10.12.2012 |
Фокус исследования группы ученых ВШЭ под руководством психолога Сергея Косарецкого - сеть государственных, бюджетных центров детского досуга. Александр Вавилов (НИУ ВШЭ) подчеркнул острую проблему вытеснения, подмены внеурочной деятельности в школах произвольными программами дополнительного (а подчас и казенно-предметного) образования. Внеурочная деятельность (так, как это сформулировано в новых стандартах) направлена на развитие детей. Это, по сути, третий вид образования – после обучения и воспитания, отметил ученый. И особо подчеркнул, что внеурочка есть особый вид именно основного образования, а вовсе не досуговой деятельности. Поскольку в общефедеральных государственных стандартах жестко зафиксированы требования к личностным качествам ребенка, то, соответственно, и туристические клубы, и археологические экспедиции, и скаутские организации попадают именно в этот раздел новых ФГОСов. Обобщенные данные федеральной статистики выглядят как будто бы благополучно: Казалось бы, все эти цифры располагают к оптимизму и не внушают особых тревог. Но мнению одного из основных докладчиков на семинаре профессора МГПУ Бориса Куприянова, существует ряд индикаторов, побуждающих говорить о скрытом кризисе сектора внесистемного образования подростков:
Отчуждение государства от системы ДОД нашло свое отражение, с одной стороны, в нарастающем старении и обветшании материальной базы центров детского досуга, а с другой — в массовой «примитивизации, архаичности и опопсении программ дополнительного образования», считает эксперт. Самые тяжелые потери в результате самоизоляции системы ДОД от местного сообщества и государства понесли формирования научно-технического, естественнонаучного и эколого-биологического профилей. По данным последних исследований, их удельный вес в расписании работы ДОД составляет соответственно 4,1; 11,4 и 1,2 процента к общему числу предлагаемых детям программ.
Профессор Федерального института развития образования (ФИРО), философ Александр Попов:
Понимаете, море большое, поэтому за него никто и не отвечает. В данном случае, по-моему, отвечать и платить за эту сферу детской активности должен регион, кровно заинтересованный в системе ДОД как в инструменте своего развития». Специалисты Московского института открытого образования - разработчики новой концепции развития системы ДОД - видят главное отличие этой образовательной модели от традиционных, прежде всего, в предоставлении ребёнку максимально мыслимой свободы в отношении не столько выбора образовательной программы, темпа и времени ее освоения, сколько в плане поиска себя — свободы входа в образовательный процесс и выхода из него, без лишних объяснений и формальностей. Но главное — особый стиль взаимоотношений обучающих (педагогов) с обучающимися (детьми). Субъектный статус ребёнка в сочетании с этим особым стилем обеспечивает безопасность для развития личности, возможность безболезненного перехода из мира детства в мир взрослой жизни. Проекты документов по развитию системы дополнительного образования детей в РФ до 2020 г.
|
©
Современные образовательные технологии, 2009-2021 |
телефон (996) 743-19-34 e-mail: edutech@mail.ru |