Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




30.11.2012


Изучение положения детей с инвалидностью в России


12–17-летние участники стартовавшего в 2010 году проекта "Российские дети с инвалидностью отстаивают свои права" из Москвы, Волгограда, Самары, Архангельска и Калининграда на пресс-конференции "Изучение положения детей с инвалидностью в России" представили результаты своих исследований

В исследованиях приняло участие более 100 человек – как детей с инвалидностью, так и без нее. Дети, проводившие исследования, имеют различные виды инвалидности и обучаются в различных учебных заведениях: школы надомного обучения, специализированные школы, инклюзивные школы.



Очень интересны первые полчаса - выступления ребят. Исследования, естественно, разные - как и представленные регионы.

Показательно, что помимо изложения результатов своих микроисследований все ребята высказывали личное отношение к проблеме и просили учесть это мнение.

Московская команда изучала отношение школьников с инвалидностью и без к совместному обучению и возможности такого обучения в единственном городе страны, где есть нормативная база (и - следовательно - финансирование) для совместного обучения, и отношение к этому разных участников образовательного процесса.

Калининградцы говорили не только об архитектурной недоступности среды, но и о поведенческих барьерах. Например, в общественном транспорте не объявляются остановки. Как ориентироваться слабовидящим пассажирам? Автобусы на остановках не подъезжают к бордюрам - мелочь, казалось бы, но это серьёзно осложняет выход и вход инвалидов. Для преодоления этих проблем не нужны специальные программы и средства - это просто констатация уровня общей культуры, ну и отношения к своим профессиональным обязанностям.

Участники проекта не просто выявили проблему, но и озвучили её чиновникам городской администрации. И намерены отслеживать выполнение решения - несмотря на окончание проекта. Жизнь-то продолжается!

Кстати, и миф об особой организации образовательного пространства в специальных школах, как отмечает участник проекта, который сам обучается в школе для детей с нарушениями зрения, - только миф. Есть пособия для детей тотально слепых, а вот для слабовидящих, каким является Александр, нет.

Исследование архангельских участников проекта выявляло доступность городской инфраструктуры для маломобильных категорий. Ребята подтвердили те же проблемы, что и представители других регионов - недоступность транспорта, негативное отношение к инвалидам водителей, отсутствие инклюзивных школ. К ним добавлены выводы о том, что ни система дополнительного образования, ни места летнего отдыха для инвалидов не оборудованы, т.е. недоступны. Совсем.

Волгоградцы отметили значение дистанционного образования, которым охвачено 18% инвалидов (а 12% всё ещё на домашнем) и о том, что Интернет - это не только образование: в социальных сетях, в отличие от реальной жизни, нет ограничений на дружбу. Рефрен выступления: «мы хотим иметь возможность выбирать, где учиться! Мы - такие же!»



Выступление самарцев согрело душу и пробудили гордость и патриотизм. Увы, не особыми результатами, но - отношением к самому исследованию как к процессу, как части жизни и умением этой жизни радоваться.

Что же касается исследования, то оно развивалось с учётом результатов каждого этапа. Увидели на первой встрече, что ребята без инвалидности совсем не готовы к взаимодействию со своими сверстниками с имеющими ограничения по здоровью, - и вот уже разворачивается работа по организации разных мероприятий, помогающих преодолеть этот барьер. А параллельно изучается: почему не готовы. И вот новый вывод - основная причина в том, что люди без инвалидности не способны увидеть проблемы инвалидов, закрыты для них. И следующий этап - целая система работы по формированию общественного мнения. В нескольких минутах - целый мастер - класс: формирование лидеров, взаимодействие со СМИ - активное, включающее, профессиональная ориентация... Выводы пока не очень-то: даже в единственной в городе инклюзивной школе нет возможности проводить специальные занятия для детей с особыми образовательными потребностями.

Но всё это - без надрыва: есть проблемы - будем решать - постепенно и с удовольствием. Как заразительны слова: «Это было НЕЗАБЫВАЕМО!»



Вообще выступление, речь, интонирование заслуживают особого внимания. И понятно, что так же, как и исследование, это работа тех взрослых, которые рядом с ребятами. И не только родителей, а прежде всего - представителей тех общественных организаций, которые вместе с РООИ Перспектива участвовали в исследовании: самарской Десницы, калининградской Аппарели, архангельской организации инвалидов, волгоградской Организации содействия детям - инвалидам. Те самые НКО. Их взрослые участники остались за кадром. На пресс-конференции. Но не в жизни. И понятно, что для ребят - активистов это исследование не просто возможность поучаствовать в проекте, а опыт действия, взаимодействия, решения проблем - формирование жизненной стратегии. Не привычной - патерналистской, а той, которая изменит нашу жизнь - жизнь всех.



Конечно, от присутствующих официальных лиц НКО, проводящие такое важное исследование, - да ведь и не одно, и не только исследования - благодарности не получили. Но вот родитель одного из ребят - не жаловался - но отметил: вся полезная информация - только от НКО, а не от многочисленных чиновников и прочих бюджетных организаций.



Обидно, что на пресс-конференции не было ни директоров, ни учителей школ - разного вида - или хотя бы московских инклюзивных. Тут есть чему поучиться.

 

Вообще ощущение зеркала и зазеркалья с первого кадра. Сложно через стекло разговаривать.

Задано уже расположением в зале: ну с чего это дядек назвали экспертами и в президиуме выставили на всеобщее обозрение - разве это их пресс-конференция? Не оттого ли сместились акценты - ребята будто не на уроке даже - на экзамене отвечали.

Это явный промах организаторов и демонстрация живучести стереотипа: взрослые по определению эксперты, им место - в президиуме.



Московские активисты ведь правильно сказали:

«Мы рады вас приветствовать на НАШЕЙ пресс-конференции. МЫ НАДЕЕМСЯ, ЧТО НАШ ГОЛОС БУДЕТ УСЛЫШАН».

Услышан ли?

Дяденьки потом рассказали, конечно, что делают взрослые для инвалидов - не по тем проблемам, что озвучены, а вообще.

Вот московские чиновники в отчётности всё время сбиваются в цифрах и не могут сосчитать инклюзивные школы и детские сады. Но примерно в районе 100 держатся. Правда, представитель ЕС говорил о 24 инклюзивных школах в России. Но никто ж и не говорит, что Москва к России относится. Но уполномоченному по правам ребёнка в Москве всё же легче при наличии специального закона с чиновниками разговаривать - потому что «нормативная база задаёт иную интонацию». Правильно, конечно, кто бы спорил?

Только вот опыт ребят - у которых нет такой законодательной опоры, но которые находят и интонацию, и аргументы для общения с представителями власти - он как-то без внимания остался...

Бунимович посетовал на отсутствие статуса у более широкой, чем инвалиды, категории детей с ОВЗ - в проекте нового закона об образовании - а значит - и на отсутствие финансирования в будущем.

Это он кому жаловался? Иностранным агентам? Детям - инвалидам? А где он сам был во время обсуждения?



Ну ничего - эти ребята скоро вырастут - и новый закон напишут.



Ещё уполномоченный похвалился, что Москва вошла в программу ЮНИСЕФ «Город, дружественный к детям» - правда программы ЮНИСЕФ в России к концу года сворачиваются и офис закрывают...


Печален - хоть и традиционен был и момент, когда модератор конференции задала вопрос, есть ли в зале представители СМИ (пресс - конференция, как-никак). Учителя в таких случаях говорят: лес рук. Похоже, кроме РИА Новости, только радио МИР - зато Первое доброе радио. С ежедневной программой Равные возможности.

Конечно, грех не использовать возможность задать вопрос профильному чиновнику. Хотя даже по содержанию - о ментальных инвалидах (по общему согласию - табуированная тема) и о людях с аутизмом (раскрученная, но только на уровне снятия табу тема, а вот Украина - оказывается - в ноябре 2012 -го вопрос с продлением инвалидности без переквалификации в шизофрению решила) вывод напрашивается: присутствующие молча приняли как данность: для маломобильных работают - дети и НКО - сделайте хоть что-то для остальных.

А всё же жаль, что ребятам не задавали вопросов.



Есть и другие





Близкая тема



 



© Современные образовательные технологии, 2009-2021
телефон (996) 743-19-34
e-mail: edutech@mail.ru