Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




04.12.2012
«В США всегда получают то, что хотят от системы школьного образования. Правда, с задержкой лет в 50 …»


Семинар «Чего мы хотим и что получаем от школы: опыт США» из серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом развития образования ВШЭ

По словам специалиста в области образования, сыгравшей ключевую роль в обновлении системы подготовки исследователей в области образования в США, профессора Патрицияи Грэм (Рatricia Albjerg Graham, USA), сама по себе школа не является таким уж важным и значимым элементом американской системы образования. Лучше было бы изменить саму культуру жизни, чтобы дети росли в хороших семьях с высоким социально-экономическим статусом, чтобы они взрослели в высокоразвитом и богатом обществе, которое предоставит им массу самых разных возможностей. Однако повлиять на всю среду жизни американского общества невозможно, а вот на школу — хоть и трудно, но выполнимо.

Первый этап этой великой истории школьных преобразований, который выделяет докладчик в своей авторской периодизации, длился с 1900 по 1920 годы - «ассимиляция». В этот период в США массово хлынули мигранты из Европы, и задачей школы было ассимилировать приезжих детей и превратить их в настоящих американских граждан. Обучение включало изучение английского языка, основ математики и истории. Школьные учителя и администраторы считали, что их дело — воспитывать добродетельных граждан, большинство из которых могли вполне обойтись весьма скромными познаниями. А чтобы воспитать добродетель, нужна дисциплина.

Такой формализм, разумеется, не всем был по вкусу. Особенно сильно таким положением дел возмущались образованные женщины из интеллигентных семей, жены профессуры Гарвардского университета или просто умные женщины, которые хотели, чтобы их дети учились в других школах. Одна из этих женщин Каролайн Прэт придумала, к примеру, такую школьную программу: начало занятий в 9 утра, первый урок — общение и обсуждение проблем, второй урок — ритмика, затем мастерские, где нужно было бы что-то мастерить руками, а после чтение и математика (при этом, если кто-то не сильно стремится читать и считать, двери мастерских для них открыты всегда). Непременными элементами школьного дня должны быть также игра во дворе, обед и отдых. После заслуженного отдыха ребенок должен еще немного поучиться, в частности рисованию, потом посетить урок истории и, наконец, отправиться домой.

Период с 1920 до 1954 года профессор Грэм обозначила как исторический этап «адаптации». В начале 1920-х зародилась идея о том, как нужно учить детей, чтобы они могли успешно адаптироваться к жизни в обществе.

Порядка 20 % в детей должны были получать академическое образование, чтобы позднее учиться в университетах, примерно столько же получали профессиональное образование, а всем остальным должно было хватить основ письма, чтения и арифметики, чтобы вести домашнее хозяйство и суметь в будущем чеком оплатить свои покупки.

Ближе к середине XX столетия идею адаптации начинают все больше критиковать, и с 1950-х в свои права вступает новый этап американской школьной истории — период «доступа», который продлился до 1980-х годов.

Родители, осознавшие свои права, стали требовать от школ большего внимания к своим детям, доступа к специализированному образованию. Вскоре в некоторых школах действительно стали появляться специальные классы для особых детей, одаренных детей.

По решению Верховного суда в 1954 году была запущена общенациональная программа равного доступа к образованию. Не все шло гладко, и чтобы сдвинуть с мертвой точки проблему сегрегации в школах, в 1965 году был принят закон, который гарантировал дополнительную финансовую поддержку школам с большой концентрацией детей из семей с низкими доходами, из бедных районов.

Но к 1980-м годам прошлого века американскому обществу вновь пришлось признать, что задачи образования в школах решаются неадекватно. В 1980 году для решения проблем школы было создано Министерство образования, однако уже через два года пришедший к власти президент Рейган предложил его упразднить. И чтобы не потерять работу, министр образования США создает специальную комиссию по изучению ситуации в школах и публикует отчет «Страна под угрозой». Перед страной выросла новая масштабная задача — повысить уровень успеваемости детей.

Период «борьбы за успеваемость» продолжается с 1985 года по наше время.

Предпринимались попытки решить проблему успеваемости введением специальных образовательных стандартов. Была проведена известная реформа школьного образования под названием «Ни одного ребенка за бортом». К проблеме попробовали подойти и с другой стороны: чтобы понять, что делать с успеваемостью, нужно сначала ее правильно измерить. Основным показателем успеваемости американских детей стало общенациональное тестирование. Результат оказался неоднозначным. С одной стороны, был зафиксирован подъем успеваемости, с другой стороны, учителя стали «тренировать» детей на тест, опуская те детали учебной программы, которые тестом не оценивались.

И все же успеваемость — это еще не все. Детей нужно развивать, пестовать в них особое отношение к получению академических знаний, стимулировать их заниматься творчеством. Наконец, в детях нужно формировать характер, честность, уважение к другим, умение работать в коллективе. Школа должна не только обучать, но и воспитывать...

Директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина: «В фокусе доклада Патриции все время оставалась американская идея о доступе всех к шансу получить внутренний заряд «инновационности», который человек сможет пронести через всю жизнь».

Научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин заметил, что описание эволюции образования за столетие — дело серьезное, и предложил провести аналогичное исследование о нашей стране

Информация о семинаре и интервью Патриции Грэм.



Комментарий редактора

Конечно, такое исследование интересно и само по себе, и особенно - в сравнении. Одна дата создания минобра чего стоит: у нас, например, оно возникло гораздо раньше системы образования как таковой - практически вместе с московским университетом, когда начальное образование получало примерно 10% населения.

Пока же у нас есть исследование истории образования детей со специальными образовательными потребностями, выходящее за рамки школьного образования, но помогающего понять не только историю, но и настоящее.

У нас в Интернет-магазине ещё есть.





© Современные образовательные технологии, 2009-2021
телефон (996) 743-19-34
e-mail: edutech@mail.ru