14.12.2012 | Традиции рождественского чтения в России как отражение особенностей жизни Почему возникла необходимость в рассказах, приуроченных к конкретному празднику, какова специфика рождественского и святочного рассказа в России, как возникла святочная литература, ирония судьбы как рождественское чудо по-русски и жива ли сейчас традиция святочного рассказа Елена Владимировна Душечкина, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы Санкт-Петербургского государственного университета:
«Чудо рождественской ночи»: традиции праздничного чтения в России Человеку свойственно в определенных ситуациях вспоминать о событиях, которые произошли в аналогичных условиях и в тот же самый календарный период. Так, на святках в народе обычно рассказывались истории (чаще всего страшные), которые происходили в прежние времена. Л. Толстой в святочных сценах «Войны и мира» воспроизводит атмосферу, в которой они рассказываются, и реакцию на них слушателей: «А! А!.. – с ужасом закричала Наташа, выкатывая глаза». Литературные святочные рассказы получили распространение в печати с середины XIX века, когда в город стали массово приезжать крестьяне. Возник новый слой горожан, ещё тесно связанных с народной культурой. Они привыкли отмечать святки по-деревенски – с ряженьем, гаданием, играми – это было самое весёлое и самое страшное время года.
В России в большом количестве переводились и западные рождественские тексты.
Характерный пример – рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», где шестилетний мальчик-сирота замерзает под Рождество в холодном северном городе. Этот город наверняка – Петербург, но Достоевский не назвал его. А чудо – чудо все-таки происходит: умерев, этот мальчик попадает на Христову елку, где он видит множество мальчиков и девочек, так же как он умерших в рождественскую ночь и веселящихся на елке у Христа.
После Октябрьской революции и отмены Рождества как религиозного праздника стала исчезать и традиция рождественского рассказа. Но поскольку Новый год никто не отменял, то мотивы, связанные с этой традицией, охотно использовались писателями и кинематографистами. Вспомним, чем заканчивается чудесный рассказ Аркадия Гайдара «Чук и Гек». К Новому году приезжает, наконец, отец, и вся семья счастливо встречает Новый год. А что такое фильм Эльдара Рязанова «С легким паром!» как не святочный рассказ? Там ведь тоже свершается чудо – воссоединение двух людей, которые, если бы не Новый год, могли бы никогда не встретиться. В русской литературной традиции существует два термина: святочный рассказ и рождественский рассказ. На деле термины стали взаимозаменяться и по существу превратились в синонимы. И те, и другие приурочивались к святкам – периоду между Рождеством и Крещением. Даже традиции знаменитые рождественские повести Диккенса в переводах получили название святочных повестей. В России святочный (или рождественский) рассказ – это текст, действие которого приурочено к святкам, который повествует о событиях, произошедших на святках и который читается или рассказывается тоже на святках.
Пять сказок братьев Гримм, которые стоит читать только тем детям, которых вы ненавидите |
©
Современные образовательные технологии, 2009-2021 |
телефон (996) 743-19-34 e-mail: edutech@mail.ru |