«Механизм формирования федеральных перечней будет совершенствоваться»
Возможности для этого даёт новый закон «Об образовании в Российской Федерации»
О том, почему это необходимо и на основании каких принципов федеральные перечни будут формироваться в дальнейшем, рассказывает директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Елена Низиенко.
Крайне интересный состав рабочей группы, например, ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
«Если мы включаем в федеральные перечни два учебника для одного класса по одному предмету, то должны быть уверены, что это два разных учебника, которые являются альтернативой друг другу, что там не одно и то же содержание под разными обложками.
Трудно с этим не согласиться! И действительно хочется
Интересные вопросы:
«Не секрет, что в РАН и в РАО работают очень многие авторы школьных учебников – возможен конфликт интересов.
Почему учителя никак не принимают участие в экспертизе?
К сожалению, отсутствуют общие критерии, на основании которых проходит экспертиза.
И - намётки к поиску ответа на них.
«Чтобы экспертиза проводилась более качественно, нужны новые подходы.
Во-первых, нет необходимости формировать федеральные перечни раз в год. С какой периодичностью это нужно делать – может быть, раз в три года или раз в пять лет, – ещё предстоит обсудить.
Во-вторых, необходимо отработать жёсткие критерии экспертизы. Ранее у министерства не было права устанавливать такие критерии, теперь новый закон его нам предоставляет.
В-третьих, нужно ввести правило «третьего ключа» – подключить к проведению экспертизы некую третью организацию. Пока трудно сказать, каков будет механизм привлечения этой организации – возможно, каждый раз перед формированием перечня она будет определяться на конкурсной основе.
Новый закон предоставляет нам возможность исключать учебники из федеральных перечней – нужно прописать ситуации, в которых это право будет применяться.
Все эти меры будут закреплены в новом порядке утверждения федеральных перечней».
И вот - прежде, чем отрабатывать «жёсткие критерии экспертизы» может стоит сначала всё же определить требования к новым учебникам? Только не отдельными издательствами с административным ресурсом, а экспертному сообществу - как это и было предложено сделать в далёком 2009-м?
А вот это умиляет: «РАН и РАО проводят экспертизу по заказу издательств, а не министерства».
Информационный повод: Много учебников - это хорошо или плохо?