Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




03.04.2013



НЕДЕЛЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ


Ратификацией в мае 2012 года Конвенции о правах людей с инвалидностью Россия подтвердила свои обязательства по развитию инклюзивного образования



Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма на ДОЖДЕ
Обсуждение фильма Любови Аркус «Антон тут рядом» на Первом канале
Эксперты о заболеваниях аутистического спектра и оказании помощи: «Мы не знаем ещё, объективное или субъективное, но ощущение надвинувшейся эпидемии аутистических расстройств существует и заставляет думать...»
День здоровья детей, коррекционной педагогики, инклюзивного образования, логопедов, лечебной физической культуры двенадцатого Московского педагогического марафона учебных предметов
Второй вебинар из цикла «Обеспечение инклюзивных подходов при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по ФГОС»
Первый вебинар из цикла «Обеспечение инклюзивных подходов при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по ФГОС»


Статья 24 Конвенции гласит, что «государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». Однако образовательные учреждения не спешат перестраивать свою систему, часто даже не из-за отсутствия «сигнала сверху», а просто из-за недостатка информации. Неделя инклюзивного образования позволит ответить на многие вопросы, связанные с инклюзивным образованием, как специалистам, так и заинтересованным родителям.

В 2013 году акция охватывает 25 российских регионов. Неделя инклюзивного образования проводится по инициативе РООИ «Перспектива» и партнеров по Национальной Коалиции «За образование для всех». В Бурятии, Воронежской и Калининградской области, Хабаровском крае и Республике Татарстан и др. прошли дни открытых дверей инклюзивных школ, уличные акции «Дети должны учиться вместе», инклюзивные фестивали и концерты, семинары для специалистов.



Границы «недели» совпадают со знаковыми датами:

Международным днём человека с синдромом Дауна – 21 марта

Всемирным днём распространения информации о проблеме аутизма – 2 апреля

Поэтому содержательно многие мероприятия были посвящены этим категориям детей.



28 – 31 марта
Региональная благотворительная общественная организация «Центр лечебной педагогики» принял участие в фестивале, организованном Благотворительным фондом поддержки детей с особенностями развития «Я есть!» в Ивановской области. В рамках фестиваля прошли пресс-конференции, круглые столы, семинары, мастер-классы для родителей и специалистов, работающих с детьми с нарушениями развития. 28 марта эксперты Центра лечебной педагогики посетили ивановские учреждения, в которых живут или занимаются дети с особенностями развития, 29 марта в Департаменте социальной защиты населения Ивановской области прошёл круглый стол «Проблемы и пути решения в сфере поддержки детей с особенностями развития». 30 и 31 марта на базе Института развития образования города Иваново состоялся семинар «Организация системы помощи семьям с детьми, имеющими нарушения развития».

20 – 21.03.2013
Красноярск. Информационный марафон инновационных практик и технологий работы с детьми с особыми потребностями «Мы вместе» провели общественное движение в поддержку детей с нарушениями развития «Право на счастье», Благотворительный фонд «Живое дыхание» и специалисты из Израиля. Специалисты, работающие с детьми с особыми образовательными потребностями (расстройство аутистического спектра, синдром Дауна, тяжёлые интеллектуальные нарушения и т.д.), познакомились с инновационными международными практиками.

19 – 25 .03.2013
Улан-Удэ. Организатором недели инклюзивного образования выступил региональный общественный фонд инвалидов-колясочников «Общество без барьеров». В Бурятии инклюзивное образование внедряется уже много лет, однако зачастую делается это исключительно силами общественников, как и в других регионах страны.
Встреча с участницей параолимпийских игр в Лондоне – 2012; день открытых дверей для родителей детей с инвалидностью; показ фильмов-участников международных кинофестивалей о жизни людей с инвалидностью; форум «Инклюзивное образование – требование времени»
По последним данным, численность детей имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) составляет 3,6% от общей численности школьников. 1 сентября 2012 года в Бурятии за парты сели 9 339 детей с ограниченными возможностями, в том числе 1203 ребенка начали обучение в обычных классах общеобразовательных школ. Еще 1400 детей с ОВЗ обучаются в коррекционных образовательных учреждениях, на дому обучается 1361 ребенок с ОВЗ.
Как отметил на форуме заместитель министра образования и науки РБ Александр Бочеев, инклюзивное образование в Бурятии находится на стадии становления и его развитию препятствует множество структурных ограничений, которые так или иначе связаны с социальным неравенством. Международный опыт показывает, что развитие системы инклюзивного образования - это долгосрочная стратегия. Однако в республике лишь одна школа в городе Кяхта отвечает всем требованиям безбарьерной среды. В России родители детей с ограниченными возможностями пока могут отправить ребенка учиться либо в коррекционную школу, либо в обычную школу, но со всеми социально- психологическими рисками. Многие родители детей с инвалидностью не видят будущего для своего ребенка после обучения.

Однако ценность инклюзии состоит в том, чтобы не только в школах, но и в обществе в целом люди с инвалидностью и особенностями развития воспринимались как его полноправные члены.

21.03.2013
Архангельск. Круглый стол «О доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Архангельской области» по инициативе Общественной палаты Архангельской области и Союза общественных объединений инвалидов Архангельской области.

Пресс-конференция, посвященная вопросам реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья при помощи театрального искусства

Онлайн-конференция в рамках первого мультимедийного информационно марафона «Проблемы аутизма» «Что должны знать родители детей, учащихся в инклюзивной школе»

20.03.2013
В Москве прошла Неделя людей с ментальной инвалидностью. В рамках недели были организованы встречи родственников людей с инвалидностью с правозащитниками, со студентами, показы и обсуждения фильмов, выставки, семинары и круглые столы с участием экспертов.

До 95% людей с ментальной инвалидностью в России ежедневно сталкиваются с дискриминацией в различных сферах жизни. Об этом говорят данные исследования, проведенного Региональной общественной организацией инвалидов «Перспектива», по чьей инициативе в столице прошла Неделя людей с ментальной инвалидностью.

Представление УМК, созданного в соответствии с ФГОС НОО и обеспечивающего реализацию инклюзивного образования, на Московском педагогическом марафоне

Второй вебинар из цикла «Обеспечение инклюзивных подходов при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по ФГОС»



Итоги «недели», конечно, будут подведены, а пока – первые впечатления. И даже не столько от самой «недели», сколько от контекста, который для инклюзии является не дополнением, а обязательным условием.

При сравнении с событиями годичной давности отчётливо видна утрата культурного контекста: если «неделя» – 2012 прошла на фоне мировой премьеры фильма «Связь» (Touch) – анонс которой сегодняшними глазами и ушами это воспринимается просто как пророчество событий наших дней; выступлений Всемирного детского хора ЮНЕСКО (дети с разными тяжёлыми диагнозами) на сценах и вокзалах Москвы; презентации круглосуточного национального телевизионного канала, который занимается освещением проблем инвалидов; довольно острых споров о низком профессиональном уровне журналистов, пишущих о людях с особыми потребностями, препятствующем социальной интеграции инвалидов, то март 2013 похвастаться такой полнотой освещения проблемы, увы, не может.



Счастливое исключение составляет Канал «Дождь», посвятивший весь эфир 2 апреля Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма.

По аналогии с блистательным Международным днём инвалидов на ДОЖДЕ



Отрадно, что проблемы образования людей с особыми образовательными потребностями не рассматриваются как некое дополнение, необязательное, экзотическое, а включено в общее русло развития образования. Это, безусловно, достижение.

29.03 в пресс–центре РИА «Новости» состоялся круглый стол о проекте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «Каким быть дошкольному детству?». Дошкольное образование, получив статус «ступени» включено в общую систему, необходимы инструменты согласования ступеней. Важным моментом, озвученном на круглом столе, стало признание того, что не ребёнок должен готовиться к школе в дошкольный период, а школа должна готовиться к принятию детей – разных. А стандарт дошкольного образования необходимо разрабатывать с учётом понимания разнообразия потребностей дошкольников, важности обеспечения инклюзивных подходов.

26.03 в пресс–центре РИА «Новости» прошла пресс-конференция «Состояние и перспективы образования в России. Противостояние «старого» и «нового» подходов», где и дискуссия вроде заявлена. Но с первых минут удивляет то, что разработчики «нового» подхода как раз и не присутствуют. Но может именно это и позволило продемонстрировать наглядно суть разных подходов – поскольку изначально рамка обсуждения не была обозначена. Речь шла исключительно о высшем образовании – будто оно может существовать само по себе – без предшествующих ступеней (хотя и о необходимых и занятных преобразованиях в школе тоже говорили). Поначалу казалось, что это запись парткома в колхозе – без поправок на время (разве зелёного сукна на столе не было) – с забавным противопоставлением Пелевина как пропагандиста наркотиков и Куприна как пропагандиста доброго отношения к женщине – конкретно в «Яме». Потом всё же и другая точка зрения была озвучена, а вот то, что «услышана» оппонентами – как-то сомнительно. Так что инклюзивной культуры и им не хватает.

Хотя результаты опроса: 71% – за новый подход, 29% – за старый – всё же обнадёживают, особенно – в сравнении с данными годичной давности.

Хотя резюме о том, что на выходе из образовательной системы мы должны получить всё же в первую очередь не образованного человека и не специалиста, а гражданина, напрягло: о чём тогда говорили-то?



Ну и показалось, что участвующих в акции НКО меньше, что и неудивительно.

И – снова неудивительно – система образования вновь «как бы» в стороне, в режиме выжидания отмашки.





© Современные образовательные технологии, 2009-2021
телефон (996) 743-19-34
e-mail: edutech@mail.ru