Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




17.12.2012


Составлен общероссийский рейтинг дошкольных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями


Предновогодний детектив: как возникают несуществующие рейтинги

По сообщению МЦФЭР Ресурсы образования - портала для работников дошкольных учреждений - от 17.12.2012 лидером этого рейтинга признан волгоградский детский сад №19 для детей с интеллектуальными нарушениями и детей-инвалидов.

Информация об учреждении (перечислено то, что есть ну как минимум в каждом втором детском саду компенсирующего или комбинированного вида) и особенно - сообщение о рейтинге, более нигде не упоминающемся - а ведь интересно: кто участвовал, что, как и кем оценивалось - побудило провести расследование.



Оказалось, что таким специфическим образом сотрудниками портала передана информация о результатах исследования, которое проводилось в рамках проекта РИА Новости «Социальный навигатор» при поддержке Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования среди государственных дошкольных образовательных учреждений восьми регионов РФ.

На основании изучения 1974 муниципальных детских садов из восьми пилотных регионов России: Ростовской, Псковской, Волгоградской область, Республики Марий Эл, г. Тольятти (Самарская область), Красноярского края, ХМАО – Югры и г. Москва - и был представлен рейтинг муниципальных детских садов России-2012. Причём, исследовались не все детские сады названных регионов.Таким образом, рейтинг не «общероссийский». И не «дошкольных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями». Предметом исследования было выяснение соответствия детских дошкольных учреждений современным требованиям и нуждам родителей.



Методика рейтингования (pdf)



И это исследование действительно заслуживает внимания. Не потому, что констатирует очевидное: детских садов в России по-прежнему не хватает; система дошкольного образования довольно закрыта, и доступная родителям статистика не дает ответов на волнующие их вопросы.

И в этом смысле даже три детских сада, занявших первые места в сводном рейтинге (в том числе и названный выше волгоградский), набрали не так уж много - 60, 59 и 55% от максимального соответствия критериям качества. Подавляющее большинство остальных садов расположились в диапазоне значений от 55% до 28%. По мнению исследователей, они заслуживают лишь «тройки».

Исследование и оценка его результатов помогают определить направления развития - именно в плане заявленного предмета изучения - сделать детские сады более современными и доступными. Конечно, это важно для всех дошкольных учреждений, в том числе, и работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, но на основании этого исследования - конечно - нельзя выделить лучшее ДОУ этого профиля в стране. Да и вообще такое сравнение не вполне корректно, наверное.

По мнению участников исследования, российская система дошкольного образования не в полной мере воспользовалась достижениями отечественной психологической науки, которые сегодня легли в основу ряда западных педагогических методик.

«Например, теория Выготского о зонах ближайшего развития, ставшая популярной на Западе, находит воплощение в программах дошкольного образования в других странах. Такие программы развивают детскую самостоятельность, дети сами решают, что они будут делать, сами планируют свой день, выбирают занятия и так далее».

В российских детских садах сегодня преобладает традиционный советский подход к обучению и воспитанию. Он не развивает в детях рефлексию, не стимулирует их к самостоятельным действиям, к социализации. Напротив, он предполагает, что дети будут запоминать, подчиняться командам, слушать взрослых.

Такой подход нашел отражение не только в педагогической работе воспитателей, но и во всей атмосфере детских садов, включая их планировку и оборудование.

РИА Новости
Детские сады России: отличников нет, остались только троечники

Детские сады России: отличников нет, остались только троечники

14:55  04/12/2012   Детские сады в России соответствуют современным требованиям лишь «на тройку» - с точки зрения как условий содержания детей, так и работы педагогов. К таким выводам пришли создатели рейтинга муниципальных детских садов России-2012, подготовленного РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор». >>

 

Сводный рейтинг (pdf)

Основные результаты (pdf)

Познавательно. От анекдотических, но, увы, реалистичных выводов: «При более близком ознакомлении оказалось, что не все руководители понимают различия между электронным адресом интернет-сайта и адресом электронной почты» - до более серьёзных и требующих решения на уровне министерства. В первую очередь - такая вот «вариативность» - при наличии большого количества программ и долгого уже времени внедрения «программ нового поколения». Не устраивают они детские сады:

74,4% детских садов используют в своей работе парциальные программы

30,3% детских садов указали, что работают по авторским программам



Интерактивный рейтинг муниципальных детских садов России в 2012 году - общий и по регионам



Составители рейтинга считают, что современный российский детский сад остается закрытой территорией с достаточно консервативными подходами. Речь идет не только об отсутствии внешней прозрачности – в заборе и видеокамерах есть свой смысл. Но и об отсутствии прозрачности информационной – редкий детский сад может сегодня рассказать о себе миру через свой интернет-сайт.

И - как по заказу, тот же портал сообщает:

Подведены итоги интернет - конкурса «Лучший сайт дошкольного образовательного учреждения»



Основная его задача - стимулирование развития информационно-коммуникационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях, расширение информационной открытости ДОУ и формирование позитивного отношения к их деятельности.



Тот, кто не знаком с аббревиатурой ДОУ - ну ни за что не догадается, что речь идёт о детских садах. Там же нет ничего о детях: использование ИКТ, открытость, позитивное отношение - это всё же средства, а не самоцель. И если бы конкурс сайтов не был ступенькой к следующему конкурсу, не так тревожно. НО!

На основе конкурса также были выявлены педагоги - претенденты на звание «Воспитатель года России – 2012». Не сразу, конечно - через участие в процедурах III Всероссийского профессионального конкурса - и опять же - по результатам рейтинга.





© Современные образовательные технологии, 2009-2021
телефон (996) 743-19-34
e-mail: edutech@mail.ru