04.12.2012 | «В США всегда получают то, что хотят от системы школьного образования. Правда, с задержкой лет в 50 …» Семинар «Чего мы хотим и что получаем от школы: опыт США» из серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом развития образования ВШЭ По словам специалиста в области образования, сыгравшей ключевую роль в обновлении системы подготовки исследователей в области образования в США, профессора Патрицияи Грэм (Рatricia Albjerg Graham, USA), сама по себе школа не является таким уж важным и значимым элементом американской системы образования. Лучше было бы изменить саму культуру жизни, чтобы дети росли в хороших семьях с высоким социально-экономическим статусом, чтобы они взрослели в высокоразвитом и богатом обществе, которое предоставит им массу самых разных возможностей. Однако повлиять на всю среду жизни американского общества невозможно, а вот на школу — хоть и трудно, но выполнимо. Первый этап этой великой истории школьных преобразований, который выделяет докладчик в своей авторской периодизации, длился с 1900 по 1920 годы - «ассимиляция». В этот период в США массово хлынули мигранты из Европы, и задачей школы было ассимилировать приезжих детей и превратить их в настоящих американских граждан. Обучение включало изучение английского языка, основ математики и истории. Школьные учителя и администраторы считали, что их дело — воспитывать добродетельных граждан, большинство из которых могли вполне обойтись весьма скромными познаниями. А чтобы воспитать добродетель, нужна дисциплина.
Период с 1920 до 1954 года профессор Грэм обозначила как исторический этап «адаптации». В начале 1920-х зародилась идея о том, как нужно учить детей, чтобы они могли успешно адаптироваться к жизни в обществе.
Ближе к середине XX столетия идею адаптации начинают все больше критиковать, и с 1950-х в свои права вступает новый этап американской школьной истории — период «доступа», который продлился до 1980-х годов.
Но к 1980-м годам прошлого века американскому обществу вновь пришлось признать, что задачи образования в школах решаются неадекватно. В 1980 году для решения проблем школы было создано Министерство образования, однако уже через два года пришедший к власти президент Рейган предложил его упразднить. И чтобы не потерять работу, министр образования США создает специальную комиссию по изучению ситуации в школах и публикует отчет «Страна под угрозой». Перед страной выросла новая масштабная задача — повысить уровень успеваемости детей. Период «борьбы за успеваемость» продолжается с 1985 года по наше время.
И все же успеваемость — это еще не все. Детей нужно развивать, пестовать в них особое отношение к получению академических знаний, стимулировать их заниматься творчеством. Наконец, в детях нужно формировать характер, честность, уважение к другим, умение работать в коллективе. Школа должна не только обучать, но и воспитывать... Директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина: «В фокусе доклада Патриции все время оставалась американская идея о доступе всех к шансу получить внутренний заряд «инновационности», который человек сможет пронести через всю жизнь». Научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин заметил, что описание эволюции образования за столетие — дело серьезное, и предложил провести аналогичное исследование о нашей стране У нас в Интернет-магазине ещё есть. |
©
Современные образовательные технологии, 2009-2021 |
телефон (996) 743-19-34 e-mail: edutech@mail.ru |