не жаловался - но отметил: вся полезная информация - только от НКО, а не от многочисленных чиновников и прочих бюджетных организаций. Обидно, что на пресс-конференции не было ни директоров, ни учителей школ - разного вида - или хотя бы московских инклюзивных. Тут есть чему поучиться. Вообще ощущение зеркала и зазеркалья с первого кадра. Сложно через стекло разговаривать. Задано уже расположением в зале: ну с чего это дядек назвали экспертами и в президиуме выставили на всеобщее обозрение - разве это их пресс-конференция? Не оттого ли сместились акценты - ребята будто не на уроке даже - на экзамене отвечали. Это явный промах организаторов и демонстрация живучести стереотипа: взрослые по определению эксперты, им место - в президиуме. Московские активисты ведь правильно сказали:
Услышан ли? Дяденьки потом рассказали, конечно, что делают взрослые для инвалидов - не по тем проблемам, что озвучены, а вообще. Вот московские чиновники в отчётности всё время сбиваются в цифрах и не могут сосчитать инклюзивные школы и детские сады. Но примерно в районе 100 держатся. Правда, представитель ЕС говорил о 24 инклюзивных школах в России. Но никто ж и не говорит, что Москва к России относится. Но уполномоченному по правам ребёнка в Москве всё же легче при наличии специального закона с чиновниками разговаривать - потому что «нормативная база задаёт иную интонацию». Правильно, конечно, кто бы спорил? Только вот опыт ребят - у которых нет такой законодательной опоры, но которые находят и интонацию, и аргументы для общения с представителями власти - он как-то без внимания остался... Бунимович посетовал на отсутствие статуса у более широкой, чем инвалиды, категории детей с ОВЗ - в проекте нового закона об образовании - а значит - и на отсутствие финансирования в будущем. Это он кому жаловался? Иностранным агентам? Детям - инвалидам? А где он сам был во время обсуждения? Ну ничего - эти ребята скоро вырастут - и новый закон напишут. Ещё уполномоченный похвалился, что Москва вошла в программу ЮНИСЕФ «Город, дружественный к детям» - правда программы ЮНИСЕФ в России к концу года сворачиваются и офис закрывают... Печален - хоть и традиционен был и момент, когда модератор конференции задала вопрос, есть ли в зале представители СМИ (пресс - конференция, как-никак). Учителя в таких случаях говорят: лес рук. Похоже, кроме РИА Новости, только радио МИР - зато Первое доброе радио. С ежедневной программой Равные возможности. Конечно, грех не использовать возможность задать вопрос профильному чиновнику. Хотя даже по содержанию - о ментальных инвалидах (по общему согласию - табуированная тема) и о людях с аутизмом (раскрученная, но только на уровне снятия табу тема, а вот Украина - оказывается - в ноябре 2012 -го вопрос с продлением инвалидности без переквалификации в шизофрению решила) вывод напрашивается: присутствующие молча приняли как данность: для маломобильных работают - дети и НКО - сделайте хоть что-то для остальных.
Есть и другие Близкая тема |
©
Современные образовательные технологии, 2009-2021 |
телефон (996) 743-19-34 e-mail: edutech@mail.ru |