Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




12.02.2013


Перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки школам на 2013-2014 учебный год, увеличен более чем на треть


Много учебников - это хорошо или плохо?

Российская газета: Приказ об утверждении федеральных перечней учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе

К использованию в школах рекомендованы и допущены почти 3000 учебников (в предыдущем перечне было 1800).



Увеличение количества рекомендованных учебников связано с введением государственных образовательных стандартов нового поколения и их особенностями:

  • сейчас в школах действуют старый и новый стандарты, Перечень включает учебники для обоих;

  • нет деления учебников по программам (системам, УМК): книги в алфавитном порядке расположены по дисциплинам;

  • с нового учебного года предмет «Основы религиозных культур и светской этики» стал в школах обязательным, для его изучения в начальной школе рекомендовано 28 учебников.


В новом перечне в соответствии с новым федеральным стандартом общего образования учебники для старших классов разделены по уровням - базовому, профильному и углубленному.

Например, отдельно выделен предмет «Естествознание», для его изучения старшеклассникам рекомендовано четыре учебника только базового уровня.

Кроме того, в списке есть учебники к дополнительным предметам - астрономии, искусству, истории русской культуры, истории религий народов России, риторике, светской этике и технологии.

В перечне увеличилось количество учебников для школьников с особыми образовательными потребностями.



Перечень учебников расширен за счёт продолжения предметных линий и подготовки учебника по новому курсу (Приложение 4). Все 8 новых учебников – для детей с интеллектуальными нарушениями. Для школ I – VII вида новых учебников за год не подготовлено, заявленные линейки не развиваются.



При этом в совместном проекте издательств «Русское слово» и «Современные образовательные технологии» готовится инструментарий (рабочие тетради для детей и методические пособия для учителя), обеспечивающие интегрированное обучение школьников с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе по учебникам УМК «Начальная инновационная школа» (Приложение 1 № 36, 37, 150, 212, 275, 386).

Развитие предметных линий по программам VIII вида обеспечено двумя издательствами – нами, «Современными образовательными технологиями» и «Просвещением».

Издательства «ВЛАДОС» и «Дрофа» не готовят новых учебников.

ВЛАДОС сохранило прежние 8 учебников по 2 образовательным областям. Чтение представлено разрозненными учебниками для 1, 5 и 8 классов; технология – отдельными учебниками по штукатурно-малярному делу (для 7, 8 классов), картонажно-переплетному делу (для 8 — 9 классов) и столярному делу (для 10 — 11 классов). Также остаётся единственным учебник по Окружающему миру для – 1 класса (такого предмета нет ни в одном из вариантов БУПа).

Дрофа – сохранило 1 учебник русского языка для 5 класса, не развивая эту линию.



«Просвещение» продолжило предметные линии по 2 варианту БУПа («Устная речь», «Живой мир», «Чтение» для 3 класса, «Русский язык» для 9 класса, «История» для 8 класса, «Технология. Слесарное дело» для 6 класса.

При этом учебники для начальной школы имеют названия, не соответствующие названиям образовательных областей в БУПе ФГОС НОО, что осложняет возможность их использования вне СКОУ.

Издательство «Просвещение» имеет несколько линеек по чтению для детей с интеллектуальными нарушениями, линия 5 – 9 классы не развивается (представлена единственным учебником для 5 класса Бгажнокова И.М., Савельева Г.В., и не продолжается).

По образовательной области «Математика» в перечне по-прежнему существуют отдельные учебники для 2 и 9 классов.



«Современные образовательные технологии» продолжают линию учебников по образовательной области «Технология», разработанных с учётом единой концепции специального федерального государственного стандарта (СФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В частности, выделения при описании ожидаемых результатов освоения ребёнком образовательных областей, двух компонентов – «академического» и «жизненной компетенции».

Компетентностный подход к пониманию результатов образования школьников с интеллектуальными нарушениями позволяет подготовить учебник, обеспечивающий работу со школьниками с разным уровнем развития (в том числе, теми, которые ранее считались «необучаемыми») и их адресную подготовку к трудоустройству. При этом ориентация на требования работодателя к выполняемым работам и обязанностям младшего обслуживающего персонала позволяет организовать подготовку по целым группам родственных занятий в течение каждого года обучения.

В Перечне прошлого года присутствовали учебники, обеспечивающие подготовку выпускников для работы в качестве помощников в ведении домашнего хозяйства, домашней прислуги, прачек и гладильщиков вручную, мойщиков окон, стеклопротирщиков, уборщиков служебных и производственных помещений (Посмотреть презентацию учебника для 8 класса ), младшего медицинского персонала /санитарки ваннщицы, мойщицы, уборщицы, приёмного отделения и процедурного кабинета, заготовщика полуфабрикатов перевязочных материалов, сиделка по уходу за больным/ (9 класс).

Как и учебники других годов обучения, учебник для 5 класса входит в состав УМК, включающего методичку для учителя, рабочую тетрадь и электронные ресурсы.

Программа опубликована в сборнике 2 программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Журавлев Б., Ковалева Е., Мирский С. Л., под ред. В.В. Воронковой. – М.: Владос, 2012).

Учебник входит в состав учебно-методического комплекса, включающего также тетрадь на печатной основе с технологическими картами, тетрадь лекал изделий и диск с видеоуроками по технологии работы.



Глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая усмотрела в опубликованном Перечне коррупционные риски и направила запрос в Генпрокуратуру с просьбой провести проверку решения Минобрнауки.



Мнение редактора

Всё же вовремя ФГОС вводится: он, в частности, учит находить необходимую информацию. И отнюдь не через запросы в Генпрокуратуру. В данном случае, например, можно в профильное министерство напрямую обратиться, и все особенности Перечня, обусловленные переходным этапам и введением нового предмета, выяснить.

Вот когда 2 года назад некоторые издательства выдвинули понятие «система учебников» - которое означало не научную школу и степень апробации, а механическое объединение учебников по всем предметным линиям, включая физкультуру - это почему-то никаких опасений не вызвало, и в прошлом году тоже.

Гораздо тревожнее высказанное мимоходом отождествление единого образовательного пространства страны с единым учебником:

«И принятие решения об увеличении количества учебников до 3 тысяч делает полностью нереализуемым этот главный принцип».

Ну это ж не 3 тысячи учебников по одному предмету для одного класса. Хотя удивительно, что не качество, а сам факт количества (т.е. увеличение возможности выбора) вызвал депутатский запрос.

Помимо всего прочего необходимо осознавать, что мы живём в очень большой стране - с разным климатом, экономикой, заселённостью, культурными традициями. Перечень обеспечивает вариативность в рамках единого образовательного пространства, которое определяется стандартом, базисными учебными планами, примерными программами. Хотя - безусловно - это осложняет процесс контроля. Так может стоит подходы к контролю поменять? Начать с ответа на вопрос: зачем, что мы хотим обеспечить? Ответ есть в Конституции РФ.





© Современные образовательные технологии, 2009-2021
телефон (996) 743-19-34
e-mail: edutech@mail.ru