Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




12.03.2010


Новосибирск - Самара. Научно-практическая видеоконференция "Инклюзивное образование: проблемы и перспективы развития в Новосибирской области"


Издательство "Современные образовательныне технологии" совместно с Центром дистанционного образования детей-инвалидов (ЦДО) (СИПКРО) приняло участие в научно-практической видеоконференции "Инклюзивное образование: проблемы и перспективы развития в Новосибирской области".

На конференции, организованной областным центром диагностики и консультирования Новосибирской области, были рассмотрены возможности использования пособий издательства при введении ФГОС.

Издательство "Современные образовательные технологии" выпускает учебники, рабочие тетради и пособия для детей с особыми образовательными потребностями, педагогов, специалистов и родителей, сопровождающих процесс обучения и развития. Мы исходим из убеждения, что успешен только тот образовательный процесс, в который "включены все". Внеурочная деятельность, предусмотренная БУПом ФГОС, позволяет обеспечить комплексный подход к развитию ребёнка и "вернуть семью" в процесс воспитания.

Поколение современных родителей, являясь заказчиком образования, в то же время само нуждается в подготовке. Сегодня родителями стали те, чьё личностное становление проходило в 90-е годы, когда всплеск гражданственности сменился расцветом шоу-бизнеса; экономические проблемы и демократические процессы сделали бабушек работающими. Процесс передачи семейных ценностей прервался, а смена идеологических ориентиров довершила распад.

Необходима специальная просветительская работа с родителями, обсуждение с ними целей образования, путей их достижения.

Требуется и учёт особенностей родителей современных детей как участников образовательного процесса. Далеко не всегда родители ребёнка с особыми образовательными потребностями - это социально неблагополучная семья. Напротив, исследования показывают, что дети с ОВЗ всё чаще растут во вполне благополучных семьях, родители рано или поздно осознают специфику развития своего ребёнка, готовы учиться вместе с ним. Но ведь необходимо понимать, что это специфическая учёба. У нас никогда ещё не готовили родителей - это даже в коллективном государстве признавалось сферой приватной. И пока существовали традиции семейного воспитания, передававшиеся из поколения в поколение, бабушки могли позволить себе уйти на пенсию, гулять с внуками, да просто жизнь большой - общинной - семьёй даже в городах это были пятиэтажки без лифтов, где все на виду и под контролем - эта проблема не вставала остро. Сегодня родителями стали дети 90-х - они более свободны, в том числе, и от опыта, традиций - их становление прошло в эпоху выживания родителей, краха всех привычных ценностей, когда с водой зачастую выплёскивали и ребёнка. Именно ошибки рождения, раннего воспитания детей сказываются на состоянии здоровья нынешнего поколения. И задача сегодняшнего дня - доступное просвещение всех родителей по самым элементарным вопросам.

Современные условия жизни, особенно городской, неизбежно приводят к значительной потере наработанных в прошлых поколениях традиций воспитания, прежде всего, это связано с частым отсутствием "большой семьи" - воспитанием вне постоянного присутствия старшего поколения, которое еще хранит и естественно использует эти приемы организации поведения ребёнка. Молодые родители часто увлекаются современными, внешне более прагматическими аспектами воспитания и, прежде всего, обучения маленького ребенка - это конечно, неплохо, но если при этом не теряется связь разных сторон его душевной жизни, если она продолжает развиваться и индивидуализироваться в общем с близким взрослым смысловом контексте.

Идеологической основой образования стала Концепция духовно-нравственного воспитания. Для её реализации принципиально положение о том, что развитие ребёнка идёт в единстве учебной и внеурочной деятельности.

БУП ФГОС определяет основные направления образовательно-воспитательной деятельности, их "привязку" к формам организации занятий и перечень возможных видов деятельности детей. Это ни в коем случае не классно-урочные статичные занятия.

Школа достаточно давно сосредоточилась на реализации только обучающей функции, поэтому новый подход вызывает справедливую тревогу. В рамках январского семинара одним из наиболее обсуждаемых был вопрос об организации и ресурсном обеспечении внеурочной занятости. С другой стороны, педагоги отмечали, что сегодня школа работает в условиях, когда в одном классе реализуется несколько образовательных программ, причём, это касается не только малокомплектных школ, но и классов, где обучаются дети с ОВЗ. Отказ от дробления учебного дня на первую (главную) и вторую (необязательную) половины открывает новые ресурсы для оказания индивидуализированной помощи нуждающимся.

Готовясь к работе по новому стандарту, каждая школа разрабатывает собственную образовательную программу на основании примерной. Её структурные блоки и основные положения прописаны. Все, за исключением одного - программы коррекционной работы. Можно говорить о том, что она сугубо индивидуальна, что этот раздел, возможно, будет заполняться по мере разработки специального ФГОС. Однако на сегодняшний день можно говорить о том, что разработчики, признавая значимость и обязательность этого раздела, затрудняются даже в концептуальной его формулировке.

При этом в Концепции специального ФГОС, основанного на понимании того, что дети с ОВЗ - неоднородная по составу группа школьников - определено, что именно блоки воспитательной и коррекционно-развивающей(в том числе, и социально-адаптационной) работы становятся наиболее значимыми, особенно при получении образования ниже цензового уровня, уменьшения академического компонента.

Новые задачи системы образования определены в Стратегии 2020; их достижение призваны обеспечить федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), в которых содержатся 3 системы требований. Говорить об интеграции, игнорируя эти требования, нельзя. Более того, именно анализ требований ФГОС позволяет определить пути и средства организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в принципиально новых условиях. Очевидно, что механическое перенесение понимания результатов общего образования в специальное - пусть и организованное в новых условиях - не обеспечивает их достижения. В настоящее время разработана общая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Никольская О.С.), согласно которой "самым общим результатом освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ должно стать введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из ее образовательного пространства".

Но при этом остаются открытыми вопросы о том, как измерять уровень "введения в культуру", как этот уровень обеспечивает достижение задач общего образования, актуальные и для родителей, и для педагогов, и для руководителей образовательных учреждений. Принятие стандарта специального образования, предусматривающего трёхуровневое вариативное образование детей с ОВЗ - от полного среднего образования, сопоставимого по уровню и срокам овладения с образованием нормально развивающихся сверстников - до возможности обучения на протяжении всего школьного возраста основным навыкам жизни вместе с близкими людьми, могло бы предоставить ответы на эти вопросы. Однако работа над этим документом идёт параллельно с практикой интегрированного обучения. Необходимо определить, что во ФГОСе позволяет организовать обучение детей с ОВЗ с учётом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития и оценить результаты. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребенка, можно открыть ему путь к общему образованию.

Таким образом, для ребёнка с ОВЗ система внеурочной деятельности становится важнейшим ресурсом развития и успешной социализации.

Учитывая ряд неблагоприятных факторов, осложняющих процесс развития, воспитания и обучения подрастающего поколения, кризис, возрастающую занятость родителей, рост девальвации ценностей, повышение социальной напряженности, тревожности, конфликтности, система образования должна обеспечить каждому ребёнку необходимые для его развития и социализации условия, при которых он смог бы научиться преодолевать барьеры, позитивно выстраивая своё будущее.

Для этого система образования должна сочетать в себе две подсистемы: стабильную, сохраняющую лучшее, и динамичную, способную быстро перестраиваться, оперативно реагировать на вызовы времени и внедрять различные инновации, определять вектор развития.

Выстраивая эту систему, необходимо учитывать и ведущий вид деятельности детей, приходящих в школу, и особенности их развития, жизни в условиях однодетной семьи, криминогенной ситуации и всеобщей зависимости от монитора, влияющие на общение младших школьников. При этом коммуникативная компетентность наряду с читательской компетентностью рассматриваются как основные образовательные результаты.

Это определило форму проведения и содержание занятий, на которые рассчитаны наши пособия.

Еще недавно устойчивая среда дворовых компаний предоставляла детям богатые возможности для пробы своих сил. При этом уровень допустимой агрессии и в этой "свободной" среде контролировался традиционной структурой игровых отношений, поскольку сами условия игры гарантировали сохранность партнера, необходимого для ее продолжения. Ребёнок, вышедший гулять самостоятельно, поступал в не менее важную, чем общеобразовательная, "школу", где получал возможность и узнать "свою цену", и самому определить границы дозволенности в отношениях с людьми. Сохранение этой жизненно важной для развития детей среды, как и любого другого завоевания культуры, не является автоматически гарантированным существующими традициями, и требует постоянных усилий каждого нового поколения. Сейчас мы можем констатировать, что такого воспроизведения уклада жизни детей одной деревенской улицы или городского двора не произошло, в настоящее время эта охраняющая и воспитывающая культурная среда практически утеряна. Общение современных детей и подростков не опирается на нее, ушли традиционные развлечения и времяпрепровождения, забыто большинство традиционных игр с правилами. Дети тянутся друг к другу, но что делать не знают, и час-то ощущают растерянность и опустошенность, импульсивные агрессивные действия в результате какого-либо примитивного аффективного влечения становятся для наших детей всё более вероятными. В этой ситуации любой ребенок находится в гораздо большей потенциальной опасности: теперь он должен сам, без поддержки культурного ритуала, справляться со случайными аффективными провокациями, а неорганизованная укладом детская группа, аффективно резонируя, еще больше усиливает эти провокации.

Содержание и серии наших изданий определены, исходя из понимания технологичного подхода.

В основе проектирования образовательных технологий в специальном образовании лежит алгоритмический подход: пошаговое описание целей каждого этапа учебного процесса, для достижения которых создаются комплексы средств обучения, необходимых для управления познавательной деятельностью учеников.

При отсутствии федерального нормативного документа, регламентирующего эти процессы, в разных регионах разрабатываются собственные модели образования детей с ОВЗ. В условиях развития проектных способов решения проблем образования, внедрения механизмов общественной оценки результатов образования такие разработки, апробированные в инновационной деятельности конкретного образовательного учреждения, проходят общественную и научную экспертизу разных уровней и готовы к использованию в образовательном процессе страны. Пособия издательства "Современные образовательные технологии" апробированы в "своих" регионах (Самарская, Пермская, Екатеринбургская области, г. Москва), прошли экспертизу, являются победителями конкурсов различного уровня.

Серии пособий определены общей структурой технологического цикла, вклю-чающей в качестве обязательных элементов:

- диагностику (потребностей и возможностей детей, профессиональных потребно-стей педагогов, социального заказа);

- определение на основе анализа результатов диагностики целей конкретного этапа обучения;

- проектирование на основе анализа результатов диагностики содержания и организации образовательного процесса;

- регулярный мониторинг и коррекцию.

Такой подход позволил объединить учебно-методические пособия издательства в серии:

  • 1. Комплект диагностических средств: методические пособия для педагогов и рабочие тетради для детей (Я расту. Управление по результатам). Книги серии "Управление по результатам. Я расту" позволяют решить главную задачу - обеспечить все виды адресной помощи и поддержки ребёнку, его семье, работающим с ними педагогам на основе анализа результатов диагностики образовательных потребностей и возможностей ребёнка с ОВЗ.
    Такой подход предполагает участие педагогов и родителей в определении результатов, принятии и реализации управленческих решений наравне с руководителями образовательных учреждений. Ориентация на конечный результат обеспечивает удовлетворение потребности в индивидуализации и дифференциации в процессе управления, создаёт атмосферу уважения, доверия и успеха для каждого члена коллектива.
  • 2. Учебно-методические комплекты (Технологии сотрудничества)
    Известно, что мозг ребёнка развивается только под воздействием совместно разделённой деятельности со взрослым. Книги серии "Технологии сотрудничества" помогут педагогам и родителям понять причины проблем в развитии ребёнка, развить его способности и психические функции в совместной деятельности. Учебно-методические комплексы, разработанные и апробированные на практике профессиональными педагогами и психологами, позволят обеспечить каждому ребёнку обучение в зоне ближайшего развития.
    Дидактические материалы, включенные в каждую книгу, обеспечивают непрерывный коррекционно-развивающий процесс за пределами пособий. Методические рекомендации по различным аспектам работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, трансформирующиеся в отдельные брошюры, пополнят методический портфолио педагогов.
  • 3. Пособия и рабочие тетради для профессиональной подготовки детей с тяжелой умственной отсталостью к работе в качестве младшего обслуживающего персонала.
  • 4. Монографии и учебно-методические пособия для педагогов, студентов, родителей (Образование через всю жизнь).
    Рассчитывать на то, что освоение какой-то одной, пусть даже очень мощной и эффективной, технологии решит все проблемы не имеет смысла. При этом нужны не только собственно образовательные технологии, но и, в более широком смысле, разные технологии в образовании (управления, материального обеспечения, финансовой деятельности, повышения квалификации, подготовки кадров, взаимодействия с социумом и т.д.). Поэтому пособия издательства ориентированы на выстраивание технологического комплекса, в котором разные технологии обеспечивают достижение разных групп целей, и только весь ансамбль решает все проблемы.
    При таком подходе становится очевидной потребность использования результатов работы и представителей различных научных школ, и педагогов-практиков из учреждений различных типов и видов, разных регионов. При этом нужны не только собственно образовательные технологии, но и, в более широком смысле, разные технологии в образовании (управления, материального обеспечения, финансовой деятельности, повышения квалификации, подготовки кадров, взаимодействия с социумом и т.д.).

Одна из серий - "Технологии сотрудничества. Учимся вместе"

Принципиальной позицией издательства "Современные образовательные технологии" при отборе материалов является их завершённость и самостоятельность. Каждое пособие - это полноценный УМК, включающий:

  • компактный и доступный методический комментарий для педагогов и родителей с чётким формулированием достигаемых результатов (что ребёнок сможет делать) и системой измерителей;
  • рабочую тетрадь для ребёнка с заданиями, позволяющими организовать его деятельность;
  • комментарии для менеджеров образования, организующих образовательный процесс в той или иной форме.

Все книги адресованы и родителям как обязательным участникам процесса развития.

Механизмы реализации программы

Сказка - это волшебный и увлекательный мир, который манит ребенка удивительными приключениями, превращениями и героями. Детей увлекают повторы сюжетных ходов, логическая завершенность отдельных эпизодов и всей сказки в целом, возможность предугадать действия героев. Сказка помогает ребенку открыть новый, неведомый и огромный мир. Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления ребенка. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов - это значительно облегчает понимание сказок, что особенно важно для детей, у которых плохо развито слуховое внимание. Поступки и действия героев сказок открывают ребенку мир человеческих взаимоотношений.

Пособие включает:

  • тетрадь для чтения,
  • тетрадь заданий с ключами и модельными ответами,
  • методическое пособие (трансформируется в отдельную книгу).

Рабочая тетрадь "Путешествие по сказкам" предназначена для индивидуальной и дифференцированной групповой работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Использование заданий позволит в доступной форме закрепить навыки счёта в пределах 100; решения задач, звукобуквенного анализа и словообразования; развить восприятие и внимание, зрительно-моторные координации, логическое мышление, организовать профилактику и коррекцию дисграфии (нарушений письма). Кроме того, в тетради представлены задания практической направленности повышенного уровня, формирующие умение детей воспринимать информацию в различной форме, работать с данными ("чтение" графиков, диаграмм, показаний бытовых приборов - предусмотрено проектом ФГОС).

Использование элементов тренинга позволяет детям овладеть основными элементами учебной деятельности (организация деятельности, подготовка и снятие напряжения с работающего анализатора, рефлексия). Пиктограммы, знакомые детям по рабочей тетради "Хочу говорить", используются как организационные и готовят детей к самостоятельной работе с учебником.

Кроме традиционно ЗУНовских, новые материалы должны быть направлены и и позволять проверить уровень сформированности практико ориентированных умений - воспринимать информацию в различной форме, работать с данными ("чтение" графиков, диаграмм, показаний бытовых приборов - предусмотрено проектом ФГОС).

Новое понимание образовательного результата требует перестройки системы методического сопровождения специалистов образования. Методический комментарий должен быть таким, чтобы ПО НЕМУ ХОТЕЛОСЬ РАБОТАТЬ.

Он максимально доступен:

  • исключает непонимание и неверное толкование,
  • компактный,
  • "открывающий" результат (что смогут делать)
  • универсальный.

Подробный методический аппарат пособия позволяет использовать тетрадь как специалистами предшкольному образованию, учителям начальных классов общеобразовательных, специальных (коррекционных) и инклюзивных школ, так и родителями в семейных досугах.

Дидактические материалы, включенные в каждую книгу, обеспечивают непрерывный коррекционно-развивающий процесс за пределами пособий. Методические рекомендации по различным аспектам работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, трансформирующиеся в отдельные брошюры, пополнят методический портфолио педагогов.

В качестве методического пособия к тетрадям можно рассматривать подробные описния технологий !Я сам! И "На острове сказок", включающие сценарии всех занятий в 1 - 4 классах.

Средства измерения результатов освоения основной образовательной программы должны позволить оценить:

  • что ребенок должен знать и уметь на данной ступени образования,
  • что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике,
  • насколько активно, свободно и творчески он их применяет.

Первый уровень - приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) - Достигается во взаимодействии с педагогом.

Второй уровень - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества - Достигается в дружественной детской среде (коллективе).

Профилактика школьной дезадаптации возможна при условии формирования функциональной и эмоциональной готовности ребёнка к деятельности в новой системе отношений. Тенденции децелерации современных старших дошкольников усугубляют проблему. Пособие "На пороге школы" позволяет познакомить ребёнка со школой, актуализируя имеющийся у него опыт.

Пособие предназначено для использования при подготовке к школе, в том числе - и в семейном воспитании.

Посмотреть презентацию



© Современные образовательные технологии, 2009-2021
телефон (996) 743-19-34
e-mail: edutech@mail.ru