03.02.2013 |
Пожалуй главная отличительная черта семинаров в Калининграде - самом молодом, маленьком и (не зимой) зелёном регионе России - участие в них педагогов и руководителей как системы специального, так и общего образования области. Участники представляют все типы и виды существующих образовательных учреждений: детские сады (общеразвивающие, компенсирующие, комбинированные), С(К)ОУ, общеобразовательные школы, службы сопровождения, систему повышения квалификации. В семинарах приняли участие руководители и заместители руководителей ОУ, воспитатели, учителя начальных классов и технологии, педагоги-психологи, учителя-логопеды, дефектологи, библиотекари, специалисты дистанционного образования. Такой мультидисциплинарный подход к обсуждению проблем образования детей с ограниченными возможностями здоровья продемонстрировал, что они перестали быть узкоспециальными и решаются на самых разных уровнях - управленческом, методическом, дидактическом - во всех образовательных учреждениях. Всё это – свидетельство того, что проблема образования детей с ОВЗ перестала быть узко специфичной сферой лишь специальной педагогики, в её решение вовлечены действительно все. Именно такой - комплексный - подход способен обеспечить удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ в разных формах обучения.
Таким образом в Калининградской области преодолена основная организационная причина разобщённости разных образовательных структур в решении проблем детей с ОВЗ: традиционно кафедры (отделы) специального образования ориентированы на профильные специальные учреждения (СКОУ), они не всегда включают в сферу своих интересов даже дошкольные учреждения комбинированного и компенсирующего, и тем более – общеразвивающего вида. Предметные кафедры, кафедры начального и дошкольного образования, считая, что есть специальные подразделения, так же не рассматривают проблему в качестве приоритетной. Центры дистанционного обучения детей-инвалидов ориентированы на более узкие категории школьников. Грамотное информирование целевой аудитории и поддержка министерства образования образования области в период организационной перестройки обеспечила преодоление классической ситуации «у семи нянек...». Широкая представленность специалистов позволила рассмотреть возможности пособий, учебников и электронных ресурсов издательства «Современные образовательные технологии» в построении полного маршрута развития ребёнка с ОВЗ с момента выявления проблемы до его трудоустройства. На семинаре были представлены: Концепция обеспечения инклюзивных подходов к образованию в учебниках и пособиях издательства, а также современные требования к обеспечению коррекционно-развивающего образовательного процесса, сопровождению детей, их родителей и педагогов, определившие формат пособий и учебников издательства. Участники семинара познакомились с путями обеспечения особых образовательных потребностей школьников и формирования инклюзивного сознания участников образовательного процесса при работе по УМК «Начальная инновационная школа» с дополнительным методико-дидактическим инструментарием, методологические и методические основы разработки предметных пособий для учащихся с ОВЗ. Возможности обеспечения формирования жизненной компетентности школьников с интеллектуальными нарушениями и адресное трудоустройство выпускников с разным уровнем интеллектуальной недостаточности по целому ряду видов трудовой деятельности были продемонстрированы на примере учебно-методических комплектов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала» в 5 и 8 классах; «Технология. Скорняжное дело. Пошив головных уборов и изделий из меха, кожи и других материалов» (5 класс). В качестве дополнительных ресурсов, обеспечивающих дифференцированный подход к детям с особыми образовательными потребностями в условиях вариативного образования, были рассмотрены УМК (рабочие тетради, методические разработки занятий) для организации индивидуальной и дифференцированной групповой работы с детьми с ОВЗ на учебных занятиях и во внеурочной деятельности, прошедшие апробацию на региональном уровне и адаптированные к образовательному пространству страны в соответствии с требованиями ФГОТ и ФГОС: «Хочу говорить. Гласные звуки» Г.Н. Пироговой (Екатеринбург) «Путешествие в сказку» О.С. Соколовой (Пермь) «Путешествие по сказкам» Е.Г. Белоусовой, Л.М. Бугровой, И.А. Хаминовой (Екатеринбург) «На пороге школы» С.В. Самыкиной – УМК, обеспечивающим профилактику школьной дезадаптации, выравнивание стартовых возможностей старших дошкольников на основе формирования гражданской идентичности В период работы издательства в Калининградской области прошли беседы со специалистками министерства образования области, представителями учебного книгообеспечения. В ходе общения выяснилось, что отказ от консолидированного бюджета и полная передача полномочий по заказу учебников непосредственно образовательным учреждениям, обеспечив независимость в выборе учебных средств, выявил проблему независимого информирования учителей о возможностях разных УМК. Например, приобретение учебников УМК «Перспектива», анонсированных как комплекта, разработанного под ФГОС, без предварительной апробации в стране и последующей коррекции вызвало негативные оценки учителей области этим УМК. Агрессивное продвижение производителями некоторых образовательных продуктов привело к сокращению числа классов, работающих по развивающим образовательным системам. Для предупреждения подобных вариантов при использовании представленных на семинарах пособий и учебников с администрацией и специалистами КОИРО согласовано участие педагогов области в вебинарах издательства «Современные образовательные технологии» и нашего партнёра по УМК для инклюзивного образования - издательства «Русское слово». |
©
Современные образовательные технологии, 2009-2021 |
телефон (996) 743-19-34 e-mail: edutech@mail.ru |