03.04.2013 |
Ратификацией в мае 2012 года Конвенции о правах людей с инвалидностью Россия подтвердила свои обязательства по развитию инклюзивного образования Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма на ДОЖДЕ Обсуждение фильма Любови Аркус «Антон тут рядом» на Первом канале Эксперты о заболеваниях аутистического спектра и оказании помощи: «Мы не знаем ещё, объективное или субъективное, но ощущение надвинувшейся эпидемии аутистических расстройств существует и заставляет думать...» День здоровья детей, коррекционной педагогики, инклюзивного образования, логопедов, лечебной физической культуры двенадцатого Московского педагогического марафона учебных предметов Второй вебинар из цикла «Обеспечение инклюзивных подходов при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по ФГОС» Первый вебинар из цикла «Обеспечение инклюзивных подходов при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по ФГОС» Статья 24 Конвенции гласит, что «государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». Однако образовательные учреждения не спешат перестраивать свою систему, часто даже не из-за отсутствия «сигнала сверху», а просто из-за недостатка информации. Неделя инклюзивного образования позволит ответить на многие вопросы, связанные с инклюзивным образованием, как специалистам, так и заинтересованным родителям. В 2013 году акция охватывает 25 российских регионов. Неделя инклюзивного образования проводится по инициативе РООИ «Перспектива» и партнеров по Национальной Коалиции «За образование для всех». В Бурятии, Воронежской и Калининградской области, Хабаровском крае и Республике Татарстан и др. прошли дни открытых дверей инклюзивных школ, уличные акции «Дети должны учиться вместе», инклюзивные фестивали и концерты, семинары для специалистов. Границы «недели» совпадают со знаковыми датами: Поэтому содержательно многие мероприятия были посвящены этим категориям детей. 28 – 31 марта Однако ценность инклюзии состоит в том, чтобы не только в школах, но и в обществе в целом люди с инвалидностью и особенностями развития воспринимались как его полноправные члены. 21.03.2013 Представление УМК, созданного в соответствии с ФГОС НОО и обеспечивающего реализацию инклюзивного образования, на Московском педагогическом марафоне Второй вебинар из цикла «Обеспечение инклюзивных подходов при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по ФГОС» При сравнении с событиями годичной давности отчётливо видна утрата культурного контекста: если «неделя» – 2012 прошла на фоне мировой премьеры фильма «Связь» (Touch) – анонс которой сегодняшними глазами и ушами это воспринимается просто как пророчество событий наших дней; выступлений Всемирного детского хора ЮНЕСКО (дети с разными тяжёлыми диагнозами) на сценах и вокзалах Москвы; презентации круглосуточного национального телевизионного канала, который занимается освещением проблем инвалидов; довольно острых споров о низком профессиональном уровне журналистов, пишущих о людях с особыми потребностями, препятствующем социальной интеграции инвалидов, то март 2013 похвастаться такой полнотой освещения проблемы, увы, не может. По аналогии с блистательным Международным днём инвалидов на ДОЖДЕ Отрадно, что проблемы образования людей с особыми образовательными потребностями не рассматриваются как некое дополнение, необязательное, экзотическое, а включено в общее русло развития образования. Это, безусловно, достижение. 29.03 в пресс–центре РИА «Новости» состоялся круглый стол о проекте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «Каким быть дошкольному детству?». Дошкольное образование, получив статус «ступени» включено в общую систему, необходимы инструменты согласования ступеней. Важным моментом, озвученном на круглом столе, стало признание того, что не ребёнок должен готовиться к школе в дошкольный период, а школа должна готовиться к принятию детей – разных. А стандарт дошкольного образования необходимо разрабатывать с учётом понимания разнообразия потребностей дошкольников, важности обеспечения инклюзивных подходов. 26.03 в пресс–центре РИА «Новости» прошла пресс-конференция «Состояние и перспективы образования в России. Противостояние «старого» и «нового» подходов», где и дискуссия вроде заявлена. Но с первых минут удивляет то, что разработчики «нового» подхода как раз и не присутствуют. Но может именно это и позволило продемонстрировать наглядно суть разных подходов – поскольку изначально рамка обсуждения не была обозначена. Речь шла исключительно о высшем образовании – будто оно может существовать само по себе – без предшествующих ступеней (хотя и о необходимых и занятных преобразованиях в школе тоже говорили). Поначалу казалось, что это запись парткома в колхозе – без поправок на время (разве зелёного сукна на столе не было) – с забавным противопоставлением Пелевина как пропагандиста наркотиков и Куприна как пропагандиста доброго отношения к женщине – конкретно в «Яме». Потом всё же и другая точка зрения была озвучена, а вот то, что «услышана» оппонентами – как-то сомнительно. Так что инклюзивной культуры и им не хватает. Хотя результаты опроса: 71% – за новый подход, 29% – за старый – всё же обнадёживают, особенно – в сравнении с данными годичной давности. Хотя резюме о том, что на выходе из образовательной системы мы должны получить всё же в первую очередь не образованного человека и не специалиста, а гражданина, напрягло: о чём тогда говорили-то? Ну и показалось, что участвующих в акции НКО меньше, что и неудивительно. И – снова неудивительно – система образования вновь «как бы» в стороне, в режиме выжидания отмашки. |
©
Современные образовательные технологии, 2009-2021 |
телефон (996) 743-19-34 e-mail: edutech@mail.ru |