19.03.2010 |
Форум "ЭКОЛОГИЯ СЕМЬИ" проводится в рамках "Родительского университета" - социального проекта Самарского регионального общественного движения возрождения основ семейного воспитания "Родительская забота". На форуме с докладами о сохранении здоровья детей и родителей, о правильном питании, о профилактике заболеваний выступили специалисты Министерства здравоохранения и социального развития, психологи и педагоги. Уважаемые докладчики много и убедительно говорили о необходимости объединить усилия, о важности профилактики и лечения соматических заболеваний, ожирения, зависимостей; популярностью пользовалась выставка-продажа экологических товаров и услуг "Здоровый мир"… Только вот сотрудники издательства, принимая решение об участии в форуме, предполагали, что ЭКОЛОГИЯ СЕМЬИ – это НЕЧТО БОЛЬШЕЕ, ЧЕМ ПРАВИЛЬНОЕ СОВМЕСТНОЕ ПИТАНИЕ, СОБЛЮДЕНИЕ РЕЖИМА ЖИЗНЕДЕТЕЛЬНОСТИ и ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫХ ВОДЫ, ВОЗДУХА, ПРОДУКТОВ. Возможно, акценты были расставлены министерством, активно принявшем участие в форуме (МОиН области, по словам организаторов, проблемой не заинтересовалось), но о необходимости духовного единения членов семьи, совместных досугах, традициях представителями светских учреждений и организаций не говорилось. Совсем. Так же, как совсем не говорилось о чтении вообще и о семейных чтениях, чтении взрослыми детям в частности, о семейных совместных делах. Да, это констатация существующего положения вещей – по данным исследования, проводившегося в рамках Года чтения, лишь 0,8% современных родителей читают своим детям старше 6 лет. Говорят ли, общаются ли – не изучалось, но предположить по аналогии можно. А ведь сейчас переживается всплеск интереса к Л.С. Выготскому, о «зоне ближайшего развития» ленивый только не упоминает. И как-то совсем не думается о том, что она только на основе детско-взрослого взаимодействия формируется. Л.С. Выготский показал, что по мере развития ребенка, круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослым, а не за счет тех, которые лежат за пределами наших кругов. Другими словами, завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой, и именно благодаря тому, что это было «с мамой».
Как подчёркивает психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер, «зона дел вместе — это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. Вот почему ее назвали зоной ближайшего развития. Представим себе, что у одного ребенка эта зона широкая (рис. а), то есть родители с ним много занимаются, а у другого узкая (рис. 6), так как родители часто предоставляют его себе самому. Первый ребенок будет развиваться быстрее, чувствовать себя увереннее, успешнее, благополучнее». Чем уже круг общения – взаимодействия – тем меньше перспективы развития. Даже если все будут правильные продукты в правильное время употреблять употреблять. |
©
Современные образовательные технологии, 2009-2021 |
телефон (996) 743-19-34 e-mail: edutech@mail.ru |