12.02.2013 |
К использованию в школах рекомендованы и допущены почти 3000 учебников (в предыдущем перечне было 1800). Увеличение количества рекомендованных учебников связано с введением государственных образовательных стандартов нового поколения и их особенностями: В новом перечне в соответствии с новым федеральным стандартом общего образования учебники для старших классов разделены по уровням - базовому, профильному и углубленному. Например, отдельно выделен предмет «Естествознание», для его изучения старшеклассникам рекомендовано четыре учебника только базового уровня.
Кроме того, в списке есть учебники к дополнительным предметам - астрономии, искусству, истории русской культуры, истории религий народов России, риторике, светской этике и технологии. В перечне увеличилось количество учебников для школьников с особыми образовательными потребностями. Перечень учебников расширен за счёт продолжения предметных линий и подготовки учебника по новому курсу (Приложение 4). Все 8 новых учебников – для детей с интеллектуальными нарушениями. Для школ I – VII вида новых учебников за год не подготовлено, заявленные линейки не развиваются. Развитие предметных линий по программам VIII вида обеспечено двумя издательствами – нами, «Современными образовательными технологиями» и «Просвещением». Издательства «ВЛАДОС» и «Дрофа» не готовят новых учебников. ВЛАДОС сохранило прежние 8 учебников по 2 образовательным областям. Чтение представлено разрозненными учебниками для 1, 5 и 8 классов; технология – отдельными учебниками по штукатурно-малярному делу (для 7, 8 классов), картонажно-переплетному делу (для 8 — 9 классов) и столярному делу (для 10 — 11 классов). Также остаётся единственным учебник по Окружающему миру для – 1 класса (такого предмета нет ни в одном из вариантов БУПа). Дрофа – сохранило 1 учебник русского языка для 5 класса, не развивая эту линию. «Просвещение» продолжило предметные линии по 2 варианту БУПа («Устная речь», «Живой мир», «Чтение» для 3 класса, «Русский язык» для 9 класса, «История» для 8 класса, «Технология. Слесарное дело» для 6 класса. При этом учебники для начальной школы имеют названия, не соответствующие названиям образовательных областей в БУПе ФГОС НОО, что осложняет возможность их использования вне СКОУ. Издательство «Просвещение» имеет несколько линеек по чтению для детей с интеллектуальными нарушениями, линия 5 – 9 классы не развивается (представлена единственным учебником для 5 класса Бгажнокова И.М., Савельева Г.В., и не продолжается). По образовательной области «Математика» в перечне по-прежнему существуют отдельные учебники для 2 и 9 классов. В Перечне прошлого года присутствовали учебники, обеспечивающие подготовку выпускников для работы в качестве помощников в ведении домашнего хозяйства, домашней прислуги, прачек и гладильщиков вручную, мойщиков окон, стеклопротирщиков, уборщиков служебных и производственных помещений (Посмотреть презентацию учебника для 8 класса ), младшего медицинского персонала /санитарки ваннщицы, мойщицы, уборщицы, приёмного отделения и процедурного кабинета, заготовщика полуфабрикатов перевязочных материалов, сиделка по уходу за больным/ (9 класс). Как и учебники других годов обучения, учебник для 5 класса входит в состав УМК, включающего методичку для учителя, рабочую тетрадь и электронные ресурсы. Программа опубликована в сборнике 2 программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Журавлев Б., Ковалева Е., Мирский С. Л., под ред. В.В. Воронковой. – М.: Владос, 2012). Учебник входит в состав учебно-методического комплекса, включающего также тетрадь на печатной основе с технологическими картами, тетрадь лекал изделий и диск с видеоуроками по технологии работы. Глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая усмотрела в опубликованном Перечне коррупционные риски и направила запрос в Генпрокуратуру с просьбой провести проверку решения Минобрнауки. Всё же вовремя ФГОС вводится: он, в частности, учит находить необходимую информацию. И отнюдь не через запросы в Генпрокуратуру. В данном случае, например, можно в профильное министерство напрямую обратиться, и все особенности Перечня, обусловленные переходным этапам и введением нового предмета, выяснить. Вот когда 2 года назад некоторые издательства выдвинули понятие «система учебников» - которое означало не научную школу и степень апробации, а механическое объединение учебников по всем предметным линиям, включая физкультуру - это почему-то никаких опасений не вызвало, и в прошлом году тоже. Гораздо тревожнее высказанное мимоходом отождествление единого образовательного пространства страны с единым учебником: Ну это ж не 3 тысячи учебников по одному предмету для одного класса. Хотя удивительно, что не качество, а сам факт количества (т.е. увеличение возможности выбора) вызвал депутатский запрос. Помимо всего прочего необходимо осознавать, что мы живём в очень большой стране - с разным климатом, экономикой, заселённостью, культурными традициями. Перечень обеспечивает вариативность в рамках единого образовательного пространства, которое определяется стандартом, базисными учебными планами, примерными программами. Хотя - безусловно - это осложняет процесс контроля. Так может стоит подходы к контролю поменять? Начать с ответа на вопрос: зачем, что мы хотим обеспечить? Ответ есть в Конституции РФ. |
©
Современные образовательные технологии, 2009-2021 |
телефон (996) 743-19-34 e-mail: edutech@mail.ru |